Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Цифровая революция: завершилась - Искусство кино
Logo

Цифровая революция: завершилась

В изданиях компании «Невафильм» интересы в области аналитики распространяются не только на рынок кинотеатров, но и на все способы смотрения фильмов. Конечно, есть и обзор рынка «видео по запросу», который мы считаем одним из самых быстро развивающихся и при этом быстро трансформирующихся рынков киносмотрения. Наряду с развитием российских сервисов «видео по запросу» на наш рынок пришли и интересные крупные платформы — такие, как iTunes, Google Play. Мы получаем все больше и больше возможностей легального просмотра фильмов через Интернет, а с развитием широкополосных технологий ситуация начинает порой катастрофически меняться.

Причем меняться разнонаправленно. Интернет вообще стал оказывать очень сильное влияние и на рынок кинотеатров. Особенно мы это видим в малых городах, когда туда приходит Ростелеком со своим очередным толстым кабелем, это очень сильно и негативно начинает сказываться на посещаемости кинотеатров.

В 2011 году рынок кинотеатрального показа во всем мире перешагнул весьма важный психологический барьер, когда доля цифровых экранов превысила 50 процентов от всех действующих. Начиная с этого времени цифровой формат стал в кинотеатрах доминирующим. На сегодняшний день примерно 90 из 120 тысяч экранов по всему миру работают в цифровом формате. Это примерно 70 процентов всего рынка коммерческого кинопоказа. Но это характерно не только для международного, но и для российского рынка: в 2011 году мы также перешли эту планку и теперь доля цифровых экранов в нашей стране уже составляет 73 процента.

Возникает вопрос: что говорят специалисты по поводу того, когда пленка вообще умрет в кинотеатре? Еще несколько лет назад мы слышали рассуждения, что это затянется на десять, пятнадцать, чуть ли не двадцать лет… Но с достаточно большой уверенностью можно сказать, что 2014 год — последний, когда в коммерческих кинотеатрах России будет массово использоваться кинопленка. По нашим прогнозам, к концу следующего года все отечественные кинотеатры перейдут на цифру.

Более того, начали проявляться причины вынужденного перехода на цифру, связанные с другими проблемами. Студии признают, что уже к концу этой осени закончатся запасы самой пленки на складах студий. Я уже присутствовал при обсуждении стратегии выпуска новых фильмов одной студии, которая летом выпускает свой очередной большой мультфильм. Эта студия приняла решение все весенние релизы выпускать только на цифре, для того чтобы физически оставить, сохранить немного пленки для выпуска летом детского блокбастера. Это говорит о том, что производители фильмов начали считать, сколько осталось на складе кинопленки и что в дальнейшем с этим делать. Проблема заключается и в том, что компания Fuji прекратила выпуск пленки как для фотоаппаратов, так и для кино. Kodak, как вы знаете, находится в процедуре банкротства. И единственное, на что могут надеяться киностудии, — что Kodak продолжит выпускать негативную пленку хотя бы для съемки. И самое главное, что эта фирма продолжит выпускать пленку, предназначенную для хранения фильмов в архивах. Это отдельная, серьезная проблема, которая также связана с переходом на цифровые технологии, поскольку проблема хранения фильмов в цифровых форматах остается очень серьезной.

Что происходит в мире кинопоказа? Сегодня уже несколько государств, включая страны Бенилюкса, Норвегию (которая стала первой, там всего 502 кинотеатра), полностью перешли на цифровой формат кинопоказа.

Только на европейском рынке более десяти, правда, не очень больших, стран также перешли полностью на цифру, а во Франции и Англии доля цифровых экранов достигла 90 процентов. По всем прогнозам, уже в этом году все эти страны завершат переход на цифровой кинопоказ. Не только Гонконг и административный округ Макао, но и весь Китай к концу этого года, при колоссальной поддержке государства, завершит эту технологическую революцию. Начало следующего, 2014 года — это переход американского рынка и остальных стран Европы. Россия, по нашим расчетам, сделает это к концу 2014 года, когда в силу различных причин — политики выпускающих фильм дистрибьюторов, наличия пленки, стремления кинотеатров к переходу на рынок — мы полностью перейдем на цифровой показ.

