Кино про войну. «Спуск», режиссер Нил Маршалл
- №2, февраль
- Дмирий Комм
(The Descent)
Автор сценария и режиссер Нил Маршалл
Оператор Сэм Маккерди
Художник Саймон Боулз
Композитор Дэвид Джулиан
В ролях: Шона Макдоналд, Натали Мендоза, Алекс Рейд, Саския Малдер, Нора Джей Нун, Майанна Бэринг
Celador Films
Великобритания
2005
Английский режиссер и сценарист Нил Маршалл был признан звездой хоррора уже после своего дебютного фильма «Псы-воины» (Dog Soldiers), собравшего ворох международных наград и ставшего одной из самых кассовых британских картин 2002 года. Очередная картина Маршалла — «Спуск», уже удостоившаяся хвалебных отзывов в английской прессе, видимо, призвана упрочить его статус нового законодателя мод в жанре хоррор. И в этом качестве она заслуживает серьезного рассмотрения.
Если считать работы Нила Маршалла фильмами ужасов — а сам постановщик настаивает именно на таком определении, — то становится понятно, сколь значительные перемены претерпел этот жанр за последнее десятилетие. Отказавшись от своей поэтики, фильм ужасов «экшнизировался» — стал похож на боевик или, скорее, на военное кино, где в роли «злобных оккупантов» выступают оборотни, вампиры и прочая нечисть. Были времена, когда режиссерам хватало одного монстра на фильм, чтобы развлечь публику. Но в наши дни одного чудовища маловато будет. В таких фильмах, как «Ван Хельсинг», «Другой мир» или вышедший недавно «Бладрейн», вампиры и оборотни маршируют полками и дивизиями, а битва с ними приобретает прямо-таки эпический размах. Старый добрый саспенс, постепенное нагнетание напряжения, кропотливое создание таинственной, жуткой атмосферы отброшены как морально устаревшие. В современном фильме ужасов тайна если и присутствует, то лишь в таком выражении:
«Герои дерутся с монстрами, кто победит?»
Именно по этой формуле были выстроены «Псы-воины». Шестеро английских солдат во время учений в глухом лесу сталкивались с целой стаей голодных оборотней и вступали с ними в бой. Но — клыки крепки, и когти наши быстры — выяснялось, что оборотни воюют покруче любых командос и у героев мало шансов уцелеть. После чего сюжет фильма окончательно терял сознание и сводился к двум основным линиям: «беги — стреляй» и «держись, друг, я тебя не брошу». Однако сделанные дешево и сердито, «Псы-воины» выглядели свежо по сравнению с аналогичной голливудской продукцией благодаря жестким, отнюдь не картонным сценам насилия и колоритным характерам персонажей.
Абсолютно ту же сюжетную схему режиссер использовал и в новой ленте, которую именует «сестрой-близнецом» «Псов-воинов». Правда, вместо солдат в «Спуске» — шесть девушек, любительниц экстремального отдыха, вместо темного леса — глубокая пещера, вместо оборотней — фантастические существа, которых режиссер назвал «пресмыкающимися». Вот и все новации. Подружки во время уик-энда решают спуститься в неизведанную пещеру. Как быстро обнаруживается, развлечение это небезопасно, причем не только потому, что в пещерах случаются обвалы, но и потому, что там обитают злобные твари, словно выползшие из произведений Говарда Лавкрафта: слепые гибриды человека и летучей мыши, пожирающие все, что попадается под руку, — те самые «пресмыкающиеся».
Дальше — все, как в «Псах-воинах»: чтобы не превратиться в обед для монстров, девушкам придется принять бой в туннелях этого подземного мира. Однако чудовищ много, они хоть и слепые, но быстро бегают и хорошо ориентируются в пространстве при помощи ультразвуковых волн, так что сражение предстоит нелегкое. Кто-то из девушек струсит и бросит раненую подругу, кто-то, напротив, пожертвует собой ради других. На войне как на войне.
