Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Кинопоказ: настроения бизнеса - Искусство кино

Кинопоказ: настроения бизнеса

  • №12, декабрь
  • Ксения Леонтьева, Юлия Овчинникова, Кристина Синяпкина

В осеннем опросе предпринимателей в сфере российского кинопоказа приняли участие 70 респондентов: представители 18 федеральных, 9 региональных, 18 местных киносетей и 25 независимых кинотеатров. Таким образом, охват выборки составил 56 процентов кинозалов (41 процент кинотеатров).

leontieva ovchinnikova sinyapkina 1

Помимо традиционных вопросов о посещаемости в текущем и будущем году мы спросили респондентов о влиянии экономического кризиса на доходы и кадровую политику кинотеатров. Еще одной актуальной темой осени 2015 года стало соглашение с Фондом кино о добровольном выделении квот для демонстрации российских фильмов, в связи с чем мы попытались выяснить, как представлены сейчас российские фильмы в кинотеатрах, каково субъективное мнение показчиков о результатах проката.

 

ИНДЕКС НАСТРОЕНИЯ

По результатам опроса большинство (54 процента) кинопоказчиков сочли осеннюю посещаемость удовлетворительной, 21 процент назвали ее плохой, 24 – дали положительную оценку. При этом участники опроса уточняли, что в сентябре посещаемость была очень низкой, а в октябре и начале ноября рынок восстановился. В итоге по сравнению с отрицательным значением – как в сентябре 2015-го, так и в ноябре 2014-го (-21 процент) – текущее положение кинотеатров значительно улучшилось.

Лишь 9 процентов кинопоказчиков уверены в том, что посещаемость зимой уменьшится; 60 – рассчитывают на ее рост, а 31 процент опрошенных полагают, что по отношению к осеннему сезону посещаемость зимой не изменится. По сравнению с осенью 2014-го ожидания кинотеатров стали сдержаннее: тогда значение этого показателя составляло 78,4 процента; в то же время с сентября 2015 года положительные ожидания выросли, что всегда характерно для периода перед Новым годом.

Индекс предпринимательского настроения в сфере российского кинопоказа осенью 2015 года достиг наибольшего значения в текущем году. Вместе с тем в последнее время наблюдается четкая тенденция к падению осеннего настроения кинопоказчиков в России – из-за неуклонно снижающихся ожиданий.

leontieva ovchinnikova sinyapkina 2

 

ОПРОС НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ

Год назад мы задали владельцам кинотеатров вопросы о том, почувствовали ли они на себе влияние кризиса; сейчас мы провели повторное анкетирование. Выяснилось, что если к ноябрю 2014-го последствия проблем в экономике ощутили на себе 65 процентов кинопоказчиков, то сегодня это отметили уже 94 процента респондентов.

Если год назад главным симптомом кризиса стало общее снижение посещаемости залов, то сейчас подавляющее большинство пострадавших от него прокатчиков отмечают приток зрителей только на показы блокбастеров. На втором месте, как и год назад, оказалось увеличение расходов в связи с падением курса рубля (проблему отмечают более половины ответивших). Треть респондентов, как и год назад, отмечают повышение интереса зрителей к программам лояльности. Случаи выбора дешевых утренних сеансов за год немного уменьшились (с 36 до 32 процентов). А вот снижение чека в кинобаре и отказ от 3D-сеансов стали существенно более заметны (их называли чаще в 1,3 и 2 раза соответственно).

leontieva ovchinnikova sinyapkina 3

Если говорить об отличиях проблем игроков рынка разного типа, то местные сети и независимые кинотеатры больше других ощутили потерю дохода из-за снижения «среднего чека», тогда как у федеральных и региональных сетей главным на повестке дня является отказ зрителей от 3D. При этом по совокупности кризисных проблем, с которыми пришлось столкнуться, лучше всего положение у независимых участников кинорынка.

Важным методом эффективного управления кинотеатром в условиях нестабильной экономической обстановки становится кадровая политика, в связи с чем мы и уделили ей особое внимание. Более половины респондентов (59 процентов) признались, что в течение 2015 года оптимизировали расходы на зарплату, тогда как на начальной стадии кризиса реакция была спокойнее: тогда это сделали 46 процентов респондентов. При этом уже в ноябре 2014-го сокращать персонал и зарплаты стали федеральные сети. Сейчас за ними подтянулись и другие игроки – вплоть до независимых площадок.

