Аннотации научных статей


Олег Ковалов. Метафизик
Статья известного петербургского киноведа и режиссера посвящена творчеству Александра Сокурова. Рассматривая документальные и игровые фильмы одного из крупнейших российских режиссеров, автор показывает, как в самобытной поэтике Сокурова отражается напряженный, глубокий интерес мастера воплотить на экране то, что так плохо поддается визуализации, — внутренний мир человека.
Сокуров, метафизика, документальное и игровое кино, поэтика, визуализация внутреннего мира

Зара Абдуллаева. Four seasons
Статья посвящена анализу фильма Майка Ли «Еще один год», на примере которого автор разбирает и приемы режиссуры этого выдающегося мастера, и традиции английского независимого кино. Рассматривая приемы актерской техники, превращающей достижения национальной театральной школы в подлинно кинематографическое существование, типологию характеров, мизансценирование, критик показывает актуальность поэтики Майка Ли, снимающего, казалось бы, совсем не радикальное кино.
Режиссура, английское независимое кино, национальная театральная школа, не радикальное, мизансценирование

Катерина Тарханова. Поколение первое, десятое, сотое…
Сюжет статьи — принципы и особенности перенесения на экран сложной для такого трансфера прозы. Речь об экранизации романа «Generation П» Виктора Пелевина, одного из известнейших современных российских писателей. В этом романе автор статьи видит наследование традициям Теккерея и Гоголя, в классических произведениях которых мещанин стал героем эпоса, и показывает, как своеобразны метаморфозы этой традиции в наши дни, а затем анализирует, как прочел эту литературоцентричную прозу режиссер Виктор Гинзбург.
Виктор Пелевин, «Generation П», методология, классики, мещанин, эпос, литературоцентричный

Нина Цыркун. Детство. В людях
Автор анализирует фильм Мэтью Вона «Люди Икс. Первый класс» как жанровый гибрид комикса и шпионского триллера в духе бондианы, вписывающий американскую мифологию в европейский контекст.
Жанровый гибрид, комикс, американская мифология

Сергей Анашкин. Гонконгский след
Рецензируя якутский фильм «Покидая благоухающую гавань» Сюзанны Ооржак, автор исследует один из главных мифологических сюжетов любого этноса — возвращение человека к первоистокам. Проанализировав эстетику картины, приемы построения сюжета, критик отмечает влияние гонконгского кино на создателей этого фильма об этнической памяти и созидательной силе народа саха.
Этнос, ретроградная мифологема, народ саха, репатриация в мир снов, первоистоки

Тамара Дондурей. Большая постановка жизни
Автор статьи анализирует уникальный эксперимент режиссера Кевина Макдоналда, предпринятый им совместно с порталом YouTube, — документальный фильм «Жизнь за один день», в котором запечатлена жизнь множества людей 24 июля 2010 года. Критик анализирует сам принцип структурирования любительской хроники, в основе которого лежит сквозной драматургический мотив — ответы героев на разнообразные и неожиданные вопросы режиссера. Эта «анкета» позволила Макдоналду продемонстрировать, каким образом мир, разрушивший границы, проявляет себя в границах индивидуальных и национальных — в характерах.
Уникальный эксперимент, структурирование любительской хроники, сквозной мотив, характер

Сергей Медведев. Забор как принцип русской жизни
В зоне внимания автора все типы забора от простого деревенского до главного, державного — Кремлевской стены. Забор как метафора, забор как определенная особенность российского менталитета: простое архитектурное сооружение, ставшее в стране и оборонным валом, и границей между народом и властью.
Забор, архетипичность, российский менталитет, метафора, символика, граница

Аюр Санданов. Зомби-апокалипсис
Ролевая модель выживания и ее трансформации в контексте истории фильмов о зомби. Зомби-тексты как возможность оценить продуктивность различных ролевых моделей в ситуации распада социума и для индивидуальной идентификации.
Зомби-апокалипсис, зомби-дискурс, апокалиптический страх, избыточная неопределенность, идентичность

Мария Семендяева. Пляска жизни
Попытка взглянуть на современный индийский киномейнстрим в контексте мирового кинематографа в целом и западного — в частности. Выделяя и анализируя отличительные эстетические особенности и традиционные сюжетные и формальные схемы, а также сложившуюся систему ценностей в современном индийском массовом кино, автор статьи выводит портрет уникальной и самобытной, хоть и подверженной сильному влиянию Голливуда, кинематографической культуры.
Индийское кино, Болливуд, поэтическая иносказательность, раса, психологическое развитие персонажа

Олег Зинцов. Видео в театре: инструмент и метафора
Театральный и кинокритик изучает, как в современном театре используются возможности видеотехнологий, каковы цели, способы и мотивы применения видео в постановках известных европейских режиссеров. Направление нашего взгляда наружу или внутрь — разность этих принципов, по мнению автора исследования, позволяет выявить четыре основных типа этого изобразительно-выразительного средства: видео как текст; видео как реалити-шоу; видео как декорация; видео как крупный план (лицо).
Видео на сцене, базовые принципы, видео как текст, декорация, реалити-шоу, крупный план

Правила игры
Итоги конференции «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры». Публикуются доклады рабочих групп на финальном пленарном заседании проектно-практической конференции, которая была проведена в апреле 2011 года в виде деловой игры.
Здесь же интервью с вице-президентом «Юнифранс» Жоэлем Шапроном — об устройстве французской системы киноиндустрии и с генеральным директором Польского института киноискусства Агнешкой Одорович — о кинореформе в Польше, а также лекция немецкого продюсера Симоны Бауман — о принципах государственной поддержки кино в Германии.
Конференция, деловая игра, рабочая группа «Профсоюзы в процессе совершенствования кинопроизводства», рабочая группа «Проблемы кинопроката», рабочая группа «Альтернативные способы продвижения фильмов к зрителям — ТВ, Интернет, фестивали, критики», рабочая группа «Государственная политика развития отечественной кинокультуры», рабочая группа «Проблемы кинообразования», антипиратская программа, «Юнифранс», FFA, PISF

Александр Чернышов. Мелодия для капкана
В статье рассматриваются различные формы музыкального решения во всех видах кино-, теле- и видеопродукции, связанные с электронными средствами массовой информации. Наряду с обычным использованием музыки в кино медиамузыкальная драматургия прослеживается в сериалах, бейтах кинокартин и в их рекламных трейлерах.
Медиамузыка, киносериал, трейлер, тизер, бейт, увертюра, подкастинг

Воображаемые печали

Блоги

Воображаемые печали

Алексей Гуськов

Последний на сегодня законченный режиссерский проект Ксавье Долана «В любом случае Лоуренс» вышел в Канаде на DVD. О пройденном режиссером-вундеркиндом пути – Алексей Гуськов.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Новости

Объявлены победители Берлинского кинофестиваля

17.02.2013

Вечером 16 февраля были объявлены лауреаты главной конкурсной программы 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Главная награда форума – «Золотой медведь» за лучший фильм – был присужден социальной драме о взаимоотношениях матери и ее взрослого сына «Поза ребенка» (Pozitia Copilului) румынского режиссера Калина Питера Нецера. Гран-при жюри был вручен боснийцу Данису Тановичу за картину «Эпизод из жизни сборщика железа» (Epizoda u životu berača željeza) о жизни цыган.