Вим Вендерс: «Сны, время и видео»
- №12, декабрь
- "Искусство кино"
Весь кинематограф — это так или иначе время. Я вклеивал фрагменты видео в фильм «Молния на воде» — фильм о смерти, о времени умирания. Они заключали в себе другую реальность, время другой природы, очень жесткие, жестокие образы, разъедающие фильм. Николас Рей, с которым и о котором мы снимали этот фильм, умирал от рака, и, пытаясь рассказать об этом, мы включили в картину фрагменты иноприродного времени. Вообще, кино властно сводит воедино различные временные уровни и измерения, как множество ручейков времени, сливающихся в фильм словно в одну широкую реку.
Странно, часто, снимая, мы открываем существование различных мер времени. У меня есть фильм «Заметки о городах и одежде». Одну из его частей я снимал на видеокамеру два часа непрерывно. Снимая же другой фрагмент другой камерой, я был вынужден останавливаться каждые полчаса, чтобы сменить пленку. В этом фрагменте также было ощущение непрерывности времени, только природа этого времени и этой непрерывности была иной. Документальное кино не имеет, как мне кажется, подобной власти над временем. Художественный фильм может заставить время течь иначе. Часы и минуты его создаются прежде всего монтажом. По прошествии нескольких десятилетий мы не сможем найти в документальных фильмах реальность эпохи, в которую они были сняты, которую они пытались запечатлеть. Уже сейчас фильмы Хичкока могут сказать нам о 50-х годах гораздо больше, чем все телевизионные хроники того времени.
1994, № 2