Армагеддон на Манхэттене. «Мстители», режиссер Джосс Уидон

Крупнейшие поставщики кинокомиксов — Warner и Marvel — явно обозначили интерес к дружественному поглощению артхаусных талантов. Студия Marvel приглашала Брайана Сингера для съемок «Людей Икс» (2000) и Ана Ли для постановки «Халка» (2003), а Warner зарядила Кристофера Нолана на франшизу бэтманианы.

В результате довольно строгая протекционистская политика первой сохранила попытки точечного слияния мейнстримовского коня с артхаусной ланью в принципиально очерченных рамках традиционного нарратива, в то время как вторая, предоставив полную свободу Нолану на длинной дистанции, вывела историю Темного рыцаря и с ним фильм-комикс как жанр из резервации подростковости в артстрим и наглядно продемонстрировала, что социально-политический месседж, экзистенциальная проблема и психологическая изощренность не обязательно ассоциируются с бедным бюджетом, а остросюжетность и стремительный монтаж не исключают весомую содержательную нагрузку.

mstiteli

«Мстители» — первый фильм студии Marvel, прокат которого осуществляет компания Disney, соответственно в России — «Уолт Дисней Компани СНГ». По результатам первой недели проката «Мстители» стали самым кассовым среди всех фильмов Marvel, когда-либо выпускавшихся в российский прокат (до сих пор первенство по кассовым сборам удерживал тоже фильм Marvel — «Тор», собравший 456 миллионов рублей за весь срок проката).

Союз Disney и Marvel позиционирует политику обеих студий, направленную прежде всего на узнаваемость героев и факт превращения в супергероев обычных людей, что всегда служило мостом между обычным читателем/зрителем и наделенным супервозможностями героем, помогало поверить в него и идентифицироваться с ним.

Можно заметить, что развитие комикса как жанра постепенно движется в сторону реалистичности и их персонажи, соответственно, приобретают все более характерные «человеческие» черты и слабости. Может быть, поэтому Marvel пока что отказалась от проектов, связанных с экранизацией не попавших еще под колпак киноиндустрии старых комиксов, где действовали слишком экзотичные принц Намор из затонувшего королевства Атлантида и андроид Человек-факел. В то же время герои фильмов Marvel перестают скрывать «тайную идентичность», то есть способность к необыкновенным подвигам, и открыто альтруистично ставят ее на службу людям — как, например, Стив Роджерс/Капитан Америка, бросивший вызов террористу по телевидению, чтобы отвлечь на себя его злодейские намерения. Спрос на супергероев и их чрезвычайные чудесные способности означает одно: человечество со своими проблемами в данный момент не справляется, а эти замечательные экземпляры как раз и возникают в такие моменты, причем трансформировавшись из кого-то самого заурядного по соседству с нами, что одновременно внушает зрителю надежду и повышает самооценку: кажется, вот-вот нечто подобное каждый сможет открыть в самом себе.

Бывший директор Marvel Studios Ави Арад, продолжающий там свою продюсерскую деятельность (он, кстати, стал продюсером и «Мстителей»), внимательно следил за прохождением фильмов на каждом этапе, бескомпромиссно требуя точного соответствия экранного персонажа его графическому оригиналу, железной рукой убирая все возникающие на этом пути намеки на внутреннюю душевно-психологическую конфликтность и сбивающую зрителя с толку многослойность известных героев. Marvel Studios предпочла практику экстенсивного развития, вместо усложнения характеров «умножая сущности», с фантастической щедростью плодя все новых и новых супергероев (но хорошо известных по печатным комиксам) с новыми и новыми суперспособностями. Приглашенные режиссеры оттягивались на визуальной стороне дела, не вмешиваясь в сценарную разработку, где прежде всего таилась возможность «девиаций».

Семь лет назад Marvel Studios вышла на рынок, уже имея в перспективе план создания «киновселенной» — кроссовера под слоганом Avengers assemble, призванном собрать вместе героев, предварительно выступивших со своим «сольным» фильмом. Таким образом почва была тщательно подготовлена — появлению «Мстителей» предшествовали «Железный человек» и «Железный человек—2», «Халк», «Тор» и «Первый мститель» («Капитан Америка»), собравшие на круг 2,3 миллиарда долларов. Откристаллизовавшиеся образы, закрепленные за определенными актерами, плавно переправились в новый блокбстер (за исключением строптивого Эдварда Нортона — Брюса Бэннера, которого блистательно заменил Марк Руффало).

