Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Служенье муз - Искусство кино
Logo

Служенье муз

Для нас большая честь стать первыми публикаторами "Пушкинского кинословаря" -- уникального каталога экранизаций произведений А.С.Пушкина, подготовленного отделом отечественного кино Госфильмофонда России. По согласованию с авторами-составителями каталога мы печатаем с небольшими сокращениями. За предоставленную возможность публикации редакция благодарит всех авторов издания и персонально В.Н.Антропова, Е.М.Барыкина, В.Ю.Дмитриева.

Служенье муз

И музы дань свою мне принесут...
А.С.Пушкин

В преддверии двухвекового юбилея великого поэта России Госфильмофонд подготовил справочник "Пушкинский кинословарь" -- первый в истории киноведения. Это объемное издание стало возможным благодаря Президентскому гранту, выделенному специально для этой цели.

В справочник вошли фильмы пушкинской тематики с 1907 года по нынешние дни, сюда включены игровые, анимационные, научно-популярные, документальные фильмы, а также хроникальные киноматериалы (документальный раздел подготовлен Российским государственным архивом кинофотодокументов -- РГАКФД), справочник снабжен указателями. Муза отечественного кино, едва родившись на свет, обратила взоры своих кинокамер на творения первого нашего поэта. Практически каждый год (кроме знаменательного 1917-го) русский синематограф являл публике новые экранизации произведений поэта, выпустив на экраны 50 кинокартин по Пушкину. Как ни странно, столько же игровых фильмов по Пушкину, включая и биографические киноленты о нем, было снято в последующие годы вплоть до сегодня.

Однако если окинуть взглядом отечественный кинематограф, обнаружится, что пушкинские владения в нем много обширнее: Пушкин как персонаж появляется в кинокартинах, посвященных великим сынам России; его стихи, мысли, высказывания звучат в фильмах о временах давних и недавних, пушкинская тема легко и свободно может возникнуть и в драматических кинокартинах, и в комедиях. А если обратить взгляд на кинематограф неигровой -- документальный и научно-популярный, -- если заглянуть к Музе телевидения, то мы убедимся, что пушкинский киноматерик вокруг нас и простирается он далеко за пределы нашего Отечества. Вопреки распространенному мнению, будто бы зарубежному читателю и зрителю пушкинские образы не очень-то близки и понятны, кинематографическая практика говорит о другом: к настоящему времени нам известно свыше трех десятков иностранных экранизаций, созданных в разное время в Польше, Чехословакии, Франции, Германии, Финляндии, Великобритании, США.

Приступая к работе, составители кинословаря поначалу ставили перед собой задачу раскрыть пушкинскую тему в кино во всем многообразии, выловив в океане отечественного кинематографа даже такие фильмы, где хоть однажды звучит строка поэта или упоминается его имя. Этот раздел мы назвали "Пушкинские мотивы". Собрать все в единый каталог было заманчиво, но, как выяснилось, такая работа была бы завершена скорее всего к трехсотлетию поэта, ибо можно смело утверждать: чуть ли не в каждом десятом отечественном фильме звучат пушкинские строки или апелляции киноперсонажей к Пушкину. Поэтому раздел был сохранен, но ограничен подборкой кинолент, как теперь говорят, знаковых, в которых в той или иной мере возникает пушкинская тема. Здесь фильмы разного калибра -- и благополучно забытые, и принадлежащие мастерам отечественного кинематографа, -- и Пушкин в них является то "...как легкий звук иль дуновенье..." ("Золотой теленок"), то "...как ужасное виденье" ("Бакенбарды").

Авторы-составители считали необходимым не забыть также и телевизионные фильмы, без которых любой справочник по кинопушкиниане был бы неполным. Возможно, кому-то покажется излишним, что в этом разделе в данных на кинокартину приводятся фамилии всех участников съемочной группы, но это принципиальная позиция составителей -- сохранить для истории кино имена всех, кто вкладывает в создание фильма (в нашем случае -- в пушкинские фильмы) талант, душу, труд.

Материалом по несохранившимся игровым кинолентам раннего русского кино послужила ставшая уже раритетом книга Вениамина Вишневского "Художественные фильмы дореволюционной России" (М., Госкиноиздат, 1945). Составители в знак уважения к своему предшественнику оставили почти нетронутым корпус сведений о пушкинских фильмах, почерпнутых из его справочника, позволив себе только некоторые уточнения и исправления, сделанные в свое время старейшим знатоком дореволюционного русского кино Верой Дмитриевной Ханжонковой, а также другими научными сотрудниками и, в частности, составителями настоящего издания.

Первоначальный период русского кино (примерно 1907 -- 1912 годы) можно назвать архаическим или "лубочным", так как фильмы делались по принципам "лубочной литературы". Структура этих очень маленьких фильмов (1 -- 2 части) была аналогична структуре лубочных книжек: за каждой надписью (титром) следовала сцена, иллюстрирующая ее. А так как сцены снимались безмонтажно, на средне-общих планах, то в этих фильмах сцена была тождественна кадру.

