Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Беги, Луи, беги! - Искусство кино

Беги, Луи, беги!

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На большие экраны вышел исторический боевик «Несломленный», основанный на реальных событиях, написанный при участии братьев Коэн и срежиссированный не кем-нибудь, а Анджелиной Джоли. О премьере – Нина Цыркун.


Байопик как жанр замечательным образом отвечает американскому духу: великие люди редко оказываются любимчиками судьбы, которым все само в руки падает. Как правило, это те, кто сделал себя сам. Дорога к вершинам в этом случае известна: чаще всего не сильно позолоченное детство, годы непризнания, первый успех, зависть и интриги коллег, ну и финал – это уж у всех по-разному. Снимать кино о знаменитостях вроде бы легко – материал-то самоигральный, но на самом деле трудно – все ходы известны, все пути истоптаны, вот и крутись как можешь. Анджелина Джоли может и хотела как-то отличиться на этой стезе и попросила гораздых на выдумку Итана и Джоэла Коэнов поработать над черновым вариантом сценария своего будущего фильма «Несломленный» по роману Лоры Хилленбранд. Но Коэны, похоже, особо изощряться не стали и в качестве модуля выбрали самую незатейливую схему: герой, уже одолевший высочайшую планку, попадает в полосу испытаний, которую с честью проходит, и эпизоды хождения по мукам перемежаются флэшбэками из детства, отрочества, юности, проливающими свет на всю предыдущую историю его жизни.

Луи Замперини родился в маленьком американском городке в Калифорнии, в семье недавних итальянских иммигрантов (мать совсем не знает английского), натерпелся от аборигенов-сверстников, научился давать сдачи, выяснил, что умеет быстро бегать, получил стипендию и поступил в университет, побил национальный рекорд. На Олимпийских играх 1936 года в гитлеровском Берлине Луи не выиграл забег, но феноменально быстро пробежал финальный круг, показав себя как самый многообещающий спортсмен Игр. И кажется странным, что авторы фильма упустили очень важную деталь, которая была отражена в книге Хилленбранд (не буду делать вид, что читала ее, но писательница сама о ней упомянула в одном интервью). Я имею в виду знакомство Луи с Гитлером – человеком, переломившим его судьбу (понятно, что не своими руками).

«Несломленный», дублированный трейлер HD

Трудно, конечно, достоверно снять момент, когда два этих человека смотрят в глаза друг другу, но он был бы по-настоящему знаковым. И органично вписывался бы в общую канву, потому что в фильме есть акцент на выигрышном экшене, затеняющем скучную и неприглядную тяжкую рутину спортивных тренировок на пути к рекордам. Пот, кровь, грязь, унизительные недуги, составляющие ужас повседневного лагерного быта, нередко быстрее ломают человека, чем изощренные проверки на прочность, требующие отдельных героических усилий преодоления, противостояния, терпения. Однако экшен этот материализуется не в демонстрацию силы, а в силу воли, будь это на беговой дорожке, в кабине военного бомбардировщика, в дрейфе в открытом океане на резиновом боте. Пребывание Луи (Джек О’Коннел) в японском концлагере представлено яркими моментами противостояния главного героя самодуру, начальнику лагеря для военнопленных Ватанабе (Мияве), сразу же выхватившего глазами в толпе вновь прибывших высокого красивого парня с прямым взглядом. Ватанабе, интеллигент-извращенец с лицом херувима, чувствовал себя уязвленным тем, что заслуги его недостаточно оценены, и пытался отыграться в схватке с американской знаменитостью.

Unbroken-2«Несломленный»

Надо отдать должное Джоли – она избежала расхожего символизма, соблазн которым подстерегал ее на каждом шагу, и воспользовалась символикой только раз, зато действительно впечатляюще – в эпизоде, когда Ватанабе заставляет истощенного Луи поднять тяжелую плиту и простоять с ней на плечах дотемна. Тут создатели фильма ступали на очень скользкую тропу – легко было впасть в чрезмерность. Но оператор Роджер Дикинс деликатно решил свою задачу: в сгущающихся сумерках снятая общим планом фигура постепенно превращается в рельефный силуэт, все явственней застывающий в крестообразный символ, в данном случае конкретизированный для самого героя. С этого момента начинается выполнение им данного в океане обета, и сама сцена бросает отсвет на его будущее.

Unbroken-1«Несломленный»

В отличие от фильмов, которые «Несломленный» заставляет вспомнить, – «Мост через реку Квай» Дэвида Лина и «Счастливого рождества, мистер Лоуренс!» Нагисы Осимы, где противостояние главных героев вписывалось в контекст Запада и Востока, которым, по слову Киплинга, вовек не сойтись, «Несломленный» отличается универсальностью, выводящей его из рамок межнациональных различий на уровень общечеловеческих представлений о достоинстве и о цене выживания. Наверное, Анджелина Джоли многое сумела понять как посол доброй воли ООН.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 24-й «Кинотавр»

10.06.2013

В Сочи прошла церемония закрытия 24-го кинофестиваля «Кинотавр».