Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Александр Масляков: «КВН ‒ река времени» - Искусство кино
Logo

Александр Масляков: «КВН ‒ река времени»

Интервью ведет Елена Поберезникова

Александр Васильевич Масляков — президент компании АМИК, академик Академии Российского телевидения, «лицо» Первого канала… Но для телезрителей он по-прежнему остается Сашей Масляковым, который тридцать три года назад вышел на сцену в игре Клуба веселых и находчивых. С тех пор его имя неразрывно связано как с легендарной программой, так и с историей отечественного телевидения.

Встретились мы в порядком обветшалом «Останкино» — в пустой комнате, где стояло два колченогих стула. Компания Маслякова в очередной раз переезжала. Собственно, для «Останкино» 90-х переезды — не событие, а повседневная жизнь. Одни богатеют, другие разоряются.

Корифей развлекательного жанра явно не принадлежит сегодня к самым «крутым» и остается живым доказательством тому, что не все традиции утеряны…

Александр Масляков. Начнем с того, что я стараюсь интервью не давать. Вот через несколько лет, когда, может быть, отойду от активной деятельности… Тогда я буду свободнее и смогу говорить абсолютно все, что думаю, не делая поправок. А сейчас я сам — действующее лицо, мне сложно говорить о коллегах и даже о себе. И хотя я всю жизнь стараюсь трезво на себя смотреть, но все равно…

Елена Поберезникова. Начнем с КВН — главной для вас программы.

А. Масляков. Да, так получилось.

Е. Поберезникова. А почему так получилось? Ведь много было программ и одного примерно жанра…

А. Масляков. Вы знаете, когда я мальчонкой пришел в КВН, ведущих было мало. У меня за спиной было лишь четыре курса Московского института инженеров транспорта, здоровая наглость и, конечно, искренняя любовь к КВН. Как-то сразу я пришелся ко двору и уже скоро работал в молодежной редакции, вел игровые, концертные программы, развлекательные передачи, репортажи — то, что сейчас называют ток-шоу. Тогда мы не знали этого слова, но передачи такие были…

Тогда, повторюсь, ведущих было немного и режиссеры, уповая на то, что Масляков не испортит передачу, говорили примерно следующее: «Пусть проведет одну-другую, а потом мы что-нибудь придумаем».

Прикрыл я собой много амбразур. Так что я — универсал не по своей воле, хотя желание все попробовать у меня было всегда.

Да и сейчас — если удается «убежать» в другую передачу, которая мне интересна и дает возможность попробовать себя в новом качестве, я не раздумываю.

Но действительно, именно с КВН началось для меня телевидение. Эта программа на долгие годы оставалась главной для меня. Потом ее прикрыли. И несмотря на то что я был всего лишь мальчиком-ведущим и ни за что не отвечал тогда, я остался перед Клубом в долгу.

Я не очень пострадал. Меня не уволили, не перевели в другую редакцию. Как вел другие программы, так и продолжал вести: «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «Адреса молодых»… Но я постоянно чувствовал тоску по КВН. И в 1986 году мы — я, Андрей Меньшиков и другие кавээнщики — попробовали эту программу возродить.

Понятно, что КВН — программа неординарной судьбы. Ее не было на экране четырнадцать лет. Но, возвращая ее к жизни, мы не с нуля начинали. Мы знали, в каких институтах продолжали играть команды кавээнщиков. И с этого все началось опять. И вновь нам пришлось пройти через неприятие критиков, но мы продолжаем жить второй жизнью вот уже десять лет.

В общем-то это истина, что нельзя в одну реку вступать дважды… Но КВН — это особая река, река времени. Ведь мы из нее не выходили. Программу прикрыли, а в стране продолжали в нее играть везде: в школах, институтах…

Е. Поберезникова. Просто она была перекрыта плотиной.

