Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
ММКФ-2014. Американские мечты и китайские реалии - Искусство кино

ММКФ-2014. Американские мечты и китайские реалии

  • Блоги
  • Дмитрий Комм

19 июня открывается 36-й Московский международный кинофестиваль. Среди его многочисленных тематических программ – «Фабрика грез. Made in China». Мы попросили куратора этой программы Дмитрия Комма рассказать, почему современное китайское кино так важно, и чем интересны фильмы, привезенные на этот раз в Москву.


Когда-то Америку называли страной контрастов, и в это время американское кино было самым интересным в мире. В 30-е – 40-е годы даже Великая депрессия, кодекс Хейса и Вторая мировая война не могли помешать бурному развитию Голливуда. Но сегодня американское общество куда более гомогенно, 90 процентов его составляет средний класс, с контрастами проблема, и, возможно, здесь кроется причина того, почему американское кино стало куда менее увлекательным и драматичным.

Настоящая страна контрастов сегодня – это Китай. Переживающее стремительное экономическое развитие и социальное расслоение, китайское общество дает кинематографистам множество интересных сюжетов. В современном китайском кино есть все то, за что мы любим старый Голливуд: невероятные драматические коллизии, колоритные персонажи, пестрый, хаотичный быт больших городов, Джек Лондон и О’Генри в одном флаконе. И, подобно тому, как было в Голливуде 40-х, даже цензура не может помешать этому живому, чувственному, сохраняющему непосредственную связь со зрителями кинематографу стремительно завоевывать популярность. В течение последнего десятилетия китайский кинопрокат по сумме сборов рос на треть ежегодно, в геометрической прогрессии. В 2012 году по сборам от кино Китай опередил Японию и вышел на второе место в мире после США. За последние три года КНР существенно расширила квоты на иностранные фильмы – с 20 фильмов в год до 44-х, открывает по мультиплексу в день и запускает огромное количество копродукций с другими странами, от США до Южной Кореи. В курортном городе Циндао строится настоящий азиатский Голливуд – Oriental Movie Metropolis. Помимо десятков съемочных павильонов в нем будут отели, рестораны, кинотеатры, парк развлечений, музей кино и даже музей восковых фигур. Movie Metropolis рассчитан на производство 130 фильмов в год, в том числе копродукций, для чего его основатель, миллиардер Ван Цзянлин уже заручился поддержкой четырех крупнейших актерских агентств в Голливуде. Киногород должен быть построен к 2017 году, и в том же году Китай, как ожидается, станет кинорынком планеты № 1.

Особый интерес представляет то, как китайские кинематографисты активно переизобретают жанровые формулы, традиционно считавшеся западными, для своей аудитории. Еще двадцать лет назад в Китае не было жанрового кино, а подавляющее число фильмов финансировалось государством. Сегодня Китай ежегодно выпускает сотни картин во всех возможных жанрах, от хоррора до мюзикла, а частные инвестиции в кино намного превышают государственные. Разумеется, важную роль в этом процессе занимает кинематограф Гонконга, давно являющийся одной из наиболее влиятельных жанровых школ мира. Однако и кинематографисты с материка за последнее десятилетие предложили зрителям первоклассные образцы жанрового кино, такие как «Мир без воров» Фэн Сяогана, «Дом летающих кинжалов» Чжан Имоу, «Месть Софи» Ивы Цзин, «Смертельная заложница» Чен Э, «Ничья земля» Нин Хао.

Программа Made in China, которая будет показана в рамках Московского кинофестиваля, ставит целью познакомить зрителей с многообразием жанров, существующих сегодня в Китае. Все картины, представленные в ней, сняты за последние три года, и каждый фильм отвечает за определенный жанр современного китайского кино.

 

«ЧЕРНЫЙ УГОЛЬ, ТОНКИЙ ЛЕД» (Black Coal, Thin Ice). Режиссер: Дяо Инань.

komm-mmkf-blackcoal

Картины из Китая побеждали на международных фестивалях и раньше, однако, до сих пор это были некоммерческие фильмы, проходившие по разряду «арт-кино». Но «Черный уголь, тонкий лед» – психологический детектив, имеющий многие признаки фильма-нуар, и его «Золотой медведь» на последнем Берлинском кинофестивале – знак того, что китайское жанровое кино вышло на мировой уровень художественного качества. Это жесткий и даже мрачный портрет провинциального китайского города рубежа веков, где отставной полицейский берется за расследование серии убийств и влюбляется в загадочную молодую женщину, которая, возможно, является убийцей. Уже предыдущая работа Дяо Инаня, «Ночной поезд» носила черты неонуара, а в новом фильме они оказались значительно усилены. «Черный уголь» сочетает бытовой реализм (иногда доходящий до гиперреализма) с поэтичностью, таинственностью и юмором – характерный микс для современного китайского кино.

 

«ОГНЕННАЯ БУРЯ» (Firestorm). Режиссер: Алан Юэнь.

komm-mmkf-Firestorm-2

Полицейский триллер – это фирменный жанр гонконгского кино, который тамошние кинематографисты делают, наверное, лучше всех в мире. И фильм, снятый режиссером и сценаристом Аланом Юэнем – отличное тому доказательство. Суперзвезда гонконского кино и поп-музыки Энди Лау спродюсировал эту картину и сыграл в ней главную роль – полицейского инспектора Лю Минчи, чье стремление отправить за решетку местного босса мафии постепенно перерастает в личную вендетту. Ради достижения своей цели Лю не брезгует никакими средствами и постепенно сам превращается в гангстера, вынужденного заметать следы своих преступлений. Финальная сцена перестрелки из этой картины считается одной из самых масштабных в истории гонконгского кино.

