Ума палата
- №5, май
- Юлия Панкратова
"Умники и умницы". Справа -- ведущий Юрий Вяземский |
В одну из суббот каждого месяца на Первом канале нашего телевидения наступает время зарядки для мозгов -- в полуденном эфире игра "Умники и умницы". Смотреть ее можно всем. Тем, кто, не стесняясь, определяет себя созвучно названию, и тем, кто просто хочет отдохнуть с умом и интересом. Программу делает телекомпания "Класс!", которая кроме "Умников и умниц" дарит телезрителям "Пока все дома", "...До шестнадцати и старше" и многие другие. "Класс!" тяготеет к детской и молодежно-семейной проблематике. "Умники и умницы" -- не исключение, игра для молодых...
Участвовать в ней могут только старшеклассники -- те, которые всерьез задумались, что же им делать дальше, кем быть и на кого равняться. Правда, просто растерянные из-за обилия жизненных дорог юноши и девушки не подойдут. Каждый, кто собрался засветиться на экране, должен обладать воистину неисчерпаемой кладовой знаний. Порой трудно представить, как за такую недолгую жизнь можно узнать так много. Сколько часов в день нужно просиживать в библиотеках?! Или, может быть, проще не выходить оттуда вообще? Разбить палатку между книжными шкафами и брать кипяток у библиотекарей, чтобы изредка питаться супчиком из пакета. И старания их, и бессонные ночи не напрасны. Ради главного приза программы можно и почихать от книжной пыли. Главный приз -- зачисление в ранее недоступный и потому престижный Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Приз тут не прячут в черный ящик, каждый игрок становится абитуриентом раньше срока и борется за свой будущий студенческий билет и право не участвовать в общих вступительных экзаменах.
Сама программа отчасти похожа на вступительный экзамен. Тут тоже испытывают, но чуть-чуть по-другому -- играючи. Ритуал игры -- смешение греческого, средневекового и нашего советско-школьного.
Стране мифов Греции "Умники и умницы" обязаны названиями всех групп, участвующих в игре. Здесь есть ареопаг. Грозных судей обычно трое -- все они профессора понятно какого вуза. Правда, иногда к ним присоединяются преподаватели из других учебных заведений -- люди весьма почтенные и облеченные доверием МГИМО. Как правило, ареопаг настроен лояльно и снисходительно по отношению к участникам -- "агонистам". Оно и понятно, желающие поступить в результате игры в МГИМО волнуются вдвойне. Сказывается обыкновенный и привычный любому школьнику страх перед важными преподавателями и новый, оттого еще более пронзительный, страх перед телевизионными камерами. Тем не менее даже самые пугливые осваиваются в этих не самых уютных обстоятельствах к третьему раунду программы. Кстати, этот самый раунд в игре гордо называется "агон".
Из средневековья сюда перекочевал и орден, который вешают на шеи знайкам, наблюдающим за игрой и отвечающим на вопросы, если игрок пасует, и стулья с высокой спинкой -- маленькие троны, на которые сажают победителей. Им честь и слава, они имеют право посматривать на всех и все свысока. Их черед вновь показать всю мощь своего ума приходит только в апреле-мае, когда программа выходит в полуфинал и финал и вычисляются главные претенденты на звание "мгимошник". Майская игра имеет красноречивый подзаголовок -- "Умники и умницы года". Простому смертному там делать нечего, воздух наполнен электрическими разрядами, слышно, как мысли бродят в головах, и видно, как шевелятся волосы.
Именно в мае "агонисты" от волнения начинают ошибаться в два раза чаще. И как только звучит неправильный ответ, чуть не все зрители-наблюдатели, как в школе, тянут свои руки... Им нужен орден Шелкового Умника. Он -- шанс когда-нибудь попасть в число игроков и попробовать свои силы. После награждения счастливец или счастливица именуются не иначе как Шелковый Умник или Шелковая Умница.
Ведущий программы -- заумник Юрий Вяземский. В строгом и скромном костюме, в очках, он в меру назидателен, в меру весел. Примерный школьный учитель. Иногда напоминает ежа из старых советских мультиков -- мудрый, на путь правильный наставит и лишнего слова не скажет. Всем хорош. Ладит с участниками так, что позавидуешь его коммуникабельности. И никакого давления, своевольства и тиранства.
Позавидуешь игрокам и вспомнишь других ведущих на ТВ. Например, в отличие от мощного и подчас беспардонного Ворошилова из "Что? Где? Когда?", Вяземский очень корректен. Он обладает весьма ценным качеством -- неумением обидеть. Даже тогда, когда ему приходится попрощаться с проигравшим игроком, он делает это мягко, без надрыва и без обид. (Право же, иногда после тирад Ворошилова в адрес неудачливых знатоков мне хочется обнять и приласкать каждого из них.) Воспитание розгами, по свидетельству классиков, к хорошему приводит редко.
