70+

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

О режиссерском дебюте Дастина Хоффмана, отдавшего личную дань восхищения и любви престарелым английским ветеранам сцены, – Зара Абдуллаева.


Дастин Хоффман дебютировал в режиссуре. На склоне лет. Без каких-либо претензий в новой роли. Мотивация: оммаж артистам. Очень-очень старым. Любопытно, что английским. Но о комплексах калифорнийской звезды говорить не приходится. Добротной выделки «Квартет» сделан в лучших традициях телеформата ВВС. Хоффман не обманывает в своих режиссерских возможностях ни себя, ни зрителей, поэтому не фальшивит.

В чудесной английской местности, освещенной мягким осенним светом, расположился «Бичем-Хаус», дом престарелых для ветеранов сцены. Так подобные заведения назывались у нас. В английском хаусе доживают дни только музыканты (певцы, инструменталисты, дирижеры, оперные режиссеры). Звучат фрагменты оперных хитов. Неизбежно заразительных. Разумный драматургический ход для режиссера, которому надо выбрать правильных артистов и развести их на площадке.

В этом доме готовятся к гала в честь юбилея Верди. Тоже правильная уступка. Не Вагнером же мучить тех зрителей, которые зайдут в кинотеатр поглядеть на английских первачей: Мэгги Смит, Билли Конолли, Паулин Коллинз, Майкла Гэмбона. Они в ролях оперных солистов и составят квартет протагонистов среди резидентов «Бичем-Хауса». И – квартет из «Риголетто», которым завершится благотворительный концерт. Хоффман благоразумно не показывает, как драматические артисты рот открывают под фонограмму. Хоффман экранизировал пьесу Рональда Харвуда (автор сценария к «Скафандру и бабочке»). Чистый случай «хорошо сделанной пьесы». Реплики – «соль с перцем», мелодраматические обертоны в сложении сюжета, фабульное напряжение (согласится ли выступить на гала примадонна Джин или испугается, что не возьмет верхние ноты), острая характерность, присущая каждому персонажу. Короче, «петелька-крючочек» – и у старого зрителя, тем более артиста, вспыхнет «перед глазами вся жизнь». Амбиции, овации, обиды, романы, ревность, гонор. Как прожить без сцены, как справиться с канителью склеротических наваждений, с требовательной простатой, последствиями сломанной шейки бедра и т.д.

quartet-maggie-smith
Мэгги Смит в «Квартете»

Хоффман с Харвудом знают: возраст, ослабляя голос, укрепляет дух товарищества, победивший травмы соперничества. Все очень просто в «Квартете». И потому точно в изображении артистической сущности бывших звезд. Жалких, как ни странно, только до выхода на сцену. Правда, на сцену в Доме престарелых. Сборы от благотворительного концерта пойдут на ремонт по-английски уютной обители, на поддержание жизни сентиментальных, экстравагантных артистов, переживших свое время.

Смириться с концом карьеры, а значит, с концом жизни, выше сил самых здесь сильных. Они слушают свои старые записи и дарят их друг другу, фальшивят на репетициях, вставляют «шпильки» бывшим соперницам в столовке, как некогда в светском общении. Читают лекции тинейджерам об опере, получая взамен ценные сведения о рэпе с живой иллюстрацией, которую демонстрирует черный парень.

quartet
«Квартет»

В своем режиссерском дебюте Хоффман, артист артистович, увековечил – в скромненьком телеформате, однако с первосортными актерами – нефантомные боли, вынужденную самоиронию, детскую ранимость, гордость и предубеждения племени, к которому принадлежит безраздельно. Тут сфальшивить – смерти подобно. А быть трогательным вполне уместно. Преимущество возраста.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

В Москве показывают «Искусство бэнси»

24.05.2015

С 25 по 30 мая в Москве пройдет показ программы «Искусство Бэнси». Так называется ретроспектива классических японских немых фильмов в сопровождении бэнси Юка Хисаготэй (Кэйко Симада).