Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«Искусство кино». Год нулевой - Искусство кино

«Искусство кино». Год нулевой

Все, о чем вы прочитаете ниже, на первый взгляд, кажется, не имеет отношения к замечательной круглой дате — 70-летию выхода в свет Божий первого номера журнала «Искусство кино». Кто-то может усмотреть в этом попытку опровергнуть сей факт.

Мне же думается, информация из этой заметки поможет узреть истоки возникновения новой, постреволюционной критики, оказавшей немалое влияние на развитие Десятой музы.

Немного истории.

Попытки продолжить традиции дореволюционной кинокритической мысли в первые годы после Октябрьского переворота были резко пресечены различного рода запретами. Прекратили свою жизнь даже такие серьезные журналы, как «Пегас» (в 1917 году), «Проэктор» (в 1918 году). Безуспешной оказалась попытка издания «Киногазеты», предпринятая Б.Дашкевичем-Чайковским. Короткими оказались биографии журналов «Кинотред», «Мир экрана», «Киножизнь», нескольких других периодических киноизданий, таких как «Кино», «Кино-неделя».

Дольше других продержался журнал «Пролеткино», издававшийся в начале 20-х, а с 1925 года получивший название «Советское кино».

Интересна судьба «Киножурнала АРК», первым редактором которого был Николай Алексеевич Лебедев. Журнал был ежемесячным, выходил довольно регулярно в качестве органа Ассоциации революционной кинематографии. Членами редколлегии работали С.Эйзенштейн, В.Ерофеев, К.Шутко, Х.Херсонский. Год 1925-й, в котором «Киножурнал АРК» начал выходить, прошел спокойно.

Скандал разразился после выхода первого номера за 1926 год, в котором была напечатана интересная, на мой взгляд, одностраничная заметка «У Горького. Горький о кино (из итальянских встреч)», написанная Н.Лебедевым. В ней сообщалось о том, что М.Горький, живший в то время в Италии, встретился с группой советских граждан (скорее всего, туристов), рассказал о своих делах, поделился мнением о литературе, кинематографе. Причем к кино отнесся резко отрицательно, чем сильно огорчил Н.Лебедева. Но еще большее огорчение ожидало его после публикации заметки. Редактору пришлось оправдываться. Во втором номере журнала в нижней части последней страницы появился такой материал. Привожу его полностью.

Письмо в редакционную коллегию журнала
Уважаемые товарищи.
Тотчас же по выходе предыдущего номера «Киножурнала АРК» рядом товарищей было указано мне на нетактичное опубликование частной беседы с М.Горьким о кинематографе.
Считая, что этой статьей я сделал ошибку как журналист и редактор, я настоящим письмом приношу Алексею Максимовичу свои искренние извинения и делаю соответствующие организационные выводы.
С коммунистическим приветом.
4-го февраля 1926 г.
Николай Лебедев.

 

Оставив в стороне стиль письма, задумаемся: а кто же этот «ряд товарищей» и какая разница между частной беседой и интервью? Ведь Лебедев наверняка представился Горькому.

Что же касается «организационных выводов», то они последовали незамедлительно. Уже в следующем, третьем номере ответственным редактором стал К.Юков. Но мало того, были заменены все члены редколлегии.

Об этом случае почему-то нигде не вспоминал Н.Лебедев. А о журнале нет даже упоминания в Энциклопедическом словаре «Кино» ни в статье «Пресса кинематографическая», ни в биографическом очерке о самом Лебедеве. Только в статье «Ассоциация работников революционной кинематографии» упомянуто, что деятельность ассоциации подробно освещалась в «Киножурнале АРК» (1925 — 1926), журнале «Кинофронт (1926 — 1928). Судя по тому, что «Кинофронт» был органом АРК, а редактором журнала стал К.Юков и редколлегия почти в полном составе перекочевала из «Киножурнала АРК», можно с уверенностью сказать, что «Кинофронт» заменил «Киножурнал АРК».

В журнале печатались С.Эйзенштейн, В.Киршон, Л.Косматов, В.Нильсен, Кукрыниксы, Э.Тиссэ, Л.Муссинак, А.Гальперин, В.Ерофеев, И.Соколов.

Но на этом метаморфозы с журналами не кончились. В 1929 году вместо «Кинофронта» и «Советского кино» стал выходить общественно-политический, научный и производственно-технический журнал «Кино и культура» под редакцией П.Бляхина (автора «Красных дьяволят»), К.Шутко и К.Юкова. Здесь были напечатаны статьи В.Пудовкина, А.Фадеева, С.Третьякова, П.Тагира, Н.Косматова, В.Нильсена, П.Аташевой, других кинематографистов. И об этом издании нет ни слова в Кинословаре.

