Нина Русланова: «Она гениальная актриса»
- №1, январь
- Елена Кутловская
Беседу ведет Елена Кутловская
Елена Кутловская. Как вам работалось с Кирой Муратовой над фильмом «Настройщик», может быть, возникали сложности, ведь по форме последняя картина Муратовой — настоящий «сюр»?
Кира Муратова и Нина Русланова на съемках фильма «Настройщик» |
Нина Русланова. Мне всегда прекрасно работается с Кирой Муратовой! У меня нет понятий «сюр» — не «сюр»! У меня есть понятия «талантливый режиссер» и «неталантливый режиссер». Она — гений! А с гением всегда легко работать! Потому что он ясен, он точно ставит задачу, он знает, что требует от актера и про что хочет снимать! Поэтому с Кирой легко. Она актерский режиссер. И что она потом делает из фильма — я просто поражаюсь! Всегда ее выдумки, ее потрясающий взгляд на этот мир — мне все безумно нравится.
Бе-зум-но! Я абсолютный апологет Киры Муратовой, это уже моя пятая картина с ней. И я благодарна судьбе, что Кира мне встретилась. Что в самом
начале, как только я попала в кино, я попала к Муратовой и мне никто не
испортил вкус, у меня сложилось правильное отношение к кино!
Е. Кутловская. Вы консерватор или, наоборот, любите экспериментировать, вам интересны новые формы в искусстве?
Н. Русланова. Не бывает новых форм! Есть выпендреж, а есть нормальная постановка. Когда человек изощряется, то можно не понять, чего он делает-то?! Вот Захаров — это тоже новые формы, многие называют его выпендрежником, а мне кажется, что Захаров талантливый, и мне нравится все, что он делает, потому что я его понимаю, а когда я не понимаю выпендреж некоторых, не буду их называть, мне скучно и я засыпаю! Все индивидуально с точки зрения зрителя и с точки зрения постановщика.
Е. Кутловская. Кира Муратова работает с актером, отталкиваясь от его индивидуальности, или актер должен приспосабливаться к режиссерской позиции Муратовой?
Н. Русланова. Кира по-разному работает с каждым актером, она очень хорошо чувствует, что нужно сказать мне, а что нужно сказать Алле Демидовой. Некоторые сцены Кира переснимала по просьбе Аллы Сергеевны. Многие сцены не вошли в картину — это очень жалко. Обычно Кира снимает очень много материала и много материала выбрасывается. Очень жаль, потому что ее картины, мне кажется, надо смотреть целиком — ровно столько, сколько она сняла.
Е. Кутловская. Как вам работалось с Демидовой?
Нина Русланова в фильме «Познавая белый свет» |
Н. Русланова. Вы знаете, было очень интересно. Она каких-то очень строгих своих правил женщина… В ней есть то чудачество, которое присуще ее героине. Кира, мне кажется, очень точно попала на нее, точно уловила ее индивидуальность. Демидова и ее героиня — сродни друг другу. У Аллы Сергеевны есть какое-то свое чудачество в жизни, и оно такое… приятное, меня оно не раздражало, а наоборот. Вначале Кира прислала мне сценарий с предложением играть роль Анны Сергеевны. И написала «Нина, посмотрите Анну Сергеевну». Я посмотрела — мне так понравилось, так неожиданно было! А потом она сменила все, переставила нас, как шахматы. Мы же шахматные фигуры на доске у режиссера.
Е. Кутловская. И у Муратовой?
Н. Русланова. У любого режиссера! Они строят свой фильм так, будто просто фигуры переставляют: вот здесь лучше будет, если этот актер будет ферзь, а вот здесь он будет пешка. Самый лучший режиссер так и называется — стратег. Это люди, которые умеют выигрывать на поле боя, правильно закрывая все тылы, чтобы враг не прошел. И мне было бы очень интересно сыграть Анну Сергеевну, но Кира правильно поняла, что, наверное, чего-то мне в этой роли не хватает. Я считаю, что здесь одна из лучших работ в кино Литвиновой — просто замечательная! И мне кажется, что это кино — очень необычное.
Е. Кутловская. А когда вы не согласны с режиссером, вы спорите?
Н. Русланова. Да, часто Кира говорит мне: «Надо вот именно так сыграть».
А я очень злюсь внутри, потому что не могу так с лета схватить то, что она говорит, мне все надо через себя пропустить. И мне кажется, что Кира не права в этот момент, но я всегда стараюсь выполнить ее задание, стараюсь, насколько мне хватает таланта. И когда я вижу, что она смеется, — для меня высшей награды вообще нет. Она может ничего не сказать, она просто смеется! Кира Георгиевна, когда довольна, улыбается, у нее очень красивая улыбка и светятся глаза! И вот когда я вижу это ее состояние, я думаю: «Слава богу, я сделала то, что она просила». Иногда я спорю с ней, и она вроде бы соглашается. Говорит: «Ну хорошо, Нина», а потом все равно добивается своего.