Фильмы-экранизации, дошедшие до наших дней, помимо данных, приведенных в каталоге Вишневского, дополнены следующей информацией: имеющиеся титры -- подлинные или восстановленные; ввиду уникальности материала, приводятся оригинальные надписи из фильма, часть аннотаций подана в виде покадрового описания; также указывается сохранившийся метраж (в скобках) и наличие фильма на хранении в Госфильмофонде. Данные о фильмах советского и последующего периода взяты из справочников Госфильмофонда и некоторых других изданий.

Всю необходимую информацию о фильме составители снабдили также краткими сведениями о том, сколь сильно расходится та или иная экранизация с первоисточником.

Авторы-составители "Пушкинского кинословаря" -- научные сотрудники Госфильмофонда России: Е.М.Барыкин, В.Ф.Семерчук, С.В.Сковородникова, А.С.Дерябин (РГАКФД), при участии Т.В.Сергеевой и Н.М.Чемодановой; руководитель авторского коллектива -- В.Н.Антропов. "Пушкинский кинословарь", безусловно, издание особого рода, приуроченное к дню рождения поэта. Однако авторы-составители надеются, что и после юбилейных дней их скромный труд будет востребован и послужит подспорьем в постижении нашим обществом человека, который на все времена подарил России чудные мгновенья.

В настоящей публикации, подготовленной специально для "Искусства кино", представлены только игровые фильмы -- с момента зарождения русского художественного кинематографа по 1938 год. Журнальный вариант подготовил Е.Барыкин.

1907

БОРИС ГОДУНОВ ("Дмитрий Самозванец"). 1 ч., 285 м. Первое синематографическое ателье А.Дранкова, 1907.
Реж. И.Шувалов; опер. Александр Дранков и Лев Дранков. Актеры: Г.Мартини (Самозванец), З.Лоранская (Марина), Хованский, Макаров, Н.Орлов. Первая попытка постановки русской художественной кинокартины (по одноименной трагедии), осуществленная труппой летнего театра "Эден" в Петербурге; не была закончена вследствие отказа артиста Е.Алашевского сниматься в роли Бориса Годунова. Демонстрировалась в августе 1907 года под названием "Сцена из боярской жизни"; с 1909 года шла под названием "Дмитрий Самозванец" в качестве обычной немой картины, но чаще в качестве кинодекламации. Фильм не сохранился.

1909

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН. Драма в 7 картинах, 1 ч., 180 м. Т/Д "Глория" (Москва), 1909. Вып. 19.12.1909.
Сцен. и реж. Яков Протазанов; опер. Джованни Витротти. Актеры: Владимир Шатерников (хан), Мария Королева (Зарема), Е.Уварова. Экранизация сцен из одноименной поэмы. Фильм не сохранился.

МАЗЕПА. Драма в 10 сценах, 1 ч, 350 (320) м. Т/Д "А.Ханжонков", 1909. Вып. 27.10.1909.
Сцен. и реж. Василий Гончаров; опер. Владимир Сиверсен. Актеры: Василий Степанов (Кочубей), Андрей Громов (Мазепа), Раиса Рейзен (Мария), Антонина Пожарская (ее мать). Экранизация оперы П.И.Чайковского "Мазепа", в основу которой положена поэма А.С.Пушкина "Полтава". Фильм сохранился без титров, воспроизводит часть сюжета в 10 кадрах-сценах. Фильм хранится в Госфильмофонде.

1910

ВОЕВОДА. Кинодекламация, метраж неизв. Ателье А.Ханжонкова, 1910.
Экранизация одноименного стихотворения в постановке и исполнении Петра Чардынина; позднее картина сопровождалась выступлением В.А.Морского. Фильм не сохранился.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ А.С.ПУШКИНА. Драма, 1 ч., 359 (250) м. О-во "Гомон" (Моск. отд.), 1910. Вып. 21.08.1910.
Сцен. Василий Гончаров и Макарова; реж. Василий Гончаров; опер. Альфонс Винклер. Актеры: Владимир Кривцов (Пушкин) и другие. Попытка создания полной кинобиографии великого русского поэта (от детских лет до смерти). Несмотря на примитивность постановки и актерской игры и отрицательные отзывы печати, картина долго не сходила с экрана. Единственная ранняя кинокартина из пушкинской серии, сохранившаяся с подлинными надписями. Вступительные титры восстановлены в Госфильмофонде. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ПИКОВАЯ ДАМА. Драма, 1 ч., 380 (270) м. Т/Д "А.Ханжонков", 1910. Вып. 30.01.1910.
Сцен. и реж. Петр Чардынин; опер. Луи Форестье; худ. В.Фестер. Актеры: Павел Бирюков (Герман), Александра Гончарова (Лиза), Антонина Пожарская (графиня), Андрей Громов (Томский). Экранизация оперы П.И.Чайковского по одноименной повести А.С.Пушкина. Сюжет фильма, как и оперы, происходит в XVIII веке. События переданы в 8 кадрах-сценах (надписи не сохранились). Фильм хранится в Госфильмофонде.

