70+
- Блоги
- Зара Абдуллаева
О режиссерском дебюте Дастина Хоффмана, отдавшего личную дань восхищения и любви престарелым английским ветеранам сцены, – Зара Абдуллаева.
Дастин Хоффман дебютировал в режиссуре. На склоне лет. Без каких-либо претензий в новой роли. Мотивация: оммаж артистам. Очень-очень старым. Любопытно, что английским. Но о комплексах калифорнийской звезды говорить не приходится. Добротной выделки «Квартет» сделан в лучших традициях телеформата ВВС. Хоффман не обманывает в своих режиссерских возможностях ни себя, ни зрителей, поэтому не фальшивит.
В чудесной английской местности, освещенной мягким осенним светом, расположился «Бичем-Хаус», дом престарелых для ветеранов сцены. Так подобные заведения назывались у нас. В английском хаусе доживают дни только музыканты (певцы, инструменталисты, дирижеры, оперные режиссеры). Звучат фрагменты оперных хитов. Неизбежно заразительных. Разумный драматургический ход для режиссера, которому надо выбрать правильных артистов и развести их на площадке.
В этом доме готовятся к гала в честь юбилея Верди. Тоже правильная уступка. Не Вагнером же мучить тех зрителей, которые зайдут в кинотеатр поглядеть на английских первачей: Мэгги Смит, Билли Конолли, Паулин Коллинз, Майкла Гэмбона. Они в ролях оперных солистов и составят квартет протагонистов среди резидентов «Бичем-Хауса». И – квартет из «Риголетто», которым завершится благотворительный концерт. Хоффман благоразумно не показывает, как драматические артисты рот открывают под фонограмму. Хоффман экранизировал пьесу Рональда Харвуда (автор сценария к «Скафандру и бабочке»). Чистый случай «хорошо сделанной пьесы». Реплики – «соль с перцем», мелодраматические обертоны в сложении сюжета, фабульное напряжение (согласится ли выступить на гала примадонна Джин или испугается, что не возьмет верхние ноты), острая характерность, присущая каждому персонажу. Короче, «петелька-крючочек» – и у старого зрителя, тем более артиста, вспыхнет «перед глазами вся жизнь». Амбиции, овации, обиды, романы, ревность, гонор. Как прожить без сцены, как справиться с канителью склеротических наваждений, с требовательной простатой, последствиями сломанной шейки бедра и т.д.
Мэгги Смит в «Квартете»
Хоффман с Харвудом знают: возраст, ослабляя голос, укрепляет дух товарищества, победивший травмы соперничества. Все очень просто в «Квартете». И потому точно в изображении артистической сущности бывших звезд. Жалких, как ни странно, только до выхода на сцену. Правда, на сцену в Доме престарелых. Сборы от благотворительного концерта пойдут на ремонт по-английски уютной обители, на поддержание жизни сентиментальных, экстравагантных артистов, переживших свое время.
Смириться с концом карьеры, а значит, с концом жизни, выше сил самых здесь сильных. Они слушают свои старые записи и дарят их друг другу, фальшивят на репетициях, вставляют «шпильки» бывшим соперницам в столовке, как некогда в светском общении. Читают лекции тинейджерам об опере, получая взамен ценные сведения о рэпе с живой иллюстрацией, которую демонстрирует черный парень.
«Квартет»
В своем режиссерском дебюте Хоффман, артист артистович, увековечил – в скромненьком телеформате, однако с первосортными актерами – нефантомные боли, вынужденную самоиронию, детскую ранимость, гордость и предубеждения племени, к которому принадлежит безраздельно. Тут сфальшивить – смерти подобно. А быть трогательным вполне уместно. Преимущество возраста.