Е. Кутловская. Как работает Муратова на площадке: предпочитает актерские показы или объясняет актеру концепцию роли?
Н. Русланова. Во-первых, она очень долго репетирует. Она репетирует, как в театре. У нее долгий застольный период. Потом она много репетирует на съемочной площадке. Для театрального актера она просто находка! Это очень трудно рассказать, понимаете? Но изначально ей интересен сам артист, а потом уже весь тот антураж, который она выстраивает. Первозданный и первостепенный человек для Киры — актер! Актер как индивидуум! Как редчайшее
явление природы! Как диковинка! Муратова ищет в каждом актере уникальность и вытаскивает ее.
Нина Русланова в фильме «Короткие встречи» |
Е. Кутловская. Может быть, актеру бывает внутренне больно, когда в нем так копаются?
Н. Русланова. Нет, это приятно! Я не помню, чтобы кто-то жаловался на Киру.
Е. Кутловская. Вы всегда понимали со слов режиссера Муратовой, что вы за фигура на шахматной доске? Каково ваше значение в кругу прочих фигур?
Н. Русланова. Такие вопросы я никогда режиссеру не задаю. Какая разница, что я думаю? Это моя домашняя работа. И я никому никогда об этом не рассказываю. О мыслях разве можно рассказать? Наверное, нет, поэтому и пытаться рассказывать бесполезно.
Е. Кутловская. Что вы лично вкладывали в роль Любы? Какое внутреннее содержание? Кто она, ваша Люба? Или это глупый вопрос?
Н. Русланова. Если даже он и не глупый, я все равно вам не скажу. Это мое! Мое личное! Может, вам еще и ключи от квартиры, где деньги лежат? Это моя квартира! И я вам ключи от нее не отдам!
Е. Кутловская. Кира Муратова — блестящая актриса, она пользуется актерскими показами?
Н. Русланова. Она гениальная актриса, и она замечательно показывает. Она показывает бе-зум-но лихо! Это так смешно! Она очень даже пользуется этим.
Е. Кутловская. Я знаю режиссеров, которые требуют «снимать кальку» с их показа, Муратова требует того же?
Н. Русланова. Нет! Ведь она мысль показывает! Ну а что значит «снять кальку» с режиссерского показа? Точно так же сыграть нельзя!
Е. Кутловская. Можно ли сравнивать метод работы Муратовой и Германа? Или такой вопрос неправомерен и не стоит об этом спрашивать актеров?
Н. Русланова. Но вы же уже спросили. Все спрашивают, и вы в этом не оригинальны, вот что печально. Муратова и Герман — совершенно разные, а с другой стороны, в них очень много общего, потому что оба — гении в своем деле! И та и другой очень образованные люди. И та и другой прекрасно знают, что хотят сделать. И это не халтурщики! Я знаю, как многие работают: бах-бах и готова картина! Это вырежем, это подставим, это приставим.
Е. Кутловская. Можно ли сравнивать театр и кино?
Н. Русланова. Кино — это совершенно другой вид искусства, нежели театр.
Их никак нельзя сравнивать! Люди, которые пытаются это делать, совершают грубейшую ошибку!
Е. Кутловская. В XIX — начале XX века в России была гениальная актриса
Мария Николаевна Ермолова…
Н. Русланова (перебивает). И вы у нее брали интервью? Что она вам сказала, интересно знать?
Е. Кутловская. Я родилась гораздо позднее и, увы, не имела счастья с ней пообщаться. Но продолжу. После смерти Ермоловой о ней остались очень спорные отзывы очевидцев. И мы сегодня с трудом понимаем, какой личностью была Ермолова. Как она работала? Как играла?
Н. Русланова. А вам это зачем надо?
Е. Кутловская. Разве неинтересно узнать, что за человеческая индивидуальность кроется за грандиозным актерским даром?
Н. Русланова. Мне — нет.
Е. Кутловская. Но вы же, очевидно, любите читать мемуарную литературу?
Н. Русланова. Я не люблю мемуарную литературу. Все, что написано, все ложь! Я читала Михаила Чехова, и все, что он написал, — ложь! Он играл гениально! Как и Кира Муратова. А то, что он написал…. Я все прочитала от корки до корки — ничему не научилась! Наоборот, он только отвратил меня от всего того, о чем пишет! Все врет! Все не так! Он был гениальным актером, и он не мог описать то, что он делает. Не мог! Всё — придуманные слова. Потому что невозможно описать гениальность. И вообще, то, что мне непонятно — мне неинтересно! Давайте заканчивать, я все вам рассказала. Больше ничего добавить не могу.