Аннотации научных статей
- №5, май
- "Искусство кино"
- Олег Ковалов. Метафизик
- Статья известного петербургского киноведа и режиссера посвящена творчеству Александра Сокурова. Рассматривая документальные и игровые фильмы одного из крупнейших российских режиссеров, автор показывает, как в самобытной поэтике Сокурова отражается напряженный, глубокий интерес мастера воплотить на экране то, что так плохо поддается визуализации, — внутренний мир человека.
- Сокуров, метафизика, документальное и игровое кино, поэтика, визуализация внутреннего мира
-
- Зара Абдуллаева. Four seasons
- Статья посвящена анализу фильма Майка Ли «Еще один год», на примере которого автор разбирает и приемы режиссуры этого выдающегося мастера, и традиции английского независимого кино. Рассматривая приемы актерской техники, превращающей достижения национальной театральной школы в подлинно кинематографическое существование, типологию характеров, мизансценирование, критик показывает актуальность поэтики Майка Ли, снимающего, казалось бы, совсем не радикальное кино.
- Режиссура, английское независимое кино, национальная театральная школа, не радикальное, мизансценирование
-
- Катерина Тарханова. Поколение первое, десятое, сотое…
- Сюжет статьи — принципы и особенности перенесения на экран сложной для такого трансфера прозы. Речь об экранизации романа «Generation П» Виктора Пелевина, одного из известнейших современных российских писателей. В этом романе автор статьи видит наследование традициям Теккерея и Гоголя, в классических произведениях которых мещанин стал героем эпоса, и показывает, как своеобразны метаморфозы этой традиции в наши дни, а затем анализирует, как прочел эту литературоцентричную прозу режиссер Виктор Гинзбург.
- Виктор Пелевин, «Generation П», методология, классики, мещанин, эпос, литературоцентричный
-
- Нина Цыркун. Детство. В людях
- Автор анализирует фильм Мэтью Вона «Люди Икс. Первый класс» как жанровый гибрид комикса и шпионского триллера в духе бондианы, вписывающий американскую мифологию в европейский контекст.
- Жанровый гибрид, комикс, американская мифология
-
- Сергей Анашкин. Гонконгский след
- Рецензируя якутский фильм «Покидая благоухающую гавань» Сюзанны Ооржак, автор исследует один из главных мифологических сюжетов любого этноса — возвращение человека к первоистокам. Проанализировав эстетику картины, приемы построения сюжета, критик отмечает влияние гонконгского кино на создателей этого фильма об этнической памяти и созидательной силе народа саха.
- Этнос, ретроградная мифологема, народ саха, репатриация в мир снов, первоистоки
-
- Тамара Дондурей. Большая постановка жизни
- Автор статьи анализирует уникальный эксперимент режиссера Кевина Макдоналда, предпринятый им совместно с порталом YouTube, — документальный фильм «Жизнь за один день», в котором запечатлена жизнь множества людей 24 июля 2010 года. Критик анализирует сам принцип структурирования любительской хроники, в основе которого лежит сквозной драматургический мотив — ответы героев на разнообразные и неожиданные вопросы режиссера. Эта «анкета» позволила Макдоналду продемонстрировать, каким образом мир, разрушивший границы, проявляет себя в границах индивидуальных и национальных — в характерах.
- Уникальный эксперимент, структурирование любительской хроники, сквозной мотив, характер
-
- Сергей Медведев. Забор как принцип русской жизни
- В зоне внимания автора все типы забора от простого деревенского до главного, державного — Кремлевской стены. Забор как метафора, забор как определенная особенность российского менталитета: простое архитектурное сооружение, ставшее в стране и оборонным валом, и границей между народом и властью.
- Забор, архетипичность, российский менталитет, метафора, символика, граница
-
- Аюр Санданов. Зомби-апокалипсис
- Ролевая модель выживания и ее трансформации в контексте истории фильмов о зомби. Зомби-тексты как возможность оценить продуктивность различных ролевых моделей в ситуации распада социума и для индивидуальной идентификации.
- Зомби-апокалипсис, зомби-дискурс, апокалиптический страх, избыточная неопределенность, идентичность
-
- Мария Семендяева. Пляска жизни
- Попытка взглянуть на современный индийский киномейнстрим в контексте мирового кинематографа в целом и западного — в частности. Выделяя и анализируя отличительные эстетические особенности и традиционные сюжетные и формальные схемы, а также сложившуюся систему ценностей в современном индийском массовом кино, автор статьи выводит портрет уникальной и самобытной, хоть и подверженной сильному влиянию Голливуда, кинематографической культуры.
- Индийское кино, Болливуд, поэтическая иносказательность, раса, психологическое развитие персонажа
-
- Олег Зинцов. Видео в театре: инструмент и метафора
- Театральный и кинокритик изучает, как в современном театре используются возможности видеотехнологий, каковы цели, способы и мотивы применения видео в постановках известных европейских режиссеров. Направление нашего взгляда наружу или внутрь — разность этих принципов, по мнению автора исследования, позволяет выявить четыре основных типа этого изобразительно-выразительного средства: видео как текст; видео как реалити-шоу; видео как декорация; видео как крупный план (лицо).
- Видео на сцене, базовые принципы, видео как текст, декорация, реалити-шоу, крупный план
-
- Правила игры
- Итоги конференции «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры». Публикуются доклады рабочих групп на финальном пленарном заседании проектно-практической конференции, которая была проведена в апреле 2011 года в виде деловой игры.
- Здесь же интервью с вице-президентом «Юнифранс» Жоэлем Шапроном — об устройстве французской системы киноиндустрии и с генеральным директором Польского института киноискусства Агнешкой Одорович — о кинореформе в Польше, а также лекция немецкого продюсера Симоны Бауман — о принципах государственной поддержки кино в Германии.
- Конференция, деловая игра, рабочая группа «Профсоюзы в процессе совершенствования кинопроизводства», рабочая группа «Проблемы кинопроката», рабочая группа «Альтернативные способы продвижения фильмов к зрителям — ТВ, Интернет, фестивали, критики», рабочая группа «Государственная политика развития отечественной кинокультуры», рабочая группа «Проблемы кинообразования», антипиратская программа, «Юнифранс», FFA, PISF
-
- Александр Чернышов. Мелодия для капкана
- В статье рассматриваются различные формы музыкального решения во всех видах кино-, теле- и видеопродукции, связанные с электронными средствами массовой информации. Наряду с обычным использованием музыки в кино медиамузыкальная драматургия прослеживается в сериалах, бейтах кинокартин и в их рекламных трейлерах.
- Медиамузыка, киносериал, трейлер, тизер, бейт, увертюра, подкастинг