Готовя постановку «Мстителей», Marvel остановила свой выбор на Джоссе Уидоне, причем сначала как на сценаристе и прежде всего имея в виду его опыт сериального производства. Столько главных не просто героев, а супергероев — это очень много для одного фильма. У большинства из них (кроме Соколиного глаза и Черной вдовы, эпизодических персонажей соответственно «Тора» и «Железного человека—2») своя франшиза, продолжением которой должны были стать «Мстители»; свои фанаты, интересы которых следовало каким-то образом свести к общему знаменателю. Отсюда понятно, что соединить такие разные персонажи, как Тор (Крис Хемсуорт), Железный человек (Роберт Дауни-младший), Капитан Америка (Крис Эванс), Халк (Марк Руффало), Соколиный глаз (Джереми Реннер) и прекрасная уроженка города Сталинград, владеющая искусством кунфу, каратэ, дзюдо, бокса и еще каких-то боевых практик Черная вдова (Скарлетт Йоханссон), может только общая задача невероятной сложности: само собой — спасение мира от глобальной угрозы. И, конечно, нужен суперзлодей — им становится славящийся своей способностью к хитрости и обману ас Локи (Том Хиддлстон), сводный брат Тора, обуянный жаждой реванша после утраты трона Асгарда, о чем зрителю известно по предшествующему «Мстителям» «Тору».

mstiteli6

Итак, сплести в единую сюжетную канву индивидуальные истории героев, каждый из которых сам себе премьер, помог мастер сводить концы с концами Джосс Уидон. Уидон известен как любитель смешивать жанры, но при этом не терять нить повествования. Он писал сценарии к таким разным сериалам и фильмам, как долгоиграющая, чрезвычайно прибыльная и прорывная в смысле художественных достоинств «Баффи — истребительница вампиров», «История игрушек», «Чужой: Воскрешение», «Титан после гибели Земли» и особо высоко оцененная критиками недавняя «Хижина в лесу». Правда, его режиссерский дебют «Миссия «Серенити» (2005) завел тех же критиков в тупик: одни приветствовали смелость новичка в компиляции типовых мотивов и моделей повествования, а также юмор и ироническое посвящение фильма фантастическим вестернам; другие негодовали, усмотрев в этой попытке неумелое обращение с классикой.

На этот раз продюсеры Marvel ограничили творческий диапазон Уидона сословными рамками, но в этих пределах позволили полностью проявить таланты, тем более что исходный материал соответствовал творческим запросам автора. Так, в фигуре Черной вдовы реализуются драматические коллизии, которые можно сравнить с душевными сложностями подросткового возраста, воплощенными Уидоном в метафоре демонизма, с которым борется юная блондинка Баффи в изображении Сары Мишель Геллар, поразительно напоминающей Скарлетт Йоханссон. Нашел свое место в «Мстителях» и едкий специфический юмор Уидона, замешенный на ироничном переворачивании стереотипов и знакомых ситуаций, задающий тональность буквально в одном из первых эпизодов, где Черная вдова в мизансцене, почти в точности напоминающей соответствующие кадры «Основного инстинкта», насмешливо сообщает по телефону, что «ведет допрос» и побивает мужчин-соперников не убийственной сексуальностью, как Шэрон Стоун, а убедительными боевыми приемами.

Уидон сумел раздать всем сестрам по серьгам — предоставил каждому из супергероев и, соответственно, каждому из суперзвезд, их играющих, свой бенефисный кусок, в котором раскрываются их, персонажей, характеры и сверхспособности. При этом отдельно надо сказать о Соколином глазе, который впервые появился на экране в «Торе» под своей настоящей фамилией Бартон. Теперь, освободившись из-под власти Локи, он присоединился к Мстителям. Соколиный глаз — необычный снайпер: его оружие — лук и стрелы со смертоносными наконечниками, что придает персонажу тот налет архаики, которая будоражит подсознательные, архетипические слои восприятия, делая уникального стрелка таким образом сразу близким и любимым. Вообще же все герои вносят в общую копилку не только свои редкостные возможности, но и человеческие черты, в том числе слабости. Железный человек с его уязвимым сердцем придает повествованию ироничность; пришедший из 40-х годов Капитан Америка — старомодную искренность, добродушие и прямоту, утраченные современным человеком свойства; Халк — остроту борьбы с собственной темной стороной души, ну а агент Черная вдова, она же Наташа Романофф, — приправу эротичности, которая тем не менее остается втуне, делая фильм подцензурным широкой аудитории. (Создатели фильма отказались даже развить тему любви Соколиного глаза и Черной вдовы, затерявшуюся в истории графических комиксов.)

