Бенце Флиегауф: «Расизм это глупость». Режиссерские комментарии к фильму «Просто ветер»
Быть преследуемым
Убийцы — это обычные люди: они слушают коммерческие радиостанции, ходят в торговые центры, глазеют на витрины, платят по закладным и, вероятно, даже имеют детей. Убийство, в общем, только эпизод в их жизнях, который уничтожает их самих и людей из их окружения. Они неудачники.
По крайней мере, к этому выводу я пришел после того, как провел несколько подробных интервью с заключенными убийцами. Во время съемок фильма «Просто ветер» для меня было важнее оставаться с потенциальными жертвами. Это сложная задача — заставить аудиторию почувствовать даже малейшую часть того, что испытывают жертвы, когда их преследуют. Герои моего фильма — простые рома: мать средних лет, воспитывающая своих детей, одиннадцатилетний мальчик и начавшая взрослеть девочка-подросток. Женщина ухаживает за своим отцом-инвалидом и в то же время работает уборщицей, дочь ходит в школу, а мальчишка бродит по окрестностям неподалеку от своего дома. Их пути расходятся на протяжении дня, но остается вопрос: увидят ли они друг друга вновь?
Когда рома в одиночестве
Я пытался не показывать их бьющими в бубны, играющими на скрипках или танцующими. Это слишком скучно. Мне было крайне интересно понять, что происходит, когда они остаются в одиночестве. Это очень волнующая тема, потому что расхожий образ ромов как инстинктивных созданий, плачущих и поющих одновременно, сочетается с фактом, что их почти всегда показывают в больших, хаотических группах. Как все стереотипы, этот тоже произрастает из реальности, но он весьма искажен, если только его мы и видим. Что происходит, когда рома уходят собирать дрова в одиночку? Когда они остаются дома? Что происходит, если рома не хотят соответствовать стереотипу, ожидаемому от них теми, кто посещает их поселения?
Зловещий мотив — идиотизм
Когда я писал сценарий, мотив все еще оставался загадкой. Что толкнуло людей на этот шаг? Они застрелили так называемых «трудолюбивых» рома, не «паразитов», и расистская логика не способна это объяснить. В конце концов, расисты любят подчеркивать, что не все рома и евреи создают проблемы, а только те, кто крадет, лжет, не работает и т.д. Только такие должны быть изолированы, загнаны в гетто и уничтожены. Я думаю, что двойной обман здесь в том, что, похоже, преступники убили «честных цыган» умышленно. Они считали, что единственной реакцией остальных будет кровная месть и в итоге разразится гражданская война. Великий план. Закон называет это зловещим мотивом, а я называю идиотизмом. Расизм — не что иное, как фатальная последовательность ошибок в мотивации: иначе говоря, глупость.
Как созревают дети
Должен признаться: я не могу сопротивляться подросткам. Они настолько несусветны, невинны и вызывают раздражение. Подростки сами по себе — трагические персонажи, потому что это последняя стадия ясности перед тем, как наступит долгая мгла, которую мы называем взрослой жизнью. Особенно интересно в фильме то, как дети созревают среди расизма и нищеты. Мальчик, сыгранный Лайошем Шарканем, — некто вроде Гекльберри Финна, для которого атмосфера постоянной угрозы соседствует с жаждой приключений. Он живет приключениями и, вероятно, еще не сознает ужас положения, уготованного развитием этой истории. Он пытается разрешить трудные ситуации собственными средствами, что часто оборачивается душераздирающей нелепостью. Он менее вовлечен в реальные события, чем его мать, которую играет Каталин Тольди. И, конечно, это просто замечательно, поскольку сущность характера мальчика проистекает из его неведения или, скорее, из того факта, что он даже не может взять в толк, что происходит вокруг него. Когда мы начали снимать детей, многие члены нашей группы нервничали из-за них, но очень быстро оказалось, что проблема проста: реплики детей нужно переписать. И от проблем не осталось и следа. Как бы там ни было, работать с ними было здорово — дети держат всех начеку.
Кастинг и поиск
Вместе с ассистентом по кастингу я сел в машину, и мы начали поиск, объезжая школы в поселениях рома. Это продолжалось год с короткими перерывами. Кастинг — захватывающий процесс, суть которого невозможно объяснить. Что делает обстановку по-настоящему творческой? Решающий момент — если получается наслаждаться компанией друг друга, особенно компанией главных героев. Съемки фильма могут быть очень, очень продолжительными, а жизнь, похоже, довольно короткая.
Приключения с цыганами
У меня было много приключений с цыганами, по большей части в детстве.
В начальной школе моим лучшим другом был мальчик ром. Позже я сильно увлекся культурой ромни.
Был случай: меня так поколотил один парень, что я почти ослеп на один глаз; тот парень был ром. Потом я несколько лет не общался с ними, боялся. В последние два года я приобрел среди рома много друзей. Когда я рассказывал им о моих планах, кое-кто сразу терял к нам интерес, потому что мы были не из коммерческой телекомпании. Почти все они знали об убийствах и чувствовали себя в опасности. Расизм, конечно, есть и среди рома, но он проявляется более тревожно: в форме ненависти к себе. Думаю, настоящее положение дел в сообществе рома — это трагикомическая версия общественных настроений в стране.
Director's comment. http://www.filmpressplus.com/wp-content/uploads/dl_docs/JustTheWind-Notes.pdf
Перевод с английского Дмитрия Десятерика