РУСАЛКА. Народная драма в 6 сценах с апофеозом, 1 ч., 280 (220) м. Т/Д "А.Ханжонков", 1910. Вып. 30.03.1910.
Сцен. и реж. Василий Гончаров; опер. Владимир Сиверсен; худ. В.Фестер. Актеры: Василий Степанов (мельник), Александра Гончарова (Наташа, его дочь), Андрей Громов (князь). Экранизация одноименной оперы А.С.Даргомыжского, в основе которой неоконченная драма А.С.Пушкина. Сюжет воспроизведен в 7 кадрах-сценах (надписи восстановлены по материалам прессы того времени). Фильм хранится в Госфильмофонде.

СКУПОЙ РЫЦАРЬ. Кинодекламация, первоначальный метраж неизв., 1 ч., (101) м. Ателье А.Ханжонкова, 1910.
Экранизация одноименного произведения из цикла "Маленькие трагедии" -- сцена в подвале в исполнении В.С.Ниглова. Фильм снимался как декламация, и поэтому монолог Барона произносился актером почти целиком, за исключением нескольких фраз. См. также "Скупой рыцарь", 1912. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ЦЫГАНЕ. Драма, 1 ч., 250 (59) м. "Бр. Пате" (Моск. отд.), 1910. Вып. 7.12.1910.
Сцен. Чеслав Сабинский; реж. Андре Метр; опер. Жорж Мейер и Топпи; худ. Чеслав Сабинский. Актеры: А.Лесногорский (Алеко), Николай Васильев (старый цыган), Лидия Сычева, В.Кванин. Экранизация сцен из поэмы А.С.Пушкина "Цыганы". Первый цветной фильм, сделан методом ручной покадровой раскраски в Париже на кинофабрике "Гомон". Фильм хранится в Госфильмофонде. Позитив фильма получен от Немецкой кинематеки (Берлин) в январе 1998 года.

1911

БОРИС ГОДУНОВ ("Царь Борис Годунов"). Кинодекламация, метраж неизв., 1911.
Экранизация сцен из драмы А.С.Пушкина в исполнении Н.Борецкого-Косякова (содержание -- вероятно, монолог Бориса "Достиг я высшей власти"; этот сюжет был переиздан в 1914 году). Фильм не сохранился.

ВОЕВОДА. Драма, 1 ч., 150 м. Т/Д "Продафильм", 1911. Вып. 27.09.1911.
Сцен. и реж. А.Алексеев; опер. Александр Булла. Актеры: А.Бурьянов (воевода), А.Соколовская (панна), Брынский (молодой пан), Ленский (хлопец). Экранизация одноименного стихотворения. Фильм не сохранился.

ВТОРОЙ ВЫСТРЕЛ. Драма, 1 ч., 275 м. Т-во "Варяг", 1911. Вып. 29.01.1911.
Сцен. и реж. Владимир Кривцов. Экранизация повести А.С.Пушкина "Выстрел" (действие перенесено в Германию, изменены имена). Фильм не сохранился.

ДУБРОВСКИЙ. Драма, 2 ч., метраж неизв. Т/Д "Тиман и Рейнгардт", 1911. Вып. Г.Либкена (Ярославль) 13.10.1911.
Экранизация отрывков из повести (точнее, вероятно, одноименной оперы И.Направника). Фильм не сохранился.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. Драма, 1 ч., 270 (250) м. Т/Д "А.Ханжонков", 1911. Вып. 1.03.1911.
Сцен. и реж. Василий Гончаров; опер. Луи Форестье; худ. В.Фестер. Актеры: Любовь Варягина (Татьяна), Андрей Громов (Ленский), Петр Чардынин (Онегин), Александра Гончарова (Ольга), Арсений Бибиков (Гремин). Экранизация сцен из оперы П.И.Чайковского по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина. Сохранился без надписей. Сюжет воспроизведен в 7 кадрах-сценах. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ЖЕНИХ. Драма, 1 ч., 350 (78) м. "Бр. Пате" (Моск. отд.), 1911. Вып. 10.01.1912.
Реж. Кай Ганзен; опер. Жорж Мейер; худ. Чеслав Сабинский. Экранизация одноименного стихотворения. Сохранился неполностью и без титров, актеры неизвестны. Фильм воспроизводит сюжет стихотворения в сценах-кадрах. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ЗАБЫТЫЙ ДОЛГ. Драма, 1 ч., 300 м. "Бр.Пате" (Моск. отд.), 1911. Вып. 8.10.1911.
Реж. Кай Ганзен; опер. Жорж Мейер; худ. Чеслав Сабинский. Актеры: А.Бестужев (граф Ольшевский), Л.Туза-Каренина (его жена), Николай Веков (Петров). Сюжет целиком взят из повести А.С.Пушкина "Выстрел" (без указания на заимствование и с изменением имен действующих лиц). Фильм не сохранился.