События «Мстителей» разворачиваются не в выдуманном Метрополе, а в реальном мире, как будто здесь действуют инопланетяне, невидимые нам. Можно сказать иначе — божества, сошедшие с Олимпа, чтобы вплотную поучаствовать в судьбах человечества, и ведут они себя именно как боги античности, чье обиталище подозрительно напоминает коммунальную кухню. Среди мест действия фильма не только, скажем, Нью-Йорк, но и немецкий город Штутгарт, где Локи, эффектно спустившись с заоблачных высей, как некогда фюрер любил появляться с горных высот или из самолетов, вещает пред толпой, заставляя пасть на колени и суля людям рабство. И люди-таки почти с готовностью поголовно падают, покуда не находится один старик, в котором, естественно, мгновенно узнается выживший в Холокосте еврей, отказывающийся подчиниться, поскольку он не желает повторять прожитый опыт. Старик — единственный из обычных людей, кто может встать рядом с супергероями.

Само разнообразие героев, сложность их совмещения подсказали сюжетный стержень: команда мечты, которую собрал директор «ЩИТА» Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), в результате происков хитроумного Локи поначалу мгновенно перессорилась, напоминая слишком хорошо известную ситуацию разобщенности людей доброй воли (иногда выступающих под лейблом оппозиции), что и мешает им добиться успеха перед лицом яростной сплоченности сил зла. И, оказывается, чтобы сплотиться, им действительно нужна некая сакральная жертва, которой оказывается тот, кто успел у них всех вызвать особую симпатию.

Конечно, компьютерные эффекты — от облачения стремительно падающего с небоскреба Энтони Старка в доспехи Железного человека до поднимающегося в воздух гигантского авианосца, от поединков один на один до финальной битвы, в которой против армий безликих монстров собралась вся команда, — это отдельная заслуга компании ILM, но тут, на мой взгляд, замечательнее всего соединение в одном персонаже, в одном актере Брюса Бэннера и зеленого чудовища Халка, которых раньше всегда играли два разных артиста. Теперь же благодаря технологии caption motion Марк Руффало демонстрирует, как один превращается в другого и как в ипостаси одного проглядывают черты другого. Руффало пригодился тут не только технический прогресс, но и собственный театральный опыт вхождения в образ прямо на сцене.

Ударный финальный эпизод (который наверняка войдет в список самых грандиозных экранных битв) приводит общее впечатление к восторгу, который сродни энтузиазму футбольного болельщика, переживающего победу любимой команды. Но все же игроков-звезд собралось на поле слишком много, чтобы обеспечить по-настоящему командную игру: фильм распадается на отдельные серии, в которых солирует кто-то один, пока все они не сходятся в судьбоносной битве за Нью-Йорк, завершая фильм мощным духоподъемным аккордом. И с этим впечатлением публика покидает зал, прощая создателям картины все, что собиралась вставить в счет.

 


 

«Мстители»
The Avengers
По комиксам Стэна Ли и Джека Кирби
Авторы сценария Джосс Уидон, Зак Пенн
Режиссер Джосс Уидон
Оператор Шеймас Макгарви
Художник Джеймс Чинленд
Композитор Алан Силвестри
В ролях: Роберт Дауни-младший, Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсуорт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Том Хиддлстон, Сэмюэл Л. Джексон, Стеллан Скарсгор, Кларк Грегг, Коби Смолдерс и другие
Marvel Studios, Paramount Pictures, Albuquerque Studios
США
2012

Не феминистское

Блоги

Не феминистское

Зара Абдуллаева

В российском прокате комедия Ника Кассаветиса «Другая женщина». По мнению Зары Абдуллаевой, этот фильм символизирует окончательный отрыв режиссера от заветов его несравненных родителей.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Новости

Объявлена конкурсная программа 3-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»

13.04.2015

3-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» представил конкурсную программу, в которую вошли программа полнометражных фильмов «Движение. Вперед», короткометражная секция «Движение. Начало» и документальная программа «Движение. Жизнь», ставшая в этом году соревновательной.