Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Армагеддон на Манхэттене. «Мстители», режиссер Джосс Уидон - Искусство кино

Армагеддон на Манхэттене. «Мстители», режиссер Джосс Уидон

Крупнейшие поставщики кинокомиксов — Warner и Marvel — явно обозначили интерес к дружественному поглощению артхаусных талантов. Студия Marvel приглашала Брайана Сингера для съемок «Людей Икс» (2000) и Ана Ли для постановки «Халка» (2003), а Warner зарядила Кристофера Нолана на франшизу бэтманианы.

В результате довольно строгая протекционистская политика первой сохранила попытки точечного слияния мейнстримовского коня с артхаусной ланью в принципиально очерченных рамках традиционного нарратива, в то время как вторая, предоставив полную свободу Нолану на длинной дистанции, вывела историю Темного рыцаря и с ним фильм-комикс как жанр из резервации подростковости в артстрим и наглядно продемонстрировала, что социально-политический месседж, экзистенциальная проблема и психологическая изощренность не обязательно ассоциируются с бедным бюджетом, а остросюжетность и стремительный монтаж не исключают весомую содержательную нагрузку.

mstiteli

«Мстители» — первый фильм студии Marvel, прокат которого осуществляет компания Disney, соответственно в России — «Уолт Дисней Компани СНГ». По результатам первой недели проката «Мстители» стали самым кассовым среди всех фильмов Marvel, когда-либо выпускавшихся в российский прокат (до сих пор первенство по кассовым сборам удерживал тоже фильм Marvel — «Тор», собравший 456 миллионов рублей за весь срок проката).

Союз Disney и Marvel позиционирует политику обеих студий, направленную прежде всего на узнаваемость героев и факт превращения в супергероев обычных людей, что всегда служило мостом между обычным читателем/зрителем и наделенным супервозможностями героем, помогало поверить в него и идентифицироваться с ним.

Можно заметить, что развитие комикса как жанра постепенно движется в сторону реалистичности и их персонажи, соответственно, приобретают все более характерные «человеческие» черты и слабости. Может быть, поэтому Marvel пока что отказалась от проектов, связанных с экранизацией не попавших еще под колпак киноиндустрии старых комиксов, где действовали слишком экзотичные принц Намор из затонувшего королевства Атлантида и андроид Человек-факел. В то же время герои фильмов Marvel перестают скрывать «тайную идентичность», то есть способность к необыкновенным подвигам, и открыто альтруистично ставят ее на службу людям — как, например, Стив Роджерс/Капитан Америка, бросивший вызов террористу по телевидению, чтобы отвлечь на себя его злодейские намерения. Спрос на супергероев и их чрезвычайные чудесные способности означает одно: человечество со своими проблемами в данный момент не справляется, а эти замечательные экземпляры как раз и возникают в такие моменты, причем трансформировавшись из кого-то самого заурядного по соседству с нами, что одновременно внушает зрителю надежду и повышает самооценку: кажется, вот-вот нечто подобное каждый сможет открыть в самом себе.

Бывший директор Marvel Studios Ави Арад, продолжающий там свою продюсерскую деятельность (он, кстати, стал продюсером и «Мстителей»), внимательно следил за прохождением фильмов на каждом этапе, бескомпромиссно требуя точного соответствия экранного персонажа его графическому оригиналу, железной рукой убирая все возникающие на этом пути намеки на внутреннюю душевно-психологическую конфликтность и сбивающую зрителя с толку многослойность известных героев. Marvel Studios предпочла практику экстенсивного развития, вместо усложнения характеров «умножая сущности», с фантастической щедростью плодя все новых и новых супергероев (но хорошо известных по печатным комиксам) с новыми и новыми суперспособностями. Приглашенные режиссеры оттягивались на визуальной стороне дела, не вмешиваясь в сценарную разработку, где прежде всего таилась возможность «девиаций».

Семь лет назад Marvel Studios вышла на рынок, уже имея в перспективе план создания «киновселенной» — кроссовера под слоганом Avengers assemble, призванном собрать вместе героев, предварительно выступивших со своим «сольным» фильмом. Таким образом почва была тщательно подготовлена — появлению «Мстителей» предшествовали «Железный человек» и «Железный человек—2», «Халк», «Тор» и «Первый мститель» («Капитан Америка»), собравшие на круг 2,3 миллиарда долларов. Откристаллизовавшиеся образы, закрепленные за определенными актерами, плавно переправились в новый блокбстер (за исключением строптивого Эдварда Нортона — Брюса Бэннера, которого блистательно заменил Марк Руффало).