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК ("Русский офицер в плену на Кавказе"). Драма, 1 ч., 385 м. Т/Д "Тиман и Рейнгардт", 1911. Вып. 15.02.1911.
Реж. и опер. Джованни Витротти. Демонстрация фильма сопровождалась музыкой Цезаря Кюи в аранжировке И.Худякова. Актеры: Михаил Тамаров (офицер-пленник) и другие. Экранизация одноименной поэмы Пушкина; снималась в экспедиции на Кавказе одновременно с картиной "Демон" (по Михаилу Лермонтову и опере Антона Рубинштейна). Фильм не сохранился.

КОЧУБЕЙ В ТЕМНИЦЕ ("Полтава. Допрос Кочубея"). Кинодекламация, 1 ч., 120 м. "Бр. Пате" (Моск. отд.), 1911. Вып. 14.12.1911 (Санкт-Петербург).
Экранизация сцен из поэмы "Полтава" в исполнении А.А.Верещагина и В.Н.Глебовой. Фильм не сохранился.

НА БЕРЕГУ ПУСТЫННЫХ ВОЛН. Кинопьеса, 1 ч., 150 м. Т/Д "Продафильм", 1911. Вып. 29.11.1911.
Реж. А.Алексеев; опер. Александр Булла. Актеры: Угрюмов (Петр I) и другие. Своеобразный игровой "культурфильм" о строительстве Санкт-Петербурга и великих исторических памятниках северной русской столицы. Сюжетно оформлен как мечты основателя Петербурга Петра Великого, стоящего "на берегу пустынных волн". Фильм не сохранился.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ. Драма, 1 ч., 130 м. Т/Д "Продалент", 1911. Вып. 8.11.1912.
Сцен. и реж. А.Алексеев; опер. Александр Булла. Экранизация одноименного стихотворения в исполнении артистов Петербургского народного дома. Фильм не сохранился.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ. Драма, 1 ч., 285 м. Т/Д "Тиман и Рейнгардт", 1911. Вып. 7.01.1912.
Сцен. и реж. Яков Протазанов; опер. Джованни Витротти. Актеры: С.Тарасов (Олег), Яков Протазанов (кудесник). Вторая экранизация одноименной баллады, выпущенная к 1000-летию со дня смерти киевского князя Олега (912 -- 1912). Фильм не сохранился.

ПОЛТАВА. Кинодекламация, 1 ч., 130 м. "Бр. Пате", 1911. Вып. 21.11.1911 (Санкт-Петербург).
Экранизация сцен из поэмы в исполнении А.А.Верещагина и В.Н.Глебовой. Фильм не сохранился.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ. Сказка, 1 ч., 390 (246) м. "Бр. Пате" (Моск. отд.), 1911. Вып. 26.12.1911.
Сцен. Чеслав Сабинский; реж. Кай Ганзен; опер. Жорж Мейер; худ. Чеслав Сабинский. Актеры: Николай Васильев (старик), Лидия Сычева (старуха). По одноименной сказке. Титры восстановлены по первоисточнику в 1989 году. Экранизация последовательно воспроизводит содержание сказки в 12 сценах, связанных титрами. Фильм хранится в Госфильмофонде.

1912

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА. Комедия, 1 ч., 343 (310) м. Т/Д "Варяг". 1912. Вып. 8.08.1912.
Экранизация одноименной повести, выполненная, по-видимому, коллективом кинофабрики А.Ханжонкова под руководством Петра Чардынина. Актеры: Александра Гончарова (Лиза), Арсений Бибиков (Муромский, ее отец), Андрей Громов (Алексей Берестов), Павел Кнорр (Берестов, его отец). Фильм сохранился без надписей. Сюжет воспроизведен в сценах-кадрах. Фильм хранится в Госфильмофонде.

БОРИС ГОДУНОВ. Говорящая картина, 1 ч., 180 (150) м. Т/Д "А.Ханжонков", 1912. Вып. 24.04.1912 (Москва) и 20.05.1912 (Тамбов).
Экранизация сцены в келье из одноименной трагедии в исполнении труппы артистов под управлением Н.Ф.Плескова. Воспроизведена в одном кадре сцена -- "Ночь. Келья в Чудовом монастыре". Фильм хранится в Госфильмофонде.

БРАТЬЯ-РАЗБОЙНИКИ. Драма, 2 ч., 583 (554) м. Т/Д "А.Ханжонков", 1912.
Сцен. и реж. Василий Гончаров; опер. Александр Рылло. Актеры: Арсений Бибиков (старший брат), Иван Мозжухин (младший брат), Василий Степанов (хозяин), Долинина (его дочь), Александра Гончарова (пленница). По одноименной поэме. Съемки фильма начались в 1911 году, но картина не была выпущена в прокат. Надписи составлены в 1989 году. Сюжет воспроизведен в кадрах-сценах. Фильм хранится в Госфильмофонде.

БРАТЬЯ-РАЗБОЙНИКИ. Драма, 2 ч., 455 м. Т/Д "Варяг", 1912. Вып. 18.09.1912.
Реж. Владимир Кривцов; опер. Антонио Серано (Серрано). Актеры: А.Горбачевский, Владимир Кривцов. Вторая экранизация одноименной поэмы. Фильм не сохранился.

