Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Агнешка Одорович: «Польша: всё — по-новому». PISF: настоящее и будущее польского кино. Интервью с генеральным директором Польского института киноискусства - Искусство кино
Logo

Агнешка Одорович: «Польша: всё — по-новому». PISF: настоящее и будущее польского кино. Интервью с генеральным директором Польского института киноискусства

 

Дина Назарова. Какая модель кинематографии существовала в Польше до 2005 года? Что теперь? На каких условиях, экономических прежде всего, функционирует Польский институт киноискусства, который вы возглавляете?

Агнешка Одорович. После 1989 года роль государства как главного мецената польского кино значительно уменьшилась. Кинематографисты должны были искать деньги в частном бизнесе, что, увы, не всегда у них получалось. При этом не все обладали авторитетом Кшиштофа Кесьлёвского, и без того практически полностью снимавшего свои проекты за границей.

Зрители в то время смотрели преимущественно иностранные фильмы, среди которых главенствующее положение занимало коммерческое американское кино, что было естественно после стольких лет ограниченного доступа к продукции калифорнийской «фабрики грез». Несмотря на появление нескольких ярких индивидуальностей в польском кино 1990-х годов — Владислава Пасиковского, Яна Якуба Кольского и других, зритель вернулся к просмотру национальных картин только в связи с циклом комедий Махульского и экранизаций классиков литературы Хоффманом, Байоном и Вайдой. Эта тенденция была продолжена и в последнее десятилетие. Одновременно с этим государственное финансирование киноиндустрии было значительно сокращено. Польскому кино грозил финансовый коллапс.

Изучив лучшие европейские модели киноиндустрии, польское правительство приняло решение о создании Польского института киноискусства (PISF), что стало серьезной и стабильной предпосылкой для динамичного развития современной национальной киноиндустрии.

Главные финансовые источники Института киноискусства — взносы, установленные статьей 19 Устава о кинематографии. Все участники польского рынка кино сегодня выплачивают ежегодно 1,5 процента от своих доходов в пользу института: дистрибьюторы от проката, кинотеатры от продажи билетов, общественные телеканалы с продажи рекламы, кабельное и цифровое телевидение — от подписчиков и пользователей. Эти средства вносятся напрямую на счет Института киноискусства без предварительного отчисления в бюджет государства. Полученные деньги предназначены исключительно для развития польской кинематографии. Функционирование же института оплачивается из средств, которые мы получаем от Министерства культуры. К сожалению, раз от раза эта сумма уменьшается и в этом году составила всего 6,7 миллиона злотых1. Но наш институт с его постоянным составом сотрудников пользуется значительным общественным вниманием. Полагаю, мы неплохо справляемся со своей работой.

Дина Назарова. Как организован PISF: отделы, условия, механизмы работы? Как осуществляется управление? Существуют ли какие-то иные структуры, координирующие его деятельность? Как Институт киноискусства отчитывается о своей деятельности?

Агнешка Одорович. Директор Института киноискусства выбирается на конкурсной основе. Конкурс объявляется министром культуры, осуществляет его специальная комиссия, сформированная из различных представителей поль-ского киносообщества. Директор может занимать свой пост дважды. В июле прошлого года по итогам новых, проходящих в два тура выборов на этот пост я была избрана на свой второй и последний срок.

Институт разделен на отделы, у каждого из которых собственный набор обязанностей: производство фильмов, финансовые дотации, продвижение польских фильмов за рубежом, кинообразование и повсеместное распространение кинокультуры (продвижение фильмов в самой Польше). А также PR-отдел, отвечающий за контакты с медиа и популяризирующий сайт института киноискусства. Разумеется, как и в любой серьезной организации, есть бухгалтерия и юридический отдел.

Ежегодно PISF отчитывается о собственной деятельности в содержательном и финансовом отчетах, которые должны быть предварительно утверждены Советом Института киноискусства, а потом представлены министру культуры.

Дина Назарова. Как в Польше осуществляется поддержка кинопроизводства? Касается ли она всех видов кино — детского, коммерческого или исключительно авторского (дебюты, фильмы выдающихся режиссеров)? Какие существуют варианты и условия предоставления помощи создателям картин?

Агнешка Одорович. На поддержку Института киноискусства могут рассчитывать полнометражные игровые, а также документальные и анимационные фильмы вне зависимости от их продолжительности. Выбранная авторами тема не имеет значения. Самое важное — предлагаемый сценарий: качественно ли он разработан, интересен и внушает ли надежду на хороший фильм? Для окончательного решения о предоставлении денежной дотации большое значение имеет также финансовая дееспособность продюсера, его способность найти иные источники финансирования и его предыдущий опыт работы с Ин-ститутом киноискусства.