А. Масляков. Совершенно верно. Вот иногда говорят: реанимировали… Нет, отвечаю я, реанимировали — это то, что прежде умерло. А мы реабилитировали. Реабилитировали то, что искусственно загнали чуть ли не в подполье.

Поэтому считаю, что я свой долг вернул. И тем, кто придумал КВН и кто в него играл и играет, и тем, кто его смотрел и смотрит.

Е. Поберезникова. У вас есть успех, популярность. Почему же, как вы говорите, вас все время тянет «на сторону»?

А. Масляков. Все очень просто. Роль ведущего КВН — служебная. Впрочем, не только в КВН. Вообще я сказал бы, ведущий должен хорошо знать свое место. Это понимание — элемент профессии. К сожалению, нынешнее поколение это плохо чувствует. Мне часто приходится говорить молодым коллегам, с которыми я общаюсь по другим передачам: «Ну, не про тебя передача, не лезь, не тяни одеяло на себя…»

У меня иногда и к ЛTне Якубовичу есть претензии, особенно в «Колесе истории», к которому я прохладно отношусь. Я считаю, что там слишком много ЛTни и слишком мало истории. И, может быть, поэтому она пока не очень раскручивается. Надеюсь, что-то изменится. Ну, вот он, ЛTня, такой. Вот он — «Я».

Но, конечно, есть программы и программы. В КВН, я считаю, роль ведуще-го — исключительно служебная. Он должен помочь и игрокам, и судьям, и зрителям разобраться в том, что, может быть, не совсем понятно… Все! А дальше отойди, пожалуйста, в сторонку, потому что главное — кавээнщики.

Другое дело, что иногда приходится вступать и на их территорию. Я все-таки — ведущий… Ну, это — профессиональное. Это входит в понятие профессии ведущего. Отойдя в сторонку, ты же не ушел в другое помещение, не закрыл дверь, ты все равно здесь. И что-то ты должен делать. Возникают разные ситуации, приходится что-то комментировать, на что-то реагировать. Но ты все равно на втором плане.

Потому хочется попробовать себя где-то и на первом плане, в другом качестве… Теперь, через тридцать три года я думаю, что тоже что-то могу. И почему бы не «сбегать» куда-то на сторону?

Но это так, для развлечения. Остаюсь я все-таки с КВН. Я не думаю, что без меня здесь все рухнет, но пока мне кажется, что я должен быть рядом.

Е. Поберезникова. При огромном количестве телевизионных игр ваша — отечественного происхождения — уникальна, да и такая верность программе — редкость на нашем телевидении.

А. Масляков. Да, игра чисто отечественная, авторы КВН — Яковлев, Муратов, Аксельрод. Это известный факт. Таких программ, к сожалению, две у нас осталось: КВН и «Что? Где? Когда?». Раньше пытались изобретать свои. Сейчас даже не пытаются.

Е. Поберезникова. Представим, что волею судьбы ведущим оказался бы не Масляков, а кто-то другой…

А. Масляков. Вы знаете, два года до Маслякова программу вели самые разные люди. И она была популярна.

Е. Поберезникова. Ну, в то время все было популярно… Но согласитесь, что личность ведущего во многом определяет популярность развлекательной программы.

А. Масляков. Любой программы. Я вам скажу, многие не смотрели бы сейчас поднадоевшее уже «Поле чудес», если бы не Якубович… Да простит меня Бог, там вообще ничего нет, кроме талантливого ведущего и не очень умных игроков. Да и идея чужая. Но там — ЛTня. Популярной же программа стала, когда там был Влад Листьев. Тоже профессионал. Барабан крутился так же, но иначе. Я понимаю, что если бы Якубович ушел, «Поле чудес» было бы никому не нужно. Но КВН и программы такого типа, где есть форма, интеллектуальная основа, будут продолжать жить, даже если сменится ведущий.

В разных передачах функции ведущего разные. У Владимира Владимировича Познера в его программах — совсем иная роль.

Е. Поберезникова. Но программы Познера трудно отнести к чисто развлекательным.