 

«ШКОЛА БЕЗУМНЫХ ТАНЦЕВ» (The Way We Dance). Режиссер: Алан Вонг.

komm-mmkf-WAY-WE-DANCE

Молодежный мюзикл, получивший премию кинокритиков Гонконга и повествующий о приключениях амбициозной студентки колледжа, которая мечтает стать танцовщицей. Главным достоинством этой картины является работа Чен Сюкуна – одного из лучших операторов Гонконга, постоянно работающего с Джонни То. Именно он снял знаменитый семиминутный кадр перестрелки из «Горячих новостей», создал сюрреалистическое освещение в PTU и геометрически выверенные визуальные композиции «Миссии». Чен Сюкун великолепно умеет снимать сцены действия, к которым относятся и многочисленные танцевальные номера из этого фильма.

 

«НОЧНОЙ КОШМАР» (Nightmare). Режиссер: Герман Яу.

komm-mmkf-nightmare

Китайская цензура запрещает показывать привидения, как реально существующие. В связи с этим китайские хорроры часто строятся по сюжетной модели, напоминающей мультфильмы про Скуби Ду: в начале там возникает призрак и всех пугает, а в конце дается рациональное объяснение, превращающее фильм из мистического в детективный. Целиком снятый на материке «Ночной кошмар» гонконгского режиссера Германа Яу фактически представляет собой первый настоящий китайский мистический триллер. Более того: Яу сумел внести в картину элементы социальной сатиры. Изрядная часть действия разворачивается в загнивающей деревне 80-х годов, где под портретами и бюстами товарища Мао процветают все мыслимые пороки и злодеяния. Перед нами не только фильм ужасов, но и метафора существования «новых китайцев», успешных и состоятельных представителей среднего класса, чье детство пришлось на 80-е годы, и кто сегодня пытается забыть, вытеснить воспоминания о жестокости, свидетелями которой они стали. «Ночной кошмар» – это образец характерной для азиатского кино способности сочетать увлекательный энтертейнмент с серьезным социальным месседжем.

 

«БЕЛЫЙ ЯД» (White Storm). Режиссер: Бенни Чан.

komm-mmkf-WhiteStorm

Гангстерский фильм, возрождающий стилистику гонконгского «огнестрельного балета» 80-х годов. Трое друзей вступают в противостояние с могущественным главарем наркокартеля из Таиланда. Обилие цитат из классических гонконгских фильмов, в особенности из «Пули в голову» Джона Ву, хореографически выстроенные сцены перестрелок плюс три популярнейших гонконгских актера – Шон Лау, Луис Ку, Ник Чун – в главных ролях. Режиссер Бенни Чан – ветеран жанра экшен, известный своим постоянным сотрудничеством с Джеки Чаном (не родственником).

 

«АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА В КИТАЕ» (American Dreams in China). Режиссер: Питер Чан.

komm-mmkf-americandreams

Если бы такой фильм был снят в Америке, тамошние левые интеллектуалы просто распяли бы режиссера за то, что он сделал столь откровенную капиталистическую агитку. В Китае же эта капиталистическая агитка получает премию от коммунистического правительства, как лучший фильм года. Страна контрастов, как и было сказано выше. Но логика здесь есть. «Американская мечта в Китае» – это патриотический фильм в лучшем смысле слова. Нет, он не про спецназ, он про то, что быть умным, хорошо образованным очкариком, свободно владеющим английским языком и обожающим все американское, – это патриотично. А еще патриотичнее – когда трое таких очкариков, которые, возможно, даже не умеют собирать автомат Калашникова, создают собственный бизнес, поначалу чуть ли не подпольно учат других английскому языку, много работают, становятся богатыми и знаменитыми, и выходят с акциями своей суперуспешной компании на нью-йоркскую фондовую биржу. Хотите знать, почему китайские реформы имели такой успех? Посмотрите «Американскую мечту в Китае» – и вам все станет понятно.

 

«ОДНАЖДЫ В ШАНХАЕ» (Once Upon a Time in Shanghai). Режиссер: Вонг Чинпо.

komm-mmkf-OnceUponaTimeinShanghai

Гонконгский режиссер Вонг Чинпо хорошо знаком российским любителям кино – в 2011 году он получил на Московском кинофестивале приз за лучшую режиссеру за фильм ужасов «Месть. История любви». Его новая работа является ремейком классического фильма про кунфу 1973 года «Боец из Шаньдуна». Действие разворачивается в ночных клубах и гангстерских притонах декадентского Шанхая 30-х годов, куда приезжает главный герой – наивный провинциал, мечтающий покорить большой город. Наряду с фирменной гонконгской экшен-хореографией, одним из главных достоинств картины является необычное визуальное решение. Стилизованная черно-белая картинка (с минимальными вкраплениями цвета) совсем нетипична для фильмов о боевых искусствах и отсылает к кино Золотого века Голливуда. Это своего рода китайская версия голливудского большого стиля.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 24-й «Кинотавр»

10.06.2013

В Сочи прошла церемония закрытия 24-го кинофестиваля «Кинотавр».