В связи с тем, что наши возможности, естественно, ограничены, мы тем более стараемся принимать точные и взвешенные решения о дотировании выбранных проектов. В этом нам помогают рекомендации независимых экспертов — представителей киносообщества Польши (режиссеров, операторов, продюсеров, кинокритиков, писателей, драматургов, историков кино).

Дина Назарова. Является ли PISF монополистом польской киноиндустрии? Или существуют какие-то другие конкурирующие организации?

Агнешка Одорович. Польский институт киноискусства — единственная государственная организация, финансирующая кинопроизводство в нашей стране. Иногда дополнительные средства на отдельные проекты предоставляет Министерство культуры. Кроме этого существуют одиннадцать Региональных кинофондов (RFF), бюджет которых, как правило, формируют местные власти — воеводства или города. PISF не участвует в финансировании RFF, он лишь поддерживает местные власти в их деятельности, выделяя определенные денежные средства на организационную и правовую помощь при съемке фильма.

Дина Назарова. Как происходит взаимодействие института киноикусства и телевидения? Осуществляются ли какие-то общие кинопроекты?

Агнешка Одорович. Институт киноискусства и Польское телевидение (TVP) сотрудничали при создании множества успешных кинопроектов, документальных и игровых. В случае с большинством неигровых лент участие телевидения было практически определяющим, для того чтобы они могли выйти на экраны. На рынке легче найти деньги на игровой фильм, у которого есть шансы впоследствии выйти в прокате или попасть на международные кинофестивали. Документальная картина априори предназначена для более узкой и подготовленной аудитории.

К сожалению, в связи с нестабильной ситуацией и частыми в последние годы сменами руководства TVP, а также с ухудшением условий финансового сотрудничества эфирное телевидение теперь практически не берет на себя обязательства по производству фильмов. Если раньше оно принимало финансовое участие почти в каждом проекте, во всяком случае, обязательно покупало лицензию на показ, то сегодня большие телеканалы приобретают всего 10—12 фильмов для дальнейшего эфира. Последним нашим совместным проектом был фильм Яна Якуба Кольского «Венеция». Я надеюсь, что после недавних изменений ситуация с польским неигровым фильмом изменится в лучшую сторону и мы в лице TVP вновь обретем дальновидного и надежного партнера. Важно также подчеркнуть роль частных кинокомпаний в организации кинопроцесса в Польше, таких как TVN или Polsat.

У нас, как и в России, существует проблема колоссального доминирования сериалов в общем объеме досуга. Но в Польше в рамках общественного телевидения существует канал Kino Polskie, где в режиме нон-стоп идут только польские фильмы. Много отечественных картин показывает и телеканал TVP Kultura.

Дина Назарова. А что вы можете сказать о международном киносотрудничестве, об опыте копродукций?

Агнешка Одорович. Несмотря на отсутствие налоговых льгот и системы стимулирования, рынок копродукции постоянно развивается — сегодня почти в 30 процентах польских фильмов присутствуют иностранные инвестиции. Польша не так конкурентоспособна в мире, как соседние Венгрия или Словакия, однако и она может гордиться интересом со стороны кинематографистов других стран. Впрочем, обычно международный характер проекта означает не только «ноу-хау» съемочной группы, новые профессиональные контакты и обмен опытом, но и более существенные возможности продвижения этих картин.

Дина Назарова. Как Польша экспортирует свои фильмы за границу? В какие страны и в каком количестве за последние годы?

Агнешка Одорович. В течение последних лет Институт киноискусства регулярно увеличивал размер средств, предназначенных для продвижения польского кино за границей. В этом году мы планируем предоставить для этого около 8 миллионов злотых2.

Прежде всего, мы занимаемся продвижением лучших польских фильмов на самые значимые мировые кинофестивали и кинорынки. Помогаем реализовать уникальную стратегию такой работы для каждого отдельного фильма, отправляем его на определенный фестиваль, а также оплачиваем проезд и участие польских кинематографистов в важнейших событиях киноиндустрии.

В таких условиях они могут продвигать свой фильм и себя лично, приобретают авторитет, что в результате часто оборачивается новыми интересными копродукциями. PISF также финансово поддерживает некоторые зарубежные фестивали и показы польского кино в других странах по специальным программам: Polish Cinema Stand обязательно присутствует на самых важных кинорынках — в Канне, Берлине, Милане. Каждый год мы участвуем в торгах в США и Азии. В прошлом году мы упорядочили процессы, связанные с выходом польских фильмов в заграничный прокат. Институт вообще желал бы выступать посредником между польскими продюсерами и иностранными агентами по продажам, увеличивая тем самым интерес к польскому кино.