1913

СКУПОЙ РЫЦАРЬ. Кинодекламация, первоначальный метраж неизвестен, 1 ч., (87) м. Ателье А.Ханжонкова, 1913.
Новая экранизация сцены в подвале из одноименной трагедии. Исполнитель неизвестен (возможно, В.С.Ниглов в гриме). Сцена снята в той же декорации, что и фильм 1910 года -- с теми же аксессуарами; можно уловить разницу в трактовке образа Барона. См. также "Скупой рыцарь", 1910. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ДОМИК В КОЛОМНЕ. Комедия, 3 ч., 610 м. А/О "А.Ханжонков и Ко", 1913. Вып. 19.10.1913.
Реж. Петр Чардынин; опер. Владислав Старевич; худ. Владислав Старевич (?), Борис Михин. Актеры: Прасковья Максимова (вдова), Софья Гославская (ее дочь), Иван Мозжухин (гусар, он же Мавруша). По сюжету одноименной поэмы. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ДУБРОВСКИЙ. Драма, 3 ч., 1030 м. Т-во "Художество" Гурьева и Хренникова, 1913. Вып. 13.11.1913.
Сцен. и реж. Алексей Гурьев; опер. Луи Форестье. Актеры: А.Бестужев (Владимир Дубровский), Николай Панов (его отец). Экранизация одноименного романа. Фильм не сохранился.

МАЗЕПА. Драма, метраж неизв. Т-во "Родина", ателье Д.Сахненко (Екатеринодар), 1913.
Реж. и опер. Д.Сахненко; худ. Е.Шалик. Экранизация по сюжету поэмы "Полтава". Фильм не сохранился.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ ("Сказка о золотой рыбке"). Сказка, 3 ч., 470 м. А/О "А.Ханжонков и Ко", 1913. Вып. 3.11.1913.
Сцен. и реж. Александр Иванов-Гай; опер.-сопостановщик Владислав Старевич. Актеры: Николай Семенов (старик), Прасковья Максимова (старуха). Экранизация одноименной сказки. Начата постановкой в 1911 году в Севастополе. Фильм не сохранился.

1914

БРАТЬЯ-РАЗБОЙНИКИ ("Привольная степь"). Драма, 2 ч., 685 м. Т-во А.Дранкова, 1914. Вып. 21.10.1914.
Сцен. и реж. И.Вронский и Евгений Петров-Краевский; опер. Антонио Серано (Серрано). Актеры: Евгений Петров-Краевский и Владимир Сашин (братья-разбойники), В.Горская. Вольная и неудачная попытка экранизации одноименной поэмы; после запрещения картина была перемонтирована и вновь выпущена в 1915 году под названием "Степные орлы" (см. в данном каталоге). Фильм не сохранился.

ВОЕВОДА. Кинодекламация, 1 ч., 100 м. Пр-во М.И.Морского, 1914.
Новая экранизация одноименного стихотворения; исполнитель, вероятно, В.А.Морской. Фильм не сохранился.

ВОЕВОДА. Кинодекламация, 1 ч., 80 м. "Бр. Пате" (Моск. отд.), 1914.
Еще одна экранизация одноименного стихотворения; исполнитель неизвестен. Фильм не сохранился.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА ("Емелька Пугачев"). Драма, 8 ч., 1200 м. Т/Д "Г.Либкен" (Ярославль), 1914. Вып. 19.08.1914.
Сцен. Борис Мартов; реж. Григорий Либкен и Сигизмунд Веселовский; опер. Брицци и Циммерман; костюмы оперы С.Зимина. Актеры: Н.Смирнов (Емельян Пугачев), Ольга Оболенская (Маша), В.Зимовой (отец Гринев), В.Сатин (Савельич), Ильнаров (Швабрин) и др. Первая большая "историческая" постановка на сюжет одноименной повести с аляповато-оперным оформлением на ярославской кинофабрике Г.Либкена; образы Пугачева и его сподвижников даны отрицательными. Фильм не сохранился.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Киносказка, 5 ч., 1514 м. А/О "А.Ханжонков и Ко", 1914. Вып. 19.01.1915.
Сцен., реж., худ. и опер. Владислав Старевич. Актеры: Иван Мозжухин (Руслан), Софья Гославская (Людмила), Арсений Бибиков (Владимир Красное Солнышко), Эдвард Пухальский (Фарлаф), Н.Померанцев (Рогдай), Андрей Громов (Ратмир), Тамара Гедеванова (Наина). По сведениям В.Д.Ханжонковой, актер А.Громов играл Рогдая, Н.Померанцев -- Ратмира. Экранизация одноименной поэмы. Фильм не сохранился.

СИМФОНИЯ ЛЮБВИ И СМЕРТИ ("Моцарт и Сальери", "Гений и злодейство"). Драматич. кинопоэма, 3 ч., 1300 м. Т/Д "А.Талдыкин", 1914. Вып. А/О "Биохром" 26.11.1914.
Сцен. Борис Мартов; реж. Вячеслав Туржанский и С.Юрьев; опер. Николай Козловский. Актеры: Александр Гейрот (Моцарт), Александр Мичурин (Сальери), Ольга Бакланова (Изора). Экранизация трагедии "Моцарт и Сальери" с рядом изменений в сюжете. Одна из значительных работ в кино артистов студии МХТ. Фильм не сохранился.