Поспорить на поприще обаяния и интеллектуальности с Юрием Вяземским может, думаю, только Петр Кулешов из "Своей игры" (НТВ). Однако, если честно, соперничество неадекватно. Роли ведущих в программах разные: Петр Кулешов -- наблюдатель, а Юрий Вяземский -- непосредственный участник. Вместе с игроками переодевается, выполняет всяческие трюки и при этом еще проявляет завидное участие в каждом игроке. Может быть, это происходит потому, что подопечные Вяземского, в сущности, дети, им надо помогать сделать первый шаг, который зачастую даже труднее, чем послед-ний бой.
Чтобы усложнить жизнь играющим, каждую передачу посвящают чему-либо конкретному, придумывают тему. От нее-то, как от печки, и танцуют. И наивно думать, что предмет обсуждения бывает простым. Хотя на первый взгляд выглядит все довольно мирно -- Пушкин, Восток. Однако вопросы будут такими, что не соскучишься. Это вам не "На холмах Грузии..." прочитать или вспомнить названия восточных блюд. Все не так легко. Быть может, простое стихотворение вы сочините легко, а попробуйте смастерить подражание Пушкину или восточным поэтам. Тут вам не обыкновенное творчество, тут доскональное знание эпохи, стиля, плюс грамматика, семантика и многое еще.
Правда, следует сказать, что часто вопросы в программе хоть и интересны, однако отдают неестественной архивностью и иногда уж совсем невероятной сложностью. Я верю, что мгимошник должен все знать, но большинство зрителей не собираются в МГИМО. А вот телевизор у них есть... Да и вообще исторические факты, про которые рассказывают в "Умниках и умницах", приятно найти самому, порывшись лишний раз в домашней или общественной библиотеке. Даже делиться ими не очень-то удобно -- не скажешь ведь проспавшему соседу или коллеге по работе, что вчера из программы узнал, как кланялись придворные дамы при Карле Великом.
Впрочем, программу любят. Прежде всего коллеги, удостоившие ее два года назад премии ТЭФИ. Любят и зрители. Останкинские аналитики, даже не сверяясь с цифрами рейтинга, уверяют, что программа имеет свою постоянную аудиторию и количество смотрящих ее не так уж и малочисленно. И жить она, по мнению все тех же аналитиков, обещает еще долго-долго.
Однако смущает другое. Ориентируясь, правда, не на рейтинги, а на себя и своих приятелей, могу предположить, что именно для молодых в программе имеется главный недостаток: недостаток зрелищности. Можно, конечно, обвинить нынешних подростков в бездуховности и отсутствии нравственных ориентиров. Только это совсем не так. Поверьте, подростки смотрят не только круглосуточные музыкальные каналы или боевики, они не прочь и подумать, и порадоваться за новых братьев-студентов. Однако, в отличие от пап и мам, которые уже давно не озабочены внешним блеском, их чада в возрасте 15-17 лет, какими бы учеными и умными ни были, -- дети своего века. Они оглядываются кругом и стараются выбирать для себя не только самое интересное, но и самое красивое, и обвинять их в этом просто смешно.
А в "Умниках и умницах" все уж слишком просто, скромненько. Некоторые постановочные "чудеса" выглядят здесь очень убого. Этакое телевидение на заре технического прогресса или спектакль кружка самодеятельности. И поверьте, это замечание -- не пустое эстетство.
Впрочем, все это скорее не претензии, а констатация факта. Вполне очевидно, что на зрелищность у программы просто не хватает средств и никто их не дает. Увы, бедность превращается в порок. И все из-за того, что наши денежные мешки, очевидно, способны спонсировать только игры с призами из собственных запасников или собственного производства. "Умники и умницы" на фоне программ, оснащенных спонсорами, выглядят, как вымерший динозавр. Но если вы согласны потерпеть не столь современную "картинку", зато без столь современной рекламы, -- смотрите, это для вас.
И вообще смотрите программу чаще. Согласитесь, это очень здорово, когда на фоне почти полного отсутствия интеллектуальных игр на нашем телевидении "Умники и умницы" живут уже не первый год. Особенно приятно одно немаловажное обстоятельство. Среди участников очень много юношей и девушек со всей страны, а не только из Москвы и ближайшего Подмосковья. А ведь именно иногородним очень трудно попасть в московские вузы. И дело тут вовсе не в недостатке знаний. Просто зачастую только дорога в столицу обходится в такую сумму, что нечего и говорить о поездке, которая, не дай Бог, может закончиться неудачей. И еще: совсем незаметно программа поднимает престиж высшего образования. Оказывается, соревнуются не только за пылесосы и автомобили, но и за право называться студентом. При этом не жалеют сил и очень стараются. Если уж желторотые так хотят учиться, значит, это кому-нибудь нужно.
В статье использованы фото В.Дьячкова
Юлия Панкратова -- студентка III курса факультета журналистики МГУ (кафедра литературной критики). В "Искусстве кино" публикуется впервые.