С момента возникновения Польского института киноискусства мы издаем профессиональный каталог для иностранных продюсеров Poland. Film Production Guide, а также общий каталог польских фильмов New Polish Films. В этом году впервые будет издан Festival Guide для профессионалов, стремящихся узнать, в каких кинофестивалях участвовал тот или иной фильм. Так, в 2010 году около 200 польских фильмов приняло участие в 270 кинофестивалях и специальных показах по всему миру. Польские фильмы получили более 150 наград, премий и других знаков отличия. В предыдущие годы ситуация была примерно такой же.

Дина Назарова. Сколько кинотеатров сегодня в Польше? Достаточно ли их для развития кинематографии с точки зрения экономики?

Агнешка Одорович. По состоянию на прошлый год в нашей стране функционирует 82 мультиплекса и 270 моноплексов, что дает 975 экранов. Сети многозальных кинотеатров уже какое-то время развиваются и в городах средней величины. Разумеется, это позитивное явление, однако важно, чтобы оно не сказывалось на положении небольших артхаусных кинотеатров, демонстрирующих более трудные для понимания авторские фильмы.

С самого начала своего существования PISF поддерживает и модернизацию небольших кинотеатров, оснащает их современной проекцией. Мы обеспечиваем покупку новых технологий или реставрацию старых залов и кинотеатров. Благодаря нашей программе уже удалось восстановить, переоборудовать в современные около двухсот залов, а часть старых кинотеатров спасти от сноса. Для реализации этого проекта выделено более 13 миллионов злотых.

Дина Назарова. Какова средняя цена билета на фильм в Польше?

Агнешка Одорович. 18—21 злотый или 5—5,6 евро.

Дина Назарова. Как вы работаете на повышение уровня качественной аудитории?

Агнешка Одорович. Конечно, польские зрители, как и во всем мире, любят развлекательный кинематограф, голливудскую продукцию. Фильм должен быть полон спецэффектов, и лучше, чтобы в нем играли звезды, а саму картину можно было посмотреть в современном мультиплексе. Большой популярностью пользуются фильмы в 3D и неизменно колоссальную аудиторию собирают анимационные фильмы для детей.

Если же говорить о польском кино, то наряду с развлекательными жанрами, не всегда лучшего качества, отечественный зритель выбирает авторский кинематограф, который не опускается ниже определенного уровня и одновременно может привлечь подготовленную аудиторию в кинотеатр. Удачными примерами, собравшими кассу в несколько сотен тысяч проданных билетов, были «Реверс» Бориса Ланкоша, «Галерьянки» Каси Росланец, «Все, что я люблю» Яцека Борцуха или дебют Яна Комасы «Зал самоубийц», который уже посмотрели 700 тысяч зрителей. Своего верного зрителя имеют также фильмы, которым трудно попасть в прокат или картины с небольшим количеством копий. Серьезную роль здесь играет политика дистрибьюторов и их заинтересованность в продвижении «трудного» кино. Грамотно разрекламированная картина всегда найдет свою аудиторию.

Этот год обещает быть удачным: до середины апреля польские фильмы уже посмотрели более 5,2 миллиона зрителей (для сравнения в 2009 году все фильмы в кинотеатрах посмотрели 39,1 миллиона зрителей, из них 8,7 миллиона — польские картины; в 2010 году — 37,4 миллиона зрителей, из них польских фильмов — 5,1 миллиона зрителей).

Два года назад мы ввели в действие большой обучающий проект — «Школьная фильмотека», который, надеемся, позволит заинтересовать авторским кино юного зрителя. Проект предполагает включение в школьную программу фундаментальных знаний о кинематографе. В январе 2009 года в 14 тысяч учебных заведений страны поступили комплекты «Школьной фильмотеки». В ней 56 польских игровых, документальных и анимационных лент; каждый фильм предваряет короткое вступительное слово известного киноведа. Главной идеей «Фильмотеки» является возможность использовать ее на занятиях по гуманитарным наукам — уроках польского языка, истории, обществознания а также культурологии. Важный элемент проекта представляет собой также наша специальная «Интернет-страница» с монографиями, лекциями. Здесь на форуме учителя и ученики обмениваются мнениями, опытом постижения основ киноискусства.

Мы поддерживаем также обучающие программы и практические занятия для преподавателей, создаем педагогические факультеты в университетах для проведения занятий с методиками изучения киноискусства, организуем конкурсы фильмов для различных молодежных аудиторий. И наконец, поздней весной на «Интернет-странице» проекта появился пакет с новыми фильмами для школьного образования.