СКАЗКА О СПЯЩЕЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ. 3 ч, 860 (640) м. А/О "А.Ханжонков и Ко", 1914. Вып. 29.12.1914.
Реж. Петр Чардынин (?); опер. Владислав Старевич и Александр Рылло. Актеры: Софья Гославская (царевна), Александр Херувимов (царь), Ольга Оболенская (мачеха), Лидия Триденская (Чернавка), Иван Мозжухин (царевич Елисей), Арсений Бибиков (старший из богатырей), Андрей Громов, Павел Бирюков, Сергей Квасницкий, Николай Семенов, Н.Башилов (богатыри). По сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семибогатырях". Фильм хранится в Госфильмофонде.

1915

В ВОЛНАХ БЕЗУМИЯ ("Медный всадник"). Психологич. драма, 3 ч., 1100 м. А/О "Г.Либкен" (Ярославль), 1915. Вып. 14.09.1915.
Сцен. Борис Мартов; реж. Григорий Либкен; опер. Брицци. Актеры: Е.Стрельская, В.Михалькевич (Евгений -- ?)... Фильм о странных психологических переживаниях ненормального человека. Был задуман и начат съемкой как экранизация поэмы "Медный всадник", но так как съемки наводнения (во время наводнения в Ярославле) не были вовремя произведены, сценарий был переделан. Фильм не сохранился.

ДОПРОС КОЧУБЕЯ. Говорящая картина, метраж неизв., 1915. Вып. 14.10.1915. (Москва).
Экранизация сцены из поэмы "Полтава", исполнитель неизвестен. Фильм не сохранился.

СТЕПНЫЕ ОРЛЫ ("Понизовая вольница", "Волжские разбойники", "Братья-разбойники"). Драма, 4 ч., 900 м. А/О "А.Дранков". Вып. 3.10.1915.
Сцен. и реж. И.Вронский и Евгений Петров-Краевский; опер. А.Серано (Серрано). Актеры: Евгений Петров-Краевский и Владимир Сашин (братья-разбойники), В.Горская. Перемонтаж фильма "Братья-разбойники", выпущенного в 1914 году (см.). Так как картина отличается по метражу от первоначального варианта, возможно, были произведены досъемки. Фильм не сохранился.

1916

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА. Мелодрама, 4 ч., 1281 м. Т/Д "В.Венгеров и В.Гардин", 1916. Вып. 4.02.1917.
Сцен. и реж. Ольга Преображенская, Владимир Гардин; опер. Александр Рылло; худ. Сергей Козловский. Актеры: Августа Миклашевская (Лиза-Акулина), Николай Скрябин (Алексей), Сергей Головин (его отец), Ольга Бонус (гувернантка). Экранизация одноименной повести. Первая режиссерская работа О.И.Преображенской. Фильм не сохранился.

ПИКОВАЯ ДАМА. Драма, 6 ч., 1300 (1176) м. "Т-во Иосиф Ермольев", 1916. Вып. 19.04.1916.
Сцен. и реж. Яков Протазанов; асс. реж. Георгий Азагаров; опер. Евгений Славинский; худ. Владимир Баллюзек, С.Лилиенберг, Валерий Пшибытневский. Актеры: Иван Мозжухин (Герман), Вера Орлова (Лиза), Елизавета Шебуева (графиня в старости), Т.Дуван (графиня в молодости), Поликарп Павлов (ее муж), Николай Панов (граф Сен-Жермен), Георгий Азагаров (Томский). Титры восстановлены по пушкинскому тексту. Экранизация одноименной повести. Фильм хранится в Госфильмофонде.

ПОД ВЕЧЕР ОСЕНИ НЕНАСТНОЙ. Драма, 4 ч., метраж неизв. Скобелевский комитет, 1916. Вып. 7.04.1917.
Сцен. А.Ивонин; реж. Николай Ларин; опер. Александр Левицкий; худ. И.Суворов. Актеры: Николай Салтыков, Беатриче (Блажевич), Владимир Карин, З.Валевская. Экранизация в лубочном стиле русской народной песни по юношескому стихотворению поэта. Фильм не сохранился.

ЧЕРНАЯ ШАЛЬ. Драма, 4 ч., 830 м. А/О "Г.Либкин", 1916. Вып. 8.07.1917.
Сцен. и реж. Антоний Воротников; опер. Петр Мосягин; худ. Н.Смирнов. Актеры: Алиса Коонен (гречанка), В.Ирлатов (Георгий), Л.Гребенщиков (армянин). Экранизация одноименного стихотворения. Фильм не сохранился.