По прогнозам Screen Digest, после того как до конца 2015 года весь мир перейдет на цифру, пленка останется лишь продуктом для киноклубов – при условии, что они смогут найти доступ к ней. Проблема сокращения пленочных копий ведет к тому, что возрастает ее стоимость. Потому что любая лаборатория, которая печатает пленку, должна поддерживать свои непрерывные технологические процессы обработки пленки, финансировать их. Поэтому многие считают, что себестоимость кинопленки к концу этого года вырастет по меньшей мере в три раза. Таким образом, экономический порог выпуска фильма на пленке будет становиться все выше и выше. В какой-то момент дистрибьюторы очень жестко скажут, что это экономически нецелесообразно.

Мы с этим столкнулись уже давно, так как влияние государства на цифровизацию в нашей стране минимально. У нас практически все сегменты рынка, все игроки — федеральные, региональные, местные сети и независимые кинотеатры — примерно в равной доле перешли на цифру. И тогда, когда во всех странах независимые отстают от остальных, там первыми переходят на новые технологии как раз крупные игроки, у нас именно независимые являются драйверами рынка. Это связано с тем, что для них это практически вынужденная мера. Вопрос стоит очень просто — либо кинотеатр переходит на цифру, либо закрывается, потому что доступность для пленочных копий в маленьких кинотеатрах становится все меньше и меньше.

Переход на цифру влечет за собой много последствий, которые тоже начнут скоро оказывать давление на рынок. Одно из них — сокращение количества дней показа картины в прокате. Все они теперь начинают быстрей прокатываться и сходить с экранов. Это влечет за собой еще одно глобальное изменение, поскольку в этой ситуации увеличивается время между окончанием кинотеатрального проката и выходом на DVD. Многие студии всерьез начинают говорить о том, что этот промежуток, который называют darktime — когда кинотеатры уже завершили прокат фильма, а на DVD он еще не вышел, — работает только на пиратов. Все участники рынка теряют деньги в это время. И сегодня студии все чаще и чаще начинают вести переговоры с кинотеатрами, со всеми другими игроками о резком сокращении кинотеатрального окна. О выходе, может быть, сразу не в формате DVD, а в формате Premium HD. Например, компания «XX век — Фокс» продвигает сервис Digital HD – когда фильм может быть скачан за относительно большую цену – порядка 40—50 долларов, практически одновременно с выпуском в кинотеатре. Естественно, кинотеатры сопротивляются этому как могут.

Такая битва возникла между крупнейшими английскими сетями при выходе на экраны фильма «Алиса в стране чудес» — когда Disney пыталась сократить окно выпуска на DVD, а все три национальные сети отказались ставить фильм в прокат. Этот демарш потребовал специальных переговоров. Каждая студия теперь пытается step by step давить на кинотеатры, с тем чтобы сократить это пустое окно. Некоторые производители готовы даже пойти на то, чтобы изменить отношение долей между дистрибьютором и кинотеатром в пользу кинотеатра только для того, чтобы кинотеатры согласились на сокращение вот этого окна. Я думаю, что это изменение, когда резко начнет сокращаться окно между выходом в кинотеатрах и на других платформах, ждет нас в ближайшие два-три года. И в конечном итоге это приведет к мультиплатформенному релизу и кинотеатрам придется жить уже в абсолютно других экономических условиях.