Традиционно главным инструментом в управлении кадровой политикой в условиях кризиса стало сокращение численности сотрудников кинотеатров, причем подобные меры коснулись как линейного персонала, так и руководителей. Любопытно, что год назад политика в отношении рядовых сотрудников была жестче. Расширилось за минувший год и число операторов, внедряющих новые системы оплаты труда. В разы выросло количество респондентов, использующих иные антикризисные меры в кадровой политике. В числе таких мер были обозначены улучшение операционных бизнес-процессов, оптимизация графика рабочего времени персонала и расписания сеансов, сокращение часов работы кинотеатра.

leontieva ovchinnikova sinyapkina 4

Сегодня практически все респонденты ощутили на себе последствия ухудшения экономической обстановки. При этом с общим снижением посещаемости кинотеатры за год свыклись, но теперь их все больше беспокоит интерес зрителей исключительно к блокбастерам и предпочтение ими 2D-сеансов, а также экономия на попкорне, что сказывается на выручке. В связи с этим уже не только федеральные сети, но и все категории показчиков вынуждены прибегать к мерам урезания расходов за счет сокращения штата, а все более распространенным способом оптимизации становится сокращение времени работы всего предприятия и исключение нерентабельных сеансов из репертуарного плана.

Одним из самых обсуждаемых событий минувшей осени стало соглашение ряда киносетей с Фондом кино о добровольном выделении с 1 января 2016 года 20 процентов сеансов для демонстрации российских фильмов. Фонд кино приглашает все кинотеатры присоединиться к почину, в связи с чем мы поинтересовались мнением участников рынка по данному вопросу. Среди наших респондентов соглашение с Фондом кино подписали лишь 10 процентов, а 44 от него отказались. Еще 13 процентов до сих пор не приняли окончательного решения. При этом треть опрошенных подобного предложения не получали.

Интересно, что соглашение подписали только федеральные сети, в то время как большинство местных сетей и независимых кинотеатров решили не брать на себя добровольных обязательств по доле сеансов отечественных фильмов.

Мы попросили респондентов указать долю российских фильмов в их репертуаре за 2015 год – по числу наименований, сеансов и посещений. Оказалось, что, несмотря на преимущественно негативное восприятие кинопоказчиками инициативы Фонда кино, многие из них не имеют статистики этих трех показателей. Весьма популярным оказалось утверждение, что «посещаемость российских фильмов, естественно, ниже посещаемости фильмов американских», но большинство тех, кто придерживается данного мнения, не смогли подтвердить это фактами.

По подсчетам более половины кинопоказчиков, которые предоставили свою статистику, доля сеансов отечественных фильмов занимает от 10 до 20 процентов от общего числа показов, что близко к предложению Фонда кино. Однако реальная посещаемость российских фильмов находится на более низком уровне: по сведениям 44 процентов респондентов, она находится на уровне от 10 до 20 процентов, а еще у такого же их количества не набирает и 10 процентов кассы.

leontieva ovchinnikova sinyapkina 5

При этом большинство региональных сетей и независимых кинотеатров указали, что посещаемость российских фильмов сейчас меньше 10 процентов. Среди местных сетей такую же ситуацию отметили около половины респондентов. В то же время больше двух третей федеральных сетей сообщили о посещаемости на уровне 10–20 процентов. Таким образом, достаточно высокая доля ответов о доле российских фильмов в 10–20 процентов достигается за счет ответов федеральных сетей.

Напомним, что фактическая доля посещаемости отечественных фильмов по итогам 10 месяцев 2015 года, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», достигла 17,3 процента. Исходя из ответов наших респондентов, можно сделать вывод, что этот результат (в пределах 10–20 процентов) достигнут преимущественно за счет показа российских фильмов в кинозалах федеральных сетей, тогда как небольшие участники рынка не могут похвастаться такими итогами.

leontieva ovchinnikova sinyapkina 6


Таким образом, несмотря на негативную оценку предложения Фонда кино о выделении квот для демонстрации российских фильмов, реальное количество сеансов сейчас незначительно отличается от предложенного в соглашении, инициированном киноальянсом и Фондом кино. Как показывает проведенный нами опрос, увеличение количества демонстрируемых отечественных фильмов и их сеансов в репертуаре кинотеатров не влечет за собой соответствующей доли посещений. А значит, добровольное квотирование, вероятнее всего, приведет лишь к снижению доходов кинопоказчиков нефедеральных киносетей, по крайней мере, сегодня большинство из них в этом уверены.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Артдокфест 2016. Буквальный жанр

Блоги

Артдокфест 2016. Буквальный жанр

Зара Абдуллаева

С 1 по 9 декабря сразу в трех городах России – в Москве, Петербурге и Екатеринбурге – проходит фестиваль российского документального кино "Артдокфест". Мы уже писали по горячим следам рижских премьер о фильмах "Родные", Мариуполис", "Кредит на убийство" и других, вошедших в различные программы нынешнего фестиваля. На этот раз Зара Абдуллаева – о лауреате амстердамского IDFA "Приходи свободным" Ксении Охапкиной и о самом новаторском, по ее мнению, фильме конкурса – "Дороге" Дмитрия Калашникова, снятой видеорегистратором.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Умер Харрис Савидес

12.10.2012

В возрасте 55 лет ушел из жизни замечательный оператор Харрис Савидес, сообщает mubi.com. Савидес работал с такими режиссерами, как Гас Ван Сент, Джеймс Грей, Дэвид Финчер, Вуди Аллен, Джонатан Глейзер, Ной Баумбах, Ридли Скотт, София Коппола, и другими.