А теперь еще одна история.

13 января 1925 года появилось новое киноиздание — приложение к газете «Кино», вначале (первые десять номеров) выходившее под названием «Экран кино-газеты», а с 24 марта — «Советский экран».

Это была небольшая восьмистраничная брошюра, но постепенно, отпочковавшись от газеты, журнал увеличил формат и объем, стал еженедельником. Редакторы К.Шутко и В.Ерофеев добились рекордного для того времени тиража — 30-35 тысяч экземпляров, а при редакторе А.Курсе тираж достиг 80 тысяч. В числе ведущих авторов — И.Бабель, В.Шкловский, Н.Асеев. «Советский экран» активно поддержал фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», о котором писали как о «грандиозной постановке», «гордости советской кинематографии».

Журнал привлекал читателей не только содержанием статей и богатой информацией, но и современным оформлением, монтажом кинокадров, портретами актеров и режиссеров — как советских, так и зарубежных, в основном американских.

Вот лишь несколько имен: Ильинский, Леонидов, Хохлова, Шатерникова, Москвин, Яннингс, Кторов, Лиа де Путти, Пола Негри, Анна Стэн, Черкасов, Фогель, Мейерхольд, Качалов…

В № 27 за 1928 год появляется материал «Долой иностранный хлам» (монтаж фотокадров и текста). Обратите внимание на заголовки: «Наконец-то!», «Долой!». И эту кампанию предваряет «Список картин, подлежащих немедленному снятию с экранов РСФСР». В этот «черный» список вошли тринадцать зарубежных фильмов («Черный конверт» с Г.Пилем, «Белла Донна», «Корсар Пьетро» и т.д.) и пять советских («Минарет смерти», «Глаза Андазии», «Блуждающие звезды», «Петухи», «Президент Самоделкин»). Это был первый официальный публичный запрет. В дальнейшем картины запрещались не так шумно, втихую.

В конце 1929 года «Советский экран» был преобразован в «Кино и жизнь». В обращении к читателям говорилось, что «новый журнал появляется в момент обострения классовой борьбы в стране, грандиозного подъема социалистической стройки и все более и более растущего энтузиазма масс и борьбе за социализм». Вот такой помпезный стиль заполнял страницы журнала вплоть до конца 1930 года.

А в начале 1931 года «Кино и жизнь» был объединен с журналом «Кино и культура» и стал выходить под названием «Пролетарское кино». В Кинословаре об этом сказано: «В Москве с ноября 1929 по декабрь 1930 вместо журнала «Советский экран» издавался журнал «Кино и жизнь», в 1931 — 1932 он стал называться «Пролетарское кино», позднее, в 1933 — 1935 — «Советское кино», с января 1936 — «Искусство кино» (с перерывом июль 1941 — октябрь 1945)».

Здесь одна неточность. Повторю, в 1931 году «Кино и жизнь» был не просто переименован, а объединен с журналом «Кино и культура».

А теперь о том, как возникла мысль о юбилее «Искусства кино». Кому она пришла в голову, вспомнить трудно, но она, эта идея, очень пришлась по душе тогдашнему главному редактору Людмиле Павловне Погожевой. Когда над журналом в очередной раз нависла гроза, в ЦК родной партии нашлось немало недовольных слишком самостоятельной позицией руководства «ИК». И вот эта акция — празднование юбилея — и должна была привлечь внимание общественности и упредить готовившийся удар по редакции.

Дату подобрать было не так уж сложно, в довоенные годы в журнале указывался год основания — 1931-й. Ян Анатольевич Березницкий, которого Погожева попросила уточнить эту дату, к этой задаче, как ко всему, что он делал, подошел очень ответственно. Он долго копался в архивах и высказал Людмиле Павловне «крамольное» опасение, что юбилей, как бы это помягче сказать, промежуточный. А праздновать 30-летие журнала надо было в январе 1955 года, то есть отмечать выход 13 января 1925 года первого номера «Экрана кино-газеты», прямым продолжателем которого является наш журнал.

«Ян Анатольевич! — с раздражением начала Погожева и, перейдя на более мягкий тон, продолжила: — Вы, наверное, правы, но очень прошу, чтобы о результатах расследования вы больше никому не рассказывали». Ян обещал и свое обещание выполнил.

Юбилей был пышно отмечен в Центральном Доме кино — масса приветствий, награды, премии. В общем, акция удалась, кризис временно миновал.

Бостон, США