Еще, кстати, один интересный эффект, который возник с введением цифры: мы заметили его в прошлом году. Он также связан и с изменениями в предпочтениях зрителей. Мы обратили внимание, что в 2012 году суммарная посещаемость фильмов, которые составляют топ-10, сократилась почти на 10 процентов. То есть речь идет о том, что зритель начинает предпочитать фильмы мейнстрима: фильмы, которые занимают с 20-го по 30-е место в рейтинге кассовых сборов, показали суммарно рост посещаемости на 35 процентов. Зрители кинотеатров начинают перемещаться от блокбастеров в сторону средних крепких интересных фильмов. Это связано и с цифрой. Потому что цифра делает более доступным продукт мейнстрима, который находится на 20—30-м месте. Так что, я думаю, в ближайшее время нам предстоят весьма интересные изменения на рынке. Очень важно, чтобы все игроки на рынке индустрии это обсуждали и понимали, что происходит и в кинотеатрах, — чтобы не воспринимать показчиков как нехороших людей, которые получают половину кассового сбора и при этом, как многим кажется, только наживаются, ничего не делая.

Что вообще сейчас происходит с кинотеатрами? Здесь нужно переосмыслить систему статистики. В этом году мы обнаружили удивительную вещь. Как вы знаете, все ведущие мировые издания точно так же, как и наш «Бюллетень кинопрокатчика», считают кассовые сборы по СНГ, не включая Украину. Все участники рынка, в принципе, оперируют этими цифрами, публикуют их и полностью переносят на российский рынок в целом. Мы же в своем анализе рынка всегда исходили из того, что Россия не единственная страна в СНГ, что есть еще Казахстан, Белоруссия и ряд других небольших, но интересных рынков. И все время пытались вычислить долю именно России. И если раньше она почти всегда составляла 97 процентов, то можно было сказать, что разница в цифрах по России и СНГ без Украины всего около 3 процентов, что не так критично. Так вот. Мы вдруг обнаружили очень существенную вещь – доля нероссийских стран в показателях СНГ составила 7—9 процентов. Это уже ощутимая величина. Сдвиги связаны с резким развитием кинорынка в Казахстане, который стал сильно набирать обороты. Учитывать это важно потому, что если мы будем вычислять данные именно по России, то картинка, которую получим, будет отличаться от той, которую представляем, считая общую статистику по СНГ.

Если говорить именно о кассовых сборах, то вместо официальных 1,36 млрд долларов чистый кассовый сбор России составляет примерно 1,2 млрд долларов США. По этому показателю мы находимся на девятом месте, входим в десятку крупнейших стран мира. Все очень здорово, находимся в приличном окружении. Но если мы посмотрим на объем посещаемости, то обнаружим, что по этому показателю мы на пятом месте. По количеству зрителей российский рынок один из крупнейших в мире — 157 млн проданных билетов. Казалось бы, рынок движется в правильном направлении, нас все должно устраивать, кассовые сборы растут, посещаемость хорошая. Но мы обратили внимание на одну тенденцию в прошлом году, на то, за чем теперь будем внимательно следить. Дело в том, что посещаемость минувшего года именно в расчете по России снизилась на 2 процента. На растущем рынке — цифра, 3D, Dolby Atmos и т.д. — посещаемость залов в России снизилась!

berezin-2

Насколько это критично для нас, мы будем разбираться. Мы же считаем посещаемость суммарную, но для нас важен еще один показатель – посещаемость на один экран. И вот здесь, на наш взгляд, происходят те драматические изменения, которые становятся все более заметными. За два последних года посещаемость в стране на один экран снизилась в среднем почти на 30 процентов. В России в 2010 году было 155 млн зрителей, в 2012-м — 157 млн, а количество экранов выросло чуть ли не на восемьсот. Бурно продолжается строительство и открытие новых залов. В том числе это связано и с тем, что закончился кризис торговых центров, которые уже два года все больше и больше выходят на рынок. Но при этом у нас не растет аудитория! Даже у пяти крупнейших кинотеатральных сетей России среднее падение посещаемости за два года составляет от 11 до 27 процентов. У нас есть сеть, входящая в топ-5 крупнейших игроков рынка, у которой падение за этот период составило 27 процентов! Это говорит о том, что на рынке происходит нечто, требующее более внимательного анализа.