Институт также финансирует проведение многих польских кинофестивалей, таких как Camera Image, Off Plus Camera, Варшавский кинофестиваль, «Новые горизонты» и огромное количество других, менее значимых для международного сообщества, но важных для Польши.

Кроме того, институт ежегодно помогает выпускать десять книг польских авторов о национальном кинематографе.

Дина Назарова. Как сами кинематографисты оценивают изменения, произошедшие в киноиндустрии в середине нулевых?

Агнешка Одорович. Полагаясь на собственное мнение (так как не все кинематографисты до сих пор желают это публично обсуждать), считаю, что введение Устава о кинематографии в 2005 году радикально изменило ситуацию в национальной индустрии. Появились стабильные источники финансирования кино на уровне 25—27 миллионов евро ежегодно, что, впрочем, не производит сильного впечатления на фоне ведущих европейских киноимперий. Однако для польского кино это шаг вперед, который позволил дебютировать множеству молодых кинематографистов. Именно они сегодня получают свои первые награды, а завтра составят костяк нового польского кино. Приведу факты.

Ежегодно в Польше выходит около пятидесяти полнометражных игровых картин, увеличилась посещаемость кинотеатров. В 2005 году на польские фильмы было продано около 800 тысяч билетов, а в 2009-м уже около 8,7 миллиона. Каждый злотый, полученный продюсерами от киноинститута, приносит в среднем 2,46 злотого частных вложений в производство и 1,90 злотого в продвижение и дистрибьюцию. На рынке появилось около ста новых независимых продюсеров, работающих в игровом, документальном и анимационном кино, а также почти шестьдесят фирм, участвующих в создании лент, занимающихся организацией съемок, обслуживанием съемочной площадки, предоставлением техники, оборудования и другими услугами, постпродакшном.

Таким образом, кинорынок в Польше развивается и становится все более демократичным. Ушла прошлая монополизация: самые крупные продюсеры перестали доминировать, как это было в 2005 году, когда они финансировали около 90 процентов фильмов. Благодаря преференциям PISF дебютантам сегодня гораздо легче получить деньги на первый фильм: с 2005-го по 2010-й полнометражные дебюты сняли около пятидесяти режиссеров.

Дина Назарова. Как функционирует система получения денег на кинопроект от Института киноискусства? Кто подает прошение: режиссер, продюсер? Как работает комиссия, читающая сценарии? Что происходит дальше?

Агнешка Одорович. В течение года в Институте киноискусства проходят три сессии, во время которых оглашается дофинансирование кинопроектов на всех этапах: работа над сценарием, девелопмент и сам процесс производства фильма. Выделенный бюджет распределяется, в первую очередь, между четырьмя приоритетными направлениями: авторское кино, историческое, семейное и кино для молодого зрителя, то есть фильмы с высоким потенциалом посещаемости. Это разделение подлежит изменениям. По договоренности с Советом Института киноискусства и совещательными органами, состоящими из представителей киноиндустрии, мы можем ежегодно принимать решение о формировании новых приоритетов. Я отдельно хотела бы отметить, что мы особенно серьезно относимся к дебютам — каждое из обозначенных направлений имеет для них специальную квоту.

Прошение о финансировании в Институт киноискусства подает продюсер. Сначала оно оценивается — в соответствии со всеми формальностями. Если все в порядке, прошение поступает на рассмотрение независимым экспертам, которые изучают его с точки зрения финансовой достоверности представленной сметы, рассматривают, адекватен ли заявленный бюджет реальной стоимости. Они исходят при этом из оценки сценария и указанных продюсером экономических и организационных затрат во время съемок, количества съемочных дней, трудностей производства.

Одновременно сценарные заявки, претендующие на финансирование, читает и оценивает комиссия из случайно выбранных представителей экспертизы PISF, в нее входят режиссеры, операторы, продюсеры, критики и киноведы, писатели, драматурги. Их задача — включение в очередную бюджетную сессию самых интересных проектов. Именно их рекомендации служат для меня сигналом к принятию решения о финансировании того или иного проекта. Впрочем, мой личный вкус не имеет значения: повторяю, важнейшими критериями являются предыдущий опыт работы Института киноискусства с продюсером, художественная и экономическая репутация человека, обращающегося к нам с прошением о финансировании.

Варшава, 27.04.2011, Польский институт киноискусства

1 Менее 70 миллионов рублей. — Здесь и далее прим. Дины Назаровой.

 

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012