1918

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ. Драма, 5 ч., 1200 (1154) м. Т-во "И.Ермольев" (Москва), 1918. Вып. неизвестен.
Сцен. и реж. Александр Ивановский; опер. Михаил Владимирский; худ. Валерий Пшибытневский. Актеры: Поликарп Павлов (Симеон Вырин, станционный смотритель), Вера Орлова (Дуня, его дочь), Дмитрий Буховецкий (Минский, гусар). Экранизация одноименного произведения из цикла "Повести Белкина". Фильм сохранился почти полностью, титры восстановлены в основном по первоисточнику.

1918 -- 1919

ВЫСТРЕЛ. Драма, 4 ч., метраж неизв. Ателье "Экран" В.А.Талдыкиной, 1918 -- 1919.
Сцен. и реж. Георгий Азагаров (заканчивал Вячеслав Висковский); опер. Луи Форестье; худ. Борис Михин. Актеры: В.Чарова, Михаил Ленин, Александр Остужев, Константин Хохлов, Николай Рыбников, Е.Боронихин. Экранизация одноименного произведения из цикла "Повести Белкина". Фильм не сохранился.

МЕТЕЛЬ. Драма, 6 ч., 1918 м. Т/Д "Русь", 1918 -- 1919.
Сцен. Ольга Гзовская, Федор Оцеп; реж. Николай Маликов; опер. Юрий Желябужский. Актеры: Федор Дунаев (Гаврила Гаврилович, помещик), В.Рыжова (Прасковья Петровна, его жена), Ольга Гзовская (Маша, их дочь), Владимир Гайдаров (Владимир), Константин Хохлов (Бурмин), Любовь Дмитриевская (девушка), Сергей Сергиевич (кучер Терешка). Экранизация одноименного произведения из цикла "Повести Белкина". Фильм не сохранился.

19251

КОЛЛЕЖСКИЙ РЕГИСТРАТОР ("Станционный смотритель"). Мелодрама, 7 ч., 2100 м. "Межрабпом-Русь", 1925. Вып. 22.09.1925.
Сцен. Валентин Туркин, Федор Оцеп; реж. Юрий Желябужский, Иван Москвин; опер. Юрий Желябужский, Евгений Алексеев; худ. Иван Степанов; эскизы Виктор Симов; грим. Н.Сорокин; пом. реж. С.Игнатенко, А.Туманов; фотограф И.Бохонов. Актеры: Иван Москвин (Симеон Вырин, станционный смотритель), Вера Малиновская (Дуня, его дочь), Борис Тамарин (гусар Минский), Николай Александров (лекарь), Н.Костромской (генерал), Т.Малолетков (офицер), В.Тихомиров (денщик), Владимир Уральский (кучер); Николай Рыжов, Н.Никольский, С.Воронов. По повести "Станционный смотритель" из цикла "Повести Белкина". Восстановлен и озвучен на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького в 1949 году.

1927

ПОЭТ И ЦАРЬ ("Царь и поэт"). Историко-биографическая драма, 8 ч., 2600 м, "Совкино" (Ленинград), 1927. Вып. 20.09.1927.
Сцен. Владимир Гардин, Евгений Червяков; реж. Владимир Гардин; опер. Святослав Беляев (натура), Наум Аптекман (павильон); худ. Анатолий Арапов; ассист. реж. Евгений Червяков. Актеры: Евгений Червяков (А.С.Пушкин), Ирина Володко (Натали Пушкина), К.Каренин (Николай I), Борис Тамарин (барон Дантес), Леонид Ткачев (Вяземский, поэт), Е.Розинер (Александра, старшая сестра Натали), Алексей Феона (Жуковский), Иван Лерский (Булгарин), Александр Лариков (Никита, камердинер А.С.Пушкина), О.Спирова (Екатерина, сестра Натали), Иван Худолеев (барон Бенкендорф), Зоя Валевская (Полетика, подруга Натали), Анатолий Нелидов (Крылов), Ф.Лопухов (Гоголь), Геннадий Мичурин (Данзас, лицейский товарищ Пушкина), Евгений Боронихин (Даль), Николай Черкасов (парикмахер Шарль), В.Плотников (барон де Геккерен), М.Доброва (Смирнова). Фильм восстановлен и озвучен музыкой на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького в 1968 году.

1928

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА ("Гвардии сержант"). Драма, 8 ч., 2488 м. "Совкино" (Москва), 1928. Вып. 18.09.1928.
Сцен. Виктор Шкловский; реж. Юрий Тарич; опер. Михаил Владимирский; худ.-архитектор Алексей Уткин; композ. Г.Дудкевич; ассист. реж. Владимир Корш; консульт.-историк М.Бабенчиков. Актеры: Николай Прозоровский (Петруша Гринев), Степан Кузнецов (Савельич), Иван Клюквин (Швабрин, ссыльный офицер), Ксения Денисова (Маша Миронова), Борис Тамарин (Пугачев), В.Стрешнева (Екатерина II), И.Арканов (Гринев, помещик), Николай Симонов (граф Григорий Орлов), К.Каренин (Потемкин), Александр Жуков (Иван Игнатьевич, старший офицер крепости), Петр Репнин (Миронов, комендант крепости), К.Чебышова (комендантша), Мстислав Котельников (Чумаков), Николай Витовтов (Зурин), Т.Котельникова (Палашка), В.Плотников (князь Нарышкин), Татьяна Барышева (попадья).