А. Масляков. Вообще все деление на жанры весьма условно. Программы Познера смотрят, они тоже развлекают. Все развлекает. Вот раньше тоже поучали, но как? Встанет человек к доске и рассказывает долго и скучно. У Познера же придумана интрига. Есть крючок, который держит зрителя. Это и есть развлечение.

Е. Поберезникова. А есть какие-то специфические качества, необходимые для ведущих именно развлекательных программ?

А. Масляков. Мне очень трудно говорить об этом. Наверное, есть. Хотя не знаю. Вот, например, умно пошутить и в серьезной передаче не вредно. Это ее только как-то очеловечит. Я побывал в разных программах и многое делал интуитивно. Я — не аналитик. У меня ведь не написано: «А здесь хорошо бы пошутить…»

Е. Поберезникова. Кстати, шутите вы экспромтом?

А. Масляков. Конечно!

Е. Поберезникова. Заготовок не бывает?

А. Масляков. А какие могут быть заготовки?

Е. Поберезникова. Не скажите. Я смотрю на некоторых нынешних шоуменов и вижу невооруженным глазом, как они порой мучительно вспоминают какую-нибудь остроумную, как им кажется, реплику или радостно выдают ее часто совсем невпопад.

А. Масляков. Но я, в отличие от нынешних шоуменов, спокойно могу не шутить, если нет для этого повода.

Е. Поберезникова. Сейчас ТВ изменилось. Во многом стало ярче, эффектней. Тех— нология изменилась, да и роль ведущих. Действительно, появилось то, чего не было раньше: «шоуменство», театральщина…

А. Масляков. В общем, да… Но как-то все примитивно. Многие программы, как мне представляется, рождаются без особого напряга извилин. А чаще просто беззастенчиво копируются. Я, к сожалению, из того разряда людей, что предпочитают попробовать изобрести велосипед. Может быть, он не получится, но это мне интереснее.

Е. Поберезникова. Кстати, о копировании программ. У нас сейчас, наверное, процентов восемьдесят программ — калька американская или европейская.

А. Масляков. Ну, это неплохо с точки зрения рентабельности. Потому что в день можно снять восемь передач.

Е. Поберезникова. А вы не можете?

А. Масляков. Я — могу. Но это будет со— всем другая программа… Не КВН.

Е. Поберезникова. Вы никогда не снимаете несколько передач?

А. Масляков. Ни-ког-да! Единственное, что мы можем себе позволить, и то это происходит только в полуфиналах: запись две субботы подряд. Понимаете, КВН — это штучное производство. Штучный товар. Штучные нервы. Штучный кураж команд.

Е. Поберезникова. Вы сейчас и продюсер своих программ?

А. Масляков. У нас целая команда, и в общем-то есть люди, которые непосредственно занимаются финансами, но думать о том, что КВН — дорогая программа и надо искать людей, которые купят команде из Владивостока и даже из Воронежа билеты до Москвы, приходится постоянно. Но для меня, персонально для Маслякова, ощущение праздника во время записи — самое главное.

Е. Поберезникова. А к коммерциализации телевидения вы как относитесь?

А. Масляков. Это — данность, реальность, к сожалению.

Е. Поберезникова. А я вот недавно с А.Малкиным на эту тему говорила, и он сказал: «Коммерциализация телевидения — это проверка на владение профессией: сможешь или не сможешь».

А. Масляков. Малкин прежде всего продюсер. А я все-таки ведущий. Я — неважный бизнесмен. Мне удается с моими товарищами создавать эту программу, и только. Бизнесмен — это прибыль, доход… У нас с доходами не очень хорошо. Но мы стараемся сводить концы с концами и все-таки помочь командам, которые не могут найти спонсора.

Е. Поберезникова. У вас команда стабильная?