И в этой связи еще одна тенденция, которую мы заметили и которая проявилась все в том же 2012 году: начинает падать не просто общая посещаемость, но посещаемость на душу населения в городах, где есть кинотеатры. Даже если мы будем оценивать отдельно рынок кинопоказа как территорию, где есть кинотеатры, — это на сегодняшний день 462 города, — то посещаемость на одного жителя этого города начинает снижаться. Одна из причин, о которой говорят все, — цена билета. Сегодняшний рост отечественного рынка в основном действительно связан с ростом цены на билеты.

Цена билета сегодня у нас приблизилась к его цене на крупнейших кино-театральных рынках мира — 7,6 доллара. Это средняя цена — она сопоставима с ценой в США, Канаде, Италии, других странах. Возникает вопрос: как она соотносится с финансовыми возможностями потребителя? Мы несколько лет назад решили посчитать интересный показатель — сколько средний житель определенной страны, с определенной средней зарплатой может купить себе билетов за среднюю цену, которая существует на данном рынке. И вот какие данные мы получили. Если средний житель США может приобрести на свою зарплату примерно 500 билетов, то средний российский гражданин — всего 100 билетов. Это говорит о том, что по сравнительным параметрам цена билета в наших кинотеатрах становится все более ощутимой.

Возникает вопрос, насколько она является тормозом для развития российского рынка кинопоказа. Для того чтобы начать это анализировать, мы использовали данные двух наших предыдущих опросов. Когда мы определяем индекс настроения занятых в отрасли кинопоказа, то опрашиваем сотрудников кино-театров, а когда изучаем аудиторию — то, естественно, зрителей. В этом году у нас был вопрос, связанный с ценой билета: сколько зрители готовы платить за билет и как кинотеатры оценивают его цену? Мы увидели интересные данные, согласно которым две трети кинотеатров уверены, что та цена билетов, которые они предлагают зрителю, удовлетворяет обе стороны. Кинотеатры считают, что для зрителя она приемлема, в то время как 80 процентов самих зрителей считают, что цена завышена. Но при этом есть 10 процентов зрителей, которые готовы платить за билет еще больше. Так что говорить, что все зрители единодушно утверждают, что цена билета завышена, тоже нельзя. Это несоответствие на самом деле очень интересно. От него зависит, куда пойдет рынок, где будет искаться компромисс. Я думаю, что в ближайшее время мы попробуем заняться изучением влияния цены билета на посещаемость. Неочевидно, что снижение цены билета автоматически ведет к росту доходов кинотеатра. Увеличивается количество зрителей в кинотеатре, но интересный момент — все владельцы залов с этим сталкивались: зрители, которые приходят по различным дисконтным программам, практически ничего не тратят в баре. Снижая цену билета, кинотеатр увеличивает посещаемость, но не зарабатывает на баре. А это для него — вторая половина дохода. Поэтому игра с ценой билета очень важна, и я думаю, что именно это поле приложения усилий окажется в ближайшее время важнейшим.

Если говорить о том, какие же все-таки существуют зоны роста, на что следует обратить внимание, то в связи с этим мы проанализировали демографические параметры. Во-первых, гендерные характеристики. Выяснили, что в России гораздо выше доля женщин, которые активно ходят в кинотеатры. В этом плане можно сказать, что мужская часть населения — это ресурс увеличения посещаемости кинотеатров. Необходимо предлагать больше фильмов для мужской аудитории.

Во-вторых, возрастные показатели. Если мы возьмем зрителей американских кинотеатров и сравним с российскими, то увидим, насколько высока разница для аудитории «40+». Эта аудитория у нас фактически не ходит в кинотеатры, в то время как для американского рынка она составляет существенную его часть. Очень важным моментом для роста посещаемости, на наш взгляд, будет как раз не поколение Z, о котором мы говорили два года назад, а поколение X, то есть «40+». На него кинотеатры теперь должны обратить внимание. Это один из потенциальных и существенных источников роста посещаемости.

