Кино про войну. «Спуск», режиссер Нил Маршалл

(The Descent)

Автор сценария и режиссер Нил Маршалл

Оператор Сэм Маккерди

Художник Саймон Боулз

Композитор Дэвид Джулиан

В ролях: Шона Макдоналд, Натали Мендоза, Алекс Рейд, Саския Малдер, Нора Джей Нун, Майанна Бэринг

Celador Films

Великобритания

2005

Английский режиссер и сценарист Нил Маршалл был признан звездой хоррора уже после своего дебютного фильма «Псы-воины» (Dog Soldiers), собравшего ворох международных наград и ставшего одной из самых кассовых британских картин 2002 года. Очередная картина Маршалла — «Спуск», уже удостоившаяся хвалебных отзывов в английской прессе, видимо, призвана упрочить его статус нового законодателя мод в жанре хоррор. И в этом качестве она заслуживает серьезного рассмотрения.

Если считать работы Нила Маршалла фильмами ужасов — а сам постановщик настаивает именно на таком определении, — то становится понятно, сколь значительные перемены претерпел этот жанр за последнее десятилетие. Отказавшись от своей поэтики, фильм ужасов «экшнизировался» — стал похож на боевик или, скорее, на военное кино, где в роли «злобных оккупантов» выступают оборотни, вампиры и прочая нечисть. Были времена, когда режиссерам хватало одного монстра на фильм, чтобы развлечь публику. Но в наши дни одного чудовища маловато будет. В таких фильмах, как «Ван Хельсинг», «Другой мир» или вышедший недавно «Бладрейн», вампиры и оборотни маршируют полками и дивизиями, а битва с ними приобретает прямо-таки эпический размах. Старый добрый саспенс, постепенное нагнетание напряжения, кропотливое создание таинственной, жуткой атмосферы отброшены как морально устаревшие. В современном фильме ужасов тайна если и присутствует, то лишь в таком выражении:

«Герои дерутся с монстрами, кто победит?»

Именно по этой формуле были выстроены «Псы-воины». Шестеро английских солдат во время учений в глухом лесу сталкивались с целой стаей голодных оборотней и вступали с ними в бой. Но — клыки крепки, и когти наши быстры — выяснялось, что оборотни воюют покруче любых командос и у героев мало шансов уцелеть. После чего сюжет фильма окончательно терял сознание и сводился к двум основным линиям: «беги — стреляй» и «держись, друг, я тебя не брошу». Однако сделанные дешево и сердито, «Псы-воины» выглядели свежо по сравнению с аналогичной голливудской продукцией благодаря жестким, отнюдь не картонным сценам насилия и колоритным характерам персонажей.

Абсолютно ту же сюжетную схему режиссер использовал и в новой ленте, которую именует «сестрой-близнецом» «Псов-воинов». Правда, вместо солдат в «Спуске» — шесть девушек, любительниц экстремального отдыха, вместо темного леса — глубокая пещера, вместо оборотней — фантастические существа, которых режиссер назвал «пресмыкающимися». Вот и все новации. Подружки во время уик-энда решают спуститься в неизведанную пещеру. Как быстро обнаруживается, развлечение это небезопасно, причем не только потому, что в пещерах случаются обвалы, но и потому, что там обитают злобные твари, словно выползшие из произведений Говарда Лавкрафта: слепые гибриды человека и летучей мыши, пожирающие все, что попадается под руку, — те самые «пресмыкающиеся».

Дальше — все, как в «Псах-воинах»: чтобы не превратиться в обед для монстров, девушкам придется принять бой в туннелях этого подземного мира. Однако чудовищ много, они хоть и слепые, но быстро бегают и хорошо ориентируются в пространстве при помощи ультразвуковых волн, так что сражение предстоит нелегкое. Кто-то из девушек струсит и бросит раненую подругу, кто-то, напротив, пожертвует собой ради других. На войне как на войне.

