Берлин-2016. Опять из-за принципа
- Блоги
- Нина Цыркун
В третьем берлинском репортаже Нины Цыркун – любовные "Письма с войны" Иво Феррейры, "24 недели" Анне Зоры Беррачед, "В 17 лет" Андре Тешине, "То, что будет" