Этот номер посвящен дебютам.
Дебют Виктора Цоя – тема фильма Кирилла Серебренникова «Лето». Журнал пишет и о самой картине, и о прототипах ее героев. Сегодня мы опять ждем перемен, как ждали их и надеялись в 1980-х.
Фильмом «Лето» открылся «Кинотавр», в этом году объявивший отдельный конкурс кинодебютов. Мы публикуем рецензии на несколько картин этого конкурса и сообщаем, что лучший дебютант фестиваля будет награжден дипломом «ИК», который отныне станет ежегодным.
Участники «круглого стола» обсуждают тренды, опасности, тупики и перспективы «индустрии дебютов» в кино, театре, литературе, на арт-сцене. Каковы критерии оценки первых работ, отличается ли отечественная практика вхождения в профессию от зарубежной, какой тип образования необходим современному автору? Тему продолжает подборка интервью с педагогами московских киношкол.
Выбор дебютов для рецензионного блока дался непросто. Списки фильмов корректировались не раз. В итоге мы решили представить самый разнообразный опыт – мейнстримный, экспериментальный, награжденный на престижных фестивалях, вызвавший противоположные суждения за порогом редакции и в ней самой.
Мы отмечаем 100-летие со дня рождения Ингмара Бергмана, чьи фильмы, актуальные для осмысления современного кино, пересматривает Игорь Сукманов. О работе с режиссером рассказывает его долголетняя помощница Катинка Фараго. В подборке материалов – первая в России публикация недавно изданной в Швеции «Рабочей тетради» Бергмана; эти поденные записи, возможно, не предназначались для печати, но сегодня ярко свидетельствуют о формировании Бергмана-режиссера. В центре бергмановской рубрики – рефлексия о его творчестве, сквозной мотив которой – «добровольное бремя выбора себя». Оно насущно и для всех героев нашего номера.
В рубрике «ИК» «Чтение» впервые на русском языке опубликованы рассказы талантливого китайского писателя и режиссера Ху Бо, ушедшего из жизни совсем молодым.
КРУПНЫЙ ПЛАН
Максим Семеляк. УКЛОНИСТЫ. Виктор Цой и Майк Науменко
Алексей Рыбин: «КИНО» НЕ СТАЛО ПОПСОЙ». Беседу ведет Иван Чувиляев
Стас Тыркин. КОНТРКУЛЬТУРА ДВА. «Лето», режиссер Кирилл Серебренников
ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ
СЧАСТЛИВО. Дискуссия о дебютах. «КИНОТАВР»-2018
Сергей Дёшин. ЧЕЛОВЕК С ТОПОРОМ. «Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков
Ольга Касьянова. СИДОРОВЫ В ИСКУССТВЕ И ВОКРУГ НЕГО. «Дар», режиссер Михаил Кукушкин
Ольга Шакина. СКАЗКА ПРО КИСЛОТУ. «Кислота», режиссер Александр Горчилин
Нина Цыркун. ЗАСТИКСНУТЫЕ. «Двое», режиссер Тимофей Жалнин
Андрей Щиголев. ХРУПКИЕ ВЕЩИ. «Кинотавр»-2018: конкурс короткометражных фильмов
ШКОЛА
Артур Аристакисян: «Я ЗАГУБИЛ СВОЙ ДАР». Интервью ведет Никита Карцев
Кирилл Преображенский: «ДЕБЮТУ НЕОБХОДИМА НАГЛОВАТАЯ БОДРОСТЬ». Беседу ведет Вероника Хлебникова
Бакур Бакурадзе. В МЯСОРУБКЕ. Интервью ведет Никита Карцев
Борис Хлебников. МОТИВАЦИЯ ЭГОИСТОВ. Беседу ведет Никита Карцев
Алексей Попогребский: «Я ПАНИКЕР». Беседу ведет Никита Карцев
Елизавета Спиваковская. ВОЗМОЖНОСТЬ САМО-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Метод обучения в Институте прикладного театроведения (Гиссен, Германия)
ИМЕНА
Игорь Сукманов. К РАДОСТИ. Пересматривая Бергмана
Ингмар Бергман. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. Фрагмент дневниковых записей
Катинка Фараго: «…МЫ ПРОСТО ДЕРЖАЛИСЬ ЗА РУКИ…». Беседу ведет Ольга Суркова
ДЕБЮТ
Зара Абдуллаева. ПУТЕШЕСТВИЕ С МЕРТВЕЦОМ. «Последний из нас», режиссер Ала Эддин Слим
Вадим Рутковский. ПРОСТО ПЛЕСК. «Течение», режиссер Хелена Виттман
Инна Кушнарева. КАРТА И ТЕРРИТОРИЯ. «Дни Франции», режиссер Жером Рейбо
Катерина Белоглазова. РАЗРЫВЫ. «Сара играет оборотня», режиссер Катарина Висс
Алиса Таежная. ВРОЖДЕННЫЙ ПОРОК. «Сырое», режиссер Жюли Дюкурно
Андрей Василенко. ОДИНОЧЕСТВО. «Нервный перевод», режиссер Ширин Сено
Денис Катаев. ПОЗНАНИЕ. «Каменное сердце», режиссер Гвюдмюндюр Арнар Гвюдмюндссон
Евгений Майзель. ИСЧЕЗАЮЩИЙ (ДЭ)ВИД. «Заметки о видимом», режиссер Рики Д’Амброз
Андрей Буров. ВСЕ ГОРОДА ЧЕЛОВЕКА. «Все города севера», режиссер Дане Комлен
Антон Долин. ПРОТИВ СВЕТА. «Слон сидит спокойно», режиссер Ху Бо
ИМЕНА
Алиса Таежная. ПТИЧКА, ЛЕТИ! «Леди Бёрд», режиссер Грета Гервиг
ДЕБЮТ
Нина Спутницкая. ДОМ, СМАРТФОН И КОСМОС. Дебюты в мировой анимации
Лариса Малюкова. СМОТРИТЕ КТО. Дебюты в российской анимации
Илья Бобылев. ЗАТЕРЯННЫЙ МИР. «Генезис 2.0», режиссеры Кристиан Фрай, Максим Арбугаев
Вероника Хлебникова. СВЕТ, ОГОНЬ, УГОЛЬ. «Огонь», режиссер Надя Захарова
Алена Бочарова. ПУЛЬС. «Хей, бро», режиссер Александр Элькан
Евгений Майзель. ЛИРИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА. «Иванов», режиссер Дмитрий Фалькович
Елена Стишова. ЛЕГЕНДА И ХРОНИКА. «Собибор», режиссер Константин Хабенский
ЧТЕНИЕ
Ху Цянь. СЛОН СИДИТ СПОКОЙНО. НАДОЛГО ЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА. СВИДАНИЕ. Рассказы
SUMMARY
Журнал «Искусство кино» можно купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и в других городах. Также доступна электронная версия журнала в pdf (отдельный номер и подписка)
Места продажи: http://kinoart.ru/distribution
Оформить подписку: https://goo.gl/Vgmdc5
Купить pdf-версию: http://kinoart.tilda.ws/