Аки Каурисмяки: «Все мы похожи»
- №2, февраль
- "Искусство кино"
Картина «По ту сторону надежды», представленная в конкурсной программе Берлинского фестиваля, продолжает трилогию финского режиссера о беженцах, первой частью которой стала трагикомедия «Гавр». Новый фильм посвящен памяти сценариста, режиссера и историка кино Петера фон Бага, директора кинофестиваля Midnight Sun Film Festival, основанного братьями Каурисмяки в 1986 году.
Беседу ведет Биргит Хайдсик.
БИРГИТ ХАЙДСИК. Почему вы решили снять кинотрилогию о людях, живущих в портовых городах?
АКИ КАУРИСМЯКИ. В сущности, это получилось само собой, поскольку я абсолютный лентяй. Мне всегда надо снимать трилогии – только так я смогу действительно сделать что-то. Лесорубом я бы работать не смог. Но теперь это уже не «портовая трилогия», она превратилась в трилогию о беженцах. Надеюсь, третья часть будет веселой комедией.
БИРГИТ ХАЙДСИК. Считаете ли вы, что «По ту сторону надежды» может реально изменить взгляды людей?
АКИ КАУРИСМЯКИ. Кино не обладает столь мощной силой воздействия. Но, снимая картину, я искренне стремился побудить зрителей осознать, что все мы люди, все мы похожи. Сегодня беженец – это абстрактный «он» или «она», а завтра ты сам можешь оказаться в их положении.
БИРГИТ ХАЙДСИК. Какие указания вы обычно даете актерам, с которыми работаете?
АКИ КАУРИСМЯКИ. Я не хочу, чтобы актеры были слишком подвижны, так что порой прошу их не размахивать руками, как мельничными крыльями. Разумеется, я выбираю артистов за их приятную внешность и их актерские навыки. Актеры должны играть; камера становится либо их врагом, либо другом. Если умеешь играть, она тебе друг, если не умеешь – враг.
БИРГИТ ХАЙДСИК. Что вы думаете по поводу исламизации Европы?
АКИ КАУРИСМЯКИ. Исламизации? Знаете, Исландия какое-то время неплохо играла в футбол, но это не значит, что Европу ждет «исландизация». Исландские команды делали успехи, но в итоге заняли восьмое место на чемпионате Европы. Это не значит, что Исландия покорит всю Европу. Я не вижу в Европе никакой исламизации. Идет нормальный процесс культурных изменений, необходимых нам, чтобы разогнать нашу загустевшую кровь.
«По ту сторону надежды»
БИРГИТ ХАЙДСИК. «По ту сторону надежды» не первый ваш фильм о беженцах. Почему эта тема так важна для вас?
АКИ КАУРИСМЯКИ. Оглядываясь на прошлый век, можно увидеть, что по сути у нас не сложилась культура гуманизма. В течение прошлого столетия Европа сформировала своего рода демократическую организацию. Прошлый год был нелегким – вспомните все многочисленные инциденты, – и через десять лет все рассыплется в прах, поскольку мы ведем себя ужасно. Шестьдесят лет назад мы принимали шестьдесят миллионов беженцев, столько же и сегодня. Тогда мы помогали им, теперь же они стали для нас врагами. Где же наша гуманность? Если мы не можем по-человечески обращаться с нашими друзьями, мы и сами не сможем жить. В таком случае мы вообще не должны существовать – если мы не люди, то кто же мы, черт возьми? В этом смысле я с уважением отношусь к Ангеле Меркель – она единственный политик, которого, кажется, заботит эта проблема. Остальные просто играют в свои игры. Но не рассматривайте мои слова как политическое заявление.
http://cineuropa.org/it.aspx?t=interview&l=en&did=323278
Перевод с английского Елены Паисовой