А. Масляков. Да. Смена поколений у нас происходит в командах играющих. Сейчас как раз начинается очередная смена поколений. Примерно на семьдесят процентов они меняются. Это этап для меня волнующий и страшноватый. Опять молодые, опять — другие, опять — все сначала… Но в этом-то вся и прелесть!

Игроки из сегодняшнего времени про это время и будут шутить. Я всегда говорю: «Как живем, так и шутим». Потому КВН столь долог, что ребята приходят из «сегодня» и нам сегодня интересны.

Есть в этом и проблема: они не очень опытны. А я должен думать об уровне программы. Я знаю, что к концу года эти новенькие приобретут опыт, обкатаются, поймут, как надо играть…

И в моей команде (творческой), ко-нечно, что-то меняется, но не так резко. Четыре года назад я уговорил свою жену прийти режиссером в КВН. И при всех страхах, которые должны бы этому сопутствовать, я очень рад. Мы с женой в Клубе и познакомились и двадцать пять лет вместе прожили. Так вышло, что у меня ушел прежний режиссер. У него — другие интересы. Он не совсем из КВН был по своему духу. А я в работе достаточно жесткий человек, иначе ничего не получится.

И вот теперь мы работаем вместе с женой. Она очень давний сотрудник TВ. Ее знают как профессионала. И она все знает про КВН. Появились, правда, поводы для семейных споров дома. Ну и что? Зато для дела это лучше. А в принципе ядро у нас все же постоянное.

Е. Поберезникова. Молодежи много?

А. Масляков. А как же? Администраторы приходят молодые. В общем, получается, что в АМИК все моложе меня, и слава Богу! КВН вообще программа молодых. Я все время в общении с молодежью и надеюсь, что еще немножко поработаю и постараюсь не устареть.

Е. Поберезникова. Я недавно беседовала с Л.Новоженовым. Среди многих проблем он назвал проблему профессионализма. «Молоденькие мальчики, девочки ничего не умеют».

А. Масляков. Есть ведущие отличные и скверные. Новоженова я никогда к отличным не отнесу. Для таких ведущих как раз удобно работать с неопытными дилетантами. «Они непрофессионалы, поэтому что с нас взять?»

Е. Поберезникова. Непрофессионализм на экране сегодня шокирует.

А. Масляков. Да. Возможность безгранично расширить количество людей на экране к качеству не приводит.

Е. Поберезникова. Но ведь это не всегда связано с молодостью. Вспомним хотя бы ваше начало.

А. Масляков. Ну, наверное, что-то папа с мамой заложили, Господь Бог что-то дал, но все остальное пришло за тридцать три года. Профессионализм приходит только с годами. Или не приходит… Вообще профессионал — мое самое любимое слово. И самый большой дефицит на них сегодня, это правда. Причем — везде. Сейчас у нас время любителей, к сожалению. Любителей, которые сидят в Думе, любителей, которые ведут передачи, любителей, которые якобы занимаются журналистикой. Что тут сделаешь? Ведь сейчас что происходит на экране? Задал вопрос, а дальше — не важно. Надо же слышать собеседника, надо, чтобы он понимал, что тебе интересен. Бывает ощущение досады и горечи от непрофессионализма. Но время — не знаю хорошо это или плохо — заставляет нас гнаться за чем-то таким, о чем раньше мы и не думали. Раньше, конечно, мы больше углублялись в профессиональные разговоры друг с другом, в разговоры о передачах. Сейчас каждый сам по себе… Раньше чувством коллективизма было все проникнуто. Сейчас есть «команда». Это нечто другое. Сейчас каждый пашет свой огород, не очень поглядывая, что там у соседа. По— этому нет школы. Школа — это коллективный разум, который может чему-то на— учить, но, правда, может в чем-то и ограничить…

Е. Поберезникова. А вы кого-то чему-нибудь научили?

