Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2016. Опять из-за принципа - Искусство кино

Берлин-2016. Опять из-за принципа

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В третьем берлинском репортаже Нины Цыркун – любовные "Письма с войны" Иво Феррейры, "24 недели" Анне Зоры Беррачед, "В 17 лет" Андре Тешине, "То, что будет" Миа Хансен-Лове, "Встречное течение" Янга Чао и остро-политическая "Смерть в Сараево" Даниса Тановича.


berlinale logoБерлинале по максимуму отметил Валентинов день. Утро началось с картины португальца Иво Феррейры "Письма с войны" (Cartas da guerra). И хотя действие там происходило действительно на войне (в Анголе в начале 70-х), она служила в основном визуальной подложкой для озвучивания писем жене писателя Антонио Лобо Антунеша – современной версии "Песни песен" царя Соломона.

Затем последовал физиологический очерк немецкой постановщицы Анне Зоры Беррачед "24 недели" (24 Wochen) – своеобразный парафраз знаменитой ленты Кристиана Мунжу "4 месяца, 3 недели и 2 дня", с чисто немецкой педантичостью оснащенный медицинской конкретикой – столь скрупулезно, что даже экранные врачи по бумажке зачитывали детали развития плода, его отклонений и последствий прерывания беременности на позднем сроке.

Завершился конкурсный День всех влюбленных фильмом французского патриарха Андре Тешине "В 17 лет" (Quand on a 17 ans) о трудной любви подростков-гомосексуалов.

Если добавить к этой тройке еще две картины, показанных накануне: драму француженки Миа Хансен-Лове "То, что будет" (L' avenir), где Изабель Юппер играет женщину-философа, на склоне лет оставленную мужем, и фантастически прекрасное "Встречное течение" (Crosscurrent) от китайца Янга Чао, запечатлевшее мистическое путешествие по реке Янцзы в поисках ускользающей возлюбленной, то тема любовных отношений и сопутствующих обстоятельств окажется на этом фестивале одной из центральных.

berlinale 3 thingstocome"То, что будет", режиссер Миа Хансен-Лове

Но возникает вопрос: а как же с политикой и острой социальностью – основными метками Берлинале? В этой нише обращает на себя внимание фильм боснийского режиссера-оскароносца Даниса Тановича "Смерть в Сараево" (Smrt u Sarajevu).

berlinale 3 crosscurrent"Встречное течение", режиссер Янг Чао

Прежде всего надо отдать должное режиссеру (он же автор сценария), сумевшему скомпоновать разномасштабный и многозначный материал в динамичном фильме, который идет менее полутора часов. Сценарий написан по мотивам пьесы известного французского интеллектуала левых взглядов Бернара-Анри Леви "Отель Европа", прибывшего в Берлин поддержать друга и сообщившего на пресс-конференции, что именно Танович ввел в эту историю голоса своих соотечественников, придавшие ей многофигурность и разноаспектность. В итоге получилась картина в духе Роберта Олтмена, не дотягивающая, правда, до политического триллера, как, похоже, задумывалась, но актуальная и информативная, как моментальный снимок.

Стержень повествования – разгоревшиеся в прошлом году во всей Европе споры о личности Гаврилы Принципа – 19-летнего студента из группировки Млада Босния, чей выстрел в эрцгерцога Австрийского Франца Фердинанда стал поводом к развязыванию Первой мировой войны. Кто этот юноша с детским 37-м размером ноги: романтик-революционер или террорист?

berlinale 3 sarajevo"Смерть в Сараево", режиссер Данис Танович

Накануне столетней годовщины начала войны в Сараеве готовятся к приему высокопоставленных чиновников из Евросоюза. На управляющего лучшим в городе отелем легла огромная ответственность по обеспечению безопасности и комфорта гостей, а тут еще работники отеля готовят забастовку: им два месяца не платят зарплату, так что заявить о своих правах на виду приехавших ВИПов – прекрасная возможность добиться своего. Разрулить ситуацию напрасно пытается помощница управляющего Ламинья. Хуже всего то, что лидер бунтовщиков – ее собственная мать-прачка. В это время один из высоких гостей уже репетирует у себя в президентском "люксе" речь. А поблизости прозападно настроенная тележурналистка берет интервью у разных сведущих людей касательно Гаврилы Принципа, и один из интервьюируемых – родственник этой одиозной фигуры, ярый ненавистник Евросоюза, приехавший из провинции с явно подозрительной целью. Вот в такой непростой узел завязываются события, происходящие в течение нескольких недолгих часов в одном-единственном месте, отражая сегодняшнюю обстановку в странах бывшей Югославии, этой "пороховой бочки" Европы.

berlinale 3 sarajevo2"Смерть в Сараево"

Заканчивается картина не слишком оптимистично. На пресс-конференции журналисты пытались добиться от Тановича каких-нибудь обнадеживающих слов по поводу будущего если не всей Европы, то Боснии и Герцоговины, которые как раз в эти дни предпринимают конкретные шаги к вступлению в Евросоюз. Режиссер отшутился: "Знаете, вот пессимист говорит: может быть хуже. А оптимист говорит: конечно, будет!"


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Российское общество между 2014 и 2015

12.01.2015

Вечером 2 января 2015 года на радиостанции «Эхо Москвы» была открыта новая программа, в которой принял участие культуролог, член Совета по правам человек при президенте Российской Федерации и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Ведущие программы Виталий Дымарский и Ксения Ларина.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Вышел февральский номер «ИК»

07.03.2013

Каждый год журнал обращается к фестивалю «Артдокфест». И это не случайно. Программы, включающие и дебюты, и работы известных отечественных и зарубежных мастеров, позволяют говорить не только о важнейших проблемах сегодняшней документалистики и даже не только о главных трендах кино, но и — шире — об актуальных тенденциях мирового современного искусства. Вот и в этом номере материалы, напрямую или косвенно инспирированные «Артдокфестом»-2012, составили большую часть содержания.