1936

ДУБРОВСКИЙ. Экраниз., 8 ч., 2100 м. "Ленфильм", 1936. Вып. 16.02.1936.
Сцен. и реж. Александр Ивановский; гл. опер. Александр Сигаев; худ. Владимир Егоров; композ. Андрей Пащенко; звукоопер. П. и Г. Вицинские; 2-й реж. Б.Медведев; 2-й опер. А.Дудко; ассист. А.Барбухатти; консульт. по сценарию Ю.Оксман; дир.картины В.Кулябко-Корецкий. Актеры: Борис Ливанов (Владимир Дубровский), И.Самарин-Эльский (его отец), Николай Монахов (Троекуров), Галина Григорьева (Маша, его дочь), Владимир Гардин (князь Верейский), Михаил Тарханов (Спицин), Павел Волков (Архип, кузнец), Р.Камасс (Егоровна), В.Чудаков (Алешка), Валентин Киселев (Шабашкин), Степан Каюков (полковник), Константин Сорокин (Парамошка). По мотивам одноименного романа А.С.Пушкина.

ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ. Экраниз., 8 ч., 2108 м. "Ленфильм", 1936. Вып. 11.02.1937.
Сцен. Михаил Блейман, Илья Зильберштейн; реж. и худ. Моисей Левин; сореж. Б.Медведев; опер. Николай Ушаков; композ. Николай Стрельников; звукоопер. И.Дмитриев; ассист. реж. М.Шейнин; гл. консульт. Б.Папаригопуло; нач. бригады Н.Тидеман. Актеры: Дмитрий Журавлев (Пушкин), Константин Хохлов (Нурцев), Г.Сочевко (Чернышев), Николай Рыжов (Раевский), Серафим Азанчевский (генерал Паскевич), Лев Колесов (майор Бутурлин), В.Волков (Иванцов, солдат), Владимир Сладкопевцев (Мищенко, солдат), Георгий Семенов (Семичев), Александра Тоидзе (Маро), П.Андреев (Герсеван), Н.Кондратьев (казак). По мотивам одноименного произведения А.С.Пушкина.

ЮНОСТЬ ПОЭТА. Биогр., 8 ч., 2386 м. "Ленфильм", 1936. Вып. 10.02.1937.
Сцен. Александр Слонимский; реж.-пост. Аркадий Народицкий; опер.-пост. Александр Сигаев, Аполлинарий Дудко; худ.-пост. Петр Якимов, Семен Мейнкин; композ. Юрий Кочуров; звукоопер. А.Гаврюшев; 1-й ассист. реж. А.Бергункер; ассист. реж. В.Горчаков; реж.-монтаж. М.Шапиро; консультанты -- члены Пушкинской комиссии Академии наук: Н.Измайлов, П.Модзалевский; нач. группы М.Фрейдин. Актеры: Валентин Литовский (Пушкин), А.Мурузин (Пущин), И.Парамонов (Кюхельбекер), О.Липкин (Дельвиг), Т.Сушкевич (Горчаков), К.Смирнов (Яковлев), Л.Мазин (Комовский), Владимир Гардин (Мейер, гувернер лицея), Валентина Ивашева (Наташа, крепостная актриса), Александр Мгебров (Державин), Владимир Таскин (Фролов), Андрей Громов (Фома, лицейский дядька), Константин Гибшман (Кошанский, профессор Российской словесности), Валентин Янцат (Куницын, профессор права), Нина Шатерникова (княжна Эллен), И.Новский (граф Разумовский, министр просвещения), Эмиль Галь (Де Будри, профессор), Ю.Кранерт (Александр I). На Международной выставке в Париже (1937) фильму присуждена Золотая медаль. Наиболее удачный "пушкинский" фильм 30-х годов -- главным образом по причине актерских удач (Литовский, Гардин, Ивашева).

1938

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Сказка, 6 ч., 1430 м. "Мосфильм", 1938. Вып. 25.03.1939.
Сцен. Иван Никитченко, Виктор Невежин, Самуил Болотин; реж. Иван Никитченко, Виктор Невежин; опер. Николай Ренков, Тамара Лобова, Александр Приезжаев, Петр Маланичев; худ. Андрей Никулин, Владимир Никитченко, И.Меден; звукоопер. Вячеслав Лещев; реж.-монтаж. Григорий Широков; ассист. опер. И.Антонов; звукооформ. Раиса Лукина; муз. оформ. Л.Штейнберг; гл. администр. Б.Чижов. Актеры: Сергей Столяров (Руслан), Людмила Глазова (Людмила), Н.Бубнов (Владимир), Николай Чаплыгин (Рогдай), Б.Керопьян (Фарлаф), К.Комаров (Черномор), М.Шленская (Наина), В.Савицкий (голова), Владимир Ершов (текст от автора). Музыка из оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". По одноименной поэме.

1 Все указанные далее фильмы хранятся в Госфильмофонде России.

Продолжение следует

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012