Готовя постановку «Мстителей», Marvel остановила свой выбор на Джоссе Уидоне, причем сначала как на сценаристе и прежде всего имея в виду его опыт сериального производства. Столько главных не просто героев, а супергероев — это очень много для одного фильма. У большинства из них (кроме Соколиного глаза и Черной вдовы, эпизодических персонажей соответственно «Тора» и «Железного человека—2») своя франшиза, продолжением которой должны были стать «Мстители»; свои фанаты, интересы которых следовало каким-то образом свести к общему знаменателю. Отсюда понятно, что соединить такие разные персонажи, как Тор (Крис Хемсуорт), Железный человек (Роберт Дауни-младший), Капитан Америка (Крис Эванс), Халк (Марк Руффало), Соколиный глаз (Джереми Реннер) и прекрасная уроженка города Сталинград, владеющая искусством кунфу, каратэ, дзюдо, бокса и еще каких-то боевых практик Черная вдова (Скарлетт Йоханссон), может только общая задача невероятной сложности: само собой — спасение мира от глобальной угрозы. И, конечно, нужен суперзлодей — им становится славящийся своей способностью к хитрости и обману ас Локи (Том Хиддлстон), сводный брат Тора, обуянный жаждой реванша после утраты трона Асгарда, о чем зрителю известно по предшествующему «Мстителям» «Тору».

mstiteli6

Итак, сплести в единую сюжетную канву индивидуальные истории героев, каждый из которых сам себе премьер, помог мастер сводить концы с концами Джосс Уидон. Уидон известен как любитель смешивать жанры, но при этом не терять нить повествования. Он писал сценарии к таким разным сериалам и фильмам, как долгоиграющая, чрезвычайно прибыльная и прорывная в смысле художественных достоинств «Баффи — истребительница вампиров», «История игрушек», «Чужой: Воскрешение», «Титан после гибели Земли» и особо высоко оцененная критиками недавняя «Хижина в лесу». Правда, его режиссерский дебют «Миссия «Серенити» (2005) завел тех же критиков в тупик: одни приветствовали смелость новичка в компиляции типовых мотивов и моделей повествования, а также юмор и ироническое посвящение фильма фантастическим вестернам; другие негодовали, усмотрев в этой попытке неумелое обращение с классикой.

На этот раз продюсеры Marvel ограничили творческий диапазон Уидона сословными рамками, но в этих пределах позволили полностью проявить таланты, тем более что исходный материал соответствовал творческим запросам автора. Так, в фигуре Черной вдовы реализуются драматические коллизии, которые можно сравнить с душевными сложностями подросткового возраста, воплощенными Уидоном в метафоре демонизма, с которым борется юная блондинка Баффи в изображении Сары Мишель Геллар, поразительно напоминающей Скарлетт Йоханссон. Нашел свое место в «Мстителях» и едкий специфический юмор Уидона, замешенный на ироничном переворачивании стереотипов и знакомых ситуаций, задающий тональность буквально в одном из первых эпизодов, где Черная вдова в мизансцене, почти в точности напоминающей соответствующие кадры «Основного инстинкта», насмешливо сообщает по телефону, что «ведет допрос» и побивает мужчин-соперников не убийственной сексуальностью, как Шэрон Стоун, а убедительными боевыми приемами.

Уидон сумел раздать всем сестрам по серьгам — предоставил каждому из супергероев и, соответственно, каждому из суперзвезд, их играющих, свой бенефисный кусок, в котором раскрываются их, персонажей, характеры и сверхспособности. При этом отдельно надо сказать о Соколином глазе, который впервые появился на экране в «Торе» под своей настоящей фамилией Бартон. Теперь, освободившись из-под власти Локи, он присоединился к Мстителям. Соколиный глаз — необычный снайпер: его оружие — лук и стрелы со смертоносными наконечниками, что придает персонажу тот налет архаики, которая будоражит подсознательные, архетипические слои восприятия, делая уникального стрелка таким образом сразу близким и любимым. Вообще же все герои вносят в общую копилку не только свои редкостные возможности, но и человеческие черты, в том числе слабости. Железный человек с его уязвимым сердцем придает повествованию ироничность; пришедший из 40-х годов Капитан Америка — старомодную искренность, добродушие и прямоту, утраченные современным человеком свойства; Халк — остроту борьбы с собственной темной стороной души, ну а агент Черная вдова, она же Наташа Романофф, — приправу эротичности, которая тем не менее остается втуне, делая фильм подцензурным широкой аудитории. (Создатели фильма отказались даже развить тему любви Соколиного глаза и Черной вдовы, затерявшуюся в истории графических комиксов.)