Российскому зрителю это кино может парадоксальным образом напомнить фильм «А зори здесь тихие…»: та же долгая экспозиция с представлением характеров героинь и их взаимоотношений, а во второй части — жестокий неравный бой с безликим и почти что вездесущим противником. Вместо бессмысленно утопающей в болоте сексапильной блондинки Елены Драпеко — не менее сексапильная брюнетка Нора Джей Нун, чья героиня Холли из-за собственной глупости срывается в пропасть и становится легкой добычей чудовищ. Отечественным прокатчикам «Спуска» стоило бы позиционировать его именно как вольный хоррор-римейк фильма «А зори здесь тихие…» — и против правды не погрешили бы, и, глядишь, больше зрителей в кинотеатры удалось бы заманить.

При этом, несмотря на явную вторичность по отношению к «Псам-воинам», «Спуск» — отнюдь не слабая картина. Отменно владеющий монтажом, Маршалл способен поддерживать динамичный темп действия от начала до конца фильма. Характеры героинь хорошо выписаны и сыграны (особенно выделяется Натали Мендоза в роли самоуверенной лидерши группы Джуны). Достойна уважения и работа художника-постановщика Саймона Боулза, ранее работавшего на «Ларе Крофт», — он выстроил в павильонах шотланд-ской студии «Пайнвуд» удивительно реалистично выглядящие гроты, туннели и пропасти — все из полистирола. Вообще после второго фильма стало ясно, что подчеркнутый реализм, даже натурализм, в сочетании с фантастическим сюжетом — фирменный конек Нила Маршалла. Именно это позволяет его малобюджетным картинам выигрышно смотреться рядом с голливудскими фильмами вроде «Ван Хельсинга» с их «картонными», сделанными на компьютере драками и убийствами. В «Спуске» противники рвут друг друга зубами, с хрустом проламывают черепа и выдавливают глаза. В таком контексте периодические галлюцинации одной из героинь, недавно потерявшей в автокатастрофе мужа и дочь, кажутся фрагментами из другого фильма. Впрочем, Маршалл это понимает и с психоделикой не перебарщивает.

Чудовища выглядят по-настоящему жутко — голые, склизкие, безносые, с белыми глазами и огромными клыками и когтями, которыми они буквально разрывают свои жертвы на части. Говорят, что потенциал «страшности» своих монстров, созданных без помощи компьютерных спецэффектов, исключительно посредством грима, режиссер опробовал на собственных актрисах весьма садистским образом: девушкам не показывали монстров до тех пор, пока не пришла пора сыграть сцену, в которой они впервые встречаются в пещерах. Эффект превзошел все ожидания: когда из тьмы, страшно шипя, выползло первое чудище, актрисы, несколько месяцев качавшие мускулы и входившие в образы крутых девчонок, с воплями разбежались в разные стороны. Маршалл был очень доволен.

Можно не сомневаться, что в прокате «Спуск» окажется не менее успешным, чем «Псы-воины». Поклонники фильмов ужасов со стажем скажут, что эта картина — еще одно свидетельство неумения современных режиссеров привлекать и удерживать внимание зрительного зала при помощи саспенса, а не экшна, но даже они будут вынуждены признать, что на фоне таких опусов, как «Ван Хельсинг» и «Другой мир», творение Нила Маршалла выглядит едва ли не образчиком хорошего вкуса. Непритязательной публике, которая любит смотреть кино в шумной компании, гарантировано много визга, пролитое пиво и испуганно прижимающиеся девочки. Любителям интерпретаций дана возможность зацепиться за то, что все персонажи фильма — женщины, а действие протекает в пещере, соответственно спуск в пещеру должен символизировать погружение в глубины женской души и встречу с монстрами, там обитающими. Чтобы придать рассуждениям основательность, можно вспомнить еще, что в «Псах-воинах», где был почти исключительно мужской состав персонажей, действие разворачивалось в лесу, а дерево — фаллос. Но иногда дерево — это просто дерево, а потому спекуляции на данную тему мы оставили российским последователям Славоя Жижека. Для всех прочих зрителей, не особенно озабоченных смысловыми нюансами и жанровой идентификацией, «Спуск» — это отличная возможность скоротать полтора свободных часа, не утруждая себя мыслительной деятельностью. Идеальное развлечение по современным стандартам.

Оренбург – 2014. Фестивальный комплекс «Мир»

Блоги

Оренбург – 2014. Фестивальный комплекс «Мир»

Евгений Майзель

Завершился VII международный фестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард». Его итоги комментирует Евгений Майзель.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).