А. Масляков. Из меня, я думаю, не очень хороший педагог получится, хотя некоторые ребята, которые сейчас занимаются телевидением, кивают в мою сторону. Скажем, Миша Марфин иногда любит назвать меня учителем. Ну, поскольку он из КВН, вместе работали. Сейчас он работает самостоятельно, хороший ведущий. Правда, его сегодняшний «Счастливый случай» я лично не приемлю. Я помню прежнюю программу «Счастливый случай», которую делал Владимир Сергеевич Акопов. Она тоже не оригинальная, лицензионная… Но там все было посвящено вот этой семейной викторине, семейной игре. За последние годы в «Счастливом случае» появилась масса концертных номеров, артистов. Сейчас даже декорационно поле боя двух семей и столик ведущего отодвинуты в глубину, а весь центр освобожден для эстрадных звезд. И как бы между прочим играют семьи.

Я предпочитаю чистоту жанра. Прежде была интереснее сама программа, был интереснее и сам Миша, который находился полностью в процессе игры. Но я понимаю, откуда все идет. От неуверенности. Боязнь того, что будет неинтересно, если кто-то не выйдет и не споет. Своеобразная подстраховка… Я не сторонник этого. Если у вас не интересно, значит что-то не получилось или идея изначально не перспективна. Но делать из игры эстрадный концерт?.. Хотя зритель, возможно, скушает и такой борщ…

Е. Поберезникова. Сейчас подобных «кулинаров» развелось много и, надо сказать, многие нынешние ведущие родом из КВН.

А. Масляков. В этом есть доля истины. Я бы даже сказал, что их сейчас слишком много. Ведь КВН — не только игра, это и проявление творческого начала. Творчество масс. И каждый может испробовать себя: может что-то написать, сыграть… А человека, который вкусил возможность творить, естественно, от этого блюда уже трудно оттащить. Желание творить заложено в нас. На этой потребности стоит вся художественная самодеятельность, которой, собственно, и является кавээновское движение… Но это все-таки совершенно разные вещи: стоять в линейке кавээновской и выйти сольно на экран TВ. Тут я как зритель жду совсем другого. Я жду от тебя профессионализма, а ты — все еще самодеятельность. Поэтому многие и проигрывают. Но у нас об этом сейчас не принято говорить.

Мы уже говорили, что у нас только две игры отечественные. Практически все, что пришло «оттуда», — с раздеванием. Раздеванием мозгов прежде всего.

Е. Поберезникова. А как вы относитесь к передачам типа «Империя страсти»?

А. Масляков. Вы знаете, ханжой-то я боюсь оказаться, но подобное действо более уместно в каком-нибудь закрытом клубе, где Коля Фоменко и опробовал эту идею. Может быть, там это — замечательно. Но я не вижу необходимости переносить это на телевизионный экран. Хотя понимаю, что открытые части тела всегда привлекают определенного зрителя. Если есть спрос, значит, есть и предложение…

Е. Поберезникова. Новые проекты есть у вас?

А. Масляков. Есть. И это не только развлекательные программы. Но сложно найти деньги и сложно получить эфир.

Е. Поберезникова. Даже под ваше имя?

А. Масляков. Может быть, под мое имя что-то и получится. Все это не просто, но я пока еще не утратил интереса к другим замыслам, и что-нибудь мы еще сделаем. Но об этом говорить пока рано.

Е. Поберезникова. И последнее. Вы стали академиком Российской телевизионной академии. Вот прекрасная возможность повлиять на положение дел хотя бы с помощью выработки профессиональных критериев. Как вы относитесь к такой возможности?

А. Масляков. Я-то серьезно отношусь. Но, к сожалению, не все академики к своей работе относятся так же серьезно. И не потому, что я такой хороший, а они плохие. Многие очень заняты.

Тем не менее когда приходит время обсуждения кандидатур, выдвинутых на «ТЭФИ», все собираются. Теперь это двадцать один профессионал. Конечно, мы все субъективны, но у каждого есть телевизионный опыт и авторитет. И получается такое заседание художественного совета, которых сейчас, к сожалению, в текущем процессе уже нет.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012