Опять пошли разговоры о том, что спасти кинотеатры может только их развитие в малых городах и что у нас полстраны не имеет доступа к услугам кинопоказа. Вы слышите по телевизору, по радио, в выступлениях больших киноначальников и отечественных мейджоров: все будет хорошо, когда начнут строиться кинотеатры в малых городах. Я всегда выступал сторонником рационального и прагматичного подхода к этому вопросу, потому что сам родился в городе, в котором сейчас живет 11 тысяч жителей.

На сегодняшний день, за исключением девяти городов, все остальные с населением больше 100 тысяч человек имеют хотя бы один современный коммерческий кинотеатр. Таким образом, жители стотысячных городов нашей страны обеспечены кинотеатрами. Если мы пойдем ниже, то действительно у нас есть 420 городов с населением меньше 20 тысяч. Из них 350, практически две трети, не имеют кинозалов. Казалось бы, вот она — зона для строительства новых кино-театров, роста аудитории. Но если посчитать суммарное количество жителей, которые живут в этих городах — а это примерно 1100 населенных пунктов, — то для того, чтобы построить в них новые залы, нам нужно освоить еще примерно 650 из них, поскольку в 450 сегодня кинопоказ есть. Но и в этом случае максимальный, абстрактный прирост зрителей, которые будут охвачены кинопоказами, составит всего 18 процентов. На самом деле аудитория будет много меньше, потому что в маленьких городах она абсолютно другая. Там люди по-другому ходят в кино, по-другому тратят время на досуг, там иная структура населения, как правило, нет студентов, так как нет учебных заведений. Поэтому идея о том, что источник развития российского рынка театрального показа находится в малых городах, — это миф, за которым, видимо, стоят чьи-то интересы. Это нужно, на мой взгляд, достаточно четко понимать и не тратить на иллюзии лишние деньги. Как бы мы в социальных целях ни хотели обеспечить маленькие города современными залами, по нашим прогнозам, в городе с населением меньше 50 тысяч строить кинотеатр с коммерческой точки зрения невозможно. При этом даже субсидии государства не спасаут ситуацию. Любой расчет показывает, что для кино-театров, которые находятся в поселениях, где живет 20 тысяч жителей, текущие -операцио-нные расходы не покрываются кассовыми сборами.

Могу для примера рассказать о том городке, где я родился. В нем 11 тысяч жителей. Месячная посещаемость местного кинотеатра на уровне 600 посещений. Никакой экономики для кино здесь нет, поскольку распространен абсолютно другой тип времяпрепровождения, к тому же у людей совершенно иное отношение к деньгам. Как раз в маленьких городках появление широкополосного Интернета привело к резкому падению посещаемости — в моем городе с 1200 до 600 посещений. Суровая цифра. И второй момент, который мы заметили: появились люди, которые подходят к кинотеатру, читают афишу, воспринимают это как рекомендательный сервис и говорят: «О, это, наверное, хороший фильм, раз кинотеатр его показывает, пойдем скачаем – дома посмотрим». Люди используют кинотеатр исключительно как афишу — если там картина показывается, значит, она хорошая, значит, надо скачивать ее из Интернета.

Это реалии жизни, с которыми так или иначе сегодня сталкивается каждый кинотеатр. Конечно, в этом году все они будут заняты расходами, связанными с переходом на цифру. Это та статья расходов, от которой им просто не отвертеться. Повторюсь, ситуация складывается предельно жестко: кинотеатры либо переходят на цифру, либо закрываются.

В работе, связанной с увеличением посещаемости, есть множество подводных камней, миллион нюансов. Мы видим, как резко начинает сегментироваться аудитория, а следовательно, и сами кинотеатры. Они сталкиваются с процессом реновации торговых центров — у нас в стране очень высокая доля кинопоказа осуществляется именно в них. Так или иначе, кинотеатры вступают в очередную непростую полосу своего развития, из которой, я убежден, с честью выйдут, и этот рынок в России будет развиваться дальше.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012