Российскому зрителю это кино может парадоксальным образом напомнить фильм «А зори здесь тихие…»: та же долгая экспозиция с представлением характеров героинь и их взаимоотношений, а во второй части — жестокий неравный бой с безликим и почти что вездесущим противником. Вместо бессмысленно утопающей в болоте сексапильной блондинки Елены Драпеко — не менее сексапильная брюнетка Нора Джей Нун, чья героиня Холли из-за собственной глупости срывается в пропасть и становится легкой добычей чудовищ. Отечественным прокатчикам «Спуска» стоило бы позиционировать его именно как вольный хоррор-римейк фильма «А зори здесь тихие…» — и против правды не погрешили бы, и, глядишь, больше зрителей в кинотеатры удалось бы заманить.
При этом, несмотря на явную вторичность по отношению к «Псам-воинам», «Спуск» — отнюдь не слабая картина. Отменно владеющий монтажом, Маршалл способен поддерживать динамичный темп действия от начала до конца фильма. Характеры героинь хорошо выписаны и сыграны (особенно выделяется Натали Мендоза в роли самоуверенной лидерши группы Джуны). Достойна уважения и работа художника-постановщика Саймона Боулза, ранее работавшего на «Ларе Крофт», — он выстроил в павильонах шотланд-ской студии «Пайнвуд» удивительно реалистично выглядящие гроты, туннели и пропасти — все из полистирола. Вообще после второго фильма стало ясно, что подчеркнутый реализм, даже натурализм, в сочетании с фантастическим сюжетом — фирменный конек Нила Маршалла. Именно это позволяет его малобюджетным картинам выигрышно смотреться рядом с голливудскими фильмами вроде «Ван Хельсинга» с их «картонными», сделанными на компьютере драками и убийствами. В «Спуске» противники рвут друг друга зубами, с хрустом проламывают черепа и выдавливают глаза. В таком контексте периодические галлюцинации одной из героинь, недавно потерявшей в автокатастрофе мужа и дочь, кажутся фрагментами из другого фильма. Впрочем, Маршалл это понимает и с психоделикой не перебарщивает.
Чудовища выглядят по-настоящему жутко — голые, склизкие, безносые, с белыми глазами и огромными клыками и когтями, которыми они буквально разрывают свои жертвы на части. Говорят, что потенциал «страшности» своих монстров, созданных без помощи компьютерных спецэффектов, исключительно посредством грима, режиссер опробовал на собственных актрисах весьма садистским образом: девушкам не показывали монстров до тех пор, пока не пришла пора сыграть сцену, в которой они впервые встречаются в пещерах. Эффект превзошел все ожидания: когда из тьмы, страшно шипя, выползло первое чудище, актрисы, несколько месяцев качавшие мускулы и входившие в образы крутых девчонок, с воплями разбежались в разные стороны. Маршалл был очень доволен.
Можно не сомневаться, что в прокате «Спуск» окажется не менее успешным, чем «Псы-воины». Поклонники фильмов ужасов со стажем скажут, что эта картина — еще одно свидетельство неумения современных режиссеров привлекать и удерживать внимание зрительного зала при помощи саспенса, а не экшна, но даже они будут вынуждены признать, что на фоне таких опусов, как «Ван Хельсинг» и «Другой мир», творение Нила Маршалла выглядит едва ли не образчиком хорошего вкуса. Непритязательной публике, которая любит смотреть кино в шумной компании, гарантировано много визга, пролитое пиво и испуганно прижимающиеся девочки. Любителям интерпретаций дана возможность зацепиться за то, что все персонажи фильма — женщины, а действие протекает в пещере, соответственно спуск в пещеру должен символизировать погружение в глубины женской души и встречу с монстрами, там обитающими. Чтобы придать рассуждениям основательность, можно вспомнить еще, что в «Псах-воинах», где был почти исключительно мужской состав персонажей, действие разворачивалось в лесу, а дерево — фаллос. Но иногда дерево — это просто дерево, а потому спекуляции на данную тему мы оставили российским последователям Славоя Жижека. Для всех прочих зрителей, не особенно озабоченных смысловыми нюансами и жанровой идентификацией, «Спуск» — это отличная возможность скоротать полтора свободных часа, не утруждая себя мыслительной деятельностью. Идеальное развлечение по современным стандартам.