События «Мстителей» разворачиваются не в выдуманном Метрополе, а в реальном мире, как будто здесь действуют инопланетяне, невидимые нам. Можно сказать иначе — божества, сошедшие с Олимпа, чтобы вплотную поучаствовать в судьбах человечества, и ведут они себя именно как боги античности, чье обиталище подозрительно напоминает коммунальную кухню. Среди мест действия фильма не только, скажем, Нью-Йорк, но и немецкий город Штутгарт, где Локи, эффектно спустившись с заоблачных высей, как некогда фюрер любил появляться с горных высот или из самолетов, вещает пред толпой, заставляя пасть на колени и суля людям рабство. И люди-таки почти с готовностью поголовно падают, покуда не находится один старик, в котором, естественно, мгновенно узнается выживший в Холокосте еврей, отказывающийся подчиниться, поскольку он не желает повторять прожитый опыт. Старик — единственный из обычных людей, кто может встать рядом с супергероями.

Само разнообразие героев, сложность их совмещения подсказали сюжетный стержень: команда мечты, которую собрал директор «ЩИТА» Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), в результате происков хитроумного Локи поначалу мгновенно перессорилась, напоминая слишком хорошо известную ситуацию разобщенности людей доброй воли (иногда выступающих под лейблом оппозиции), что и мешает им добиться успеха перед лицом яростной сплоченности сил зла. И, оказывается, чтобы сплотиться, им действительно нужна некая сакральная жертва, которой оказывается тот, кто успел у них всех вызвать особую симпатию.

Конечно, компьютерные эффекты — от облачения стремительно падающего с небоскреба Энтони Старка в доспехи Железного человека до поднимающегося в воздух гигантского авианосца, от поединков один на один до финальной битвы, в которой против армий безликих монстров собралась вся команда, — это отдельная заслуга компании ILM, но тут, на мой взгляд, замечательнее всего соединение в одном персонаже, в одном актере Брюса Бэннера и зеленого чудовища Халка, которых раньше всегда играли два разных артиста. Теперь же благодаря технологии caption motion Марк Руффало демонстрирует, как один превращается в другого и как в ипостаси одного проглядывают черты другого. Руффало пригодился тут не только технический прогресс, но и собственный театральный опыт вхождения в образ прямо на сцене.

Ударный финальный эпизод (который наверняка войдет в список самых грандиозных экранных битв) приводит общее впечатление к восторгу, который сродни энтузиазму футбольного болельщика, переживающего победу любимой команды. Но все же игроков-звезд собралось на поле слишком много, чтобы обеспечить по-настоящему командную игру: фильм распадается на отдельные серии, в которых солирует кто-то один, пока все они не сходятся в судьбоносной битве за Нью-Йорк, завершая фильм мощным духоподъемным аккордом. И с этим впечатлением публика покидает зал, прощая создателям картины все, что собиралась вставить в счет.

 


 

«Мстители»
The Avengers
По комиксам Стэна Ли и Джека Кирби
Авторы сценария Джосс Уидон, Зак Пенн
Режиссер Джосс Уидон
Оператор Шеймас Макгарви
Художник Джеймс Чинленд
Композитор Алан Силвестри
В ролях: Роберт Дауни-младший, Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсуорт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Том Хиддлстон, Сэмюэл Л. Джексон, Стеллан Скарсгор, Кларк Грегг, Коби Смолдерс и другие
Marvel Studios, Paramount Pictures, Albuquerque Studios
США
2012


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Супермен разбушевался. «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», режиссер Зак Снайдер

Блоги

Супермен разбушевался. «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», режиссер Зак Снайдер

Нина Цыркун

На экраны вышла очередная порция приключений из жизни фантастической вселенной издательства DC Comics. Нина Цыркун считает идею этого проекта напрашивающейся, супергероев-актеров уставшими, но сам жанр комиксов – поразительно адекватным нынешней политической, и не только политической, реальности.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Летний вечер с журналом «Искусство кино» в 32.05

28.06.2018

Друзья, стало хорошей традицией - собираться летом в саду Эрмитаж вместе с журналом «Искусство кино». В этот раз мы ждем всех 3 июля с 18 часов на большом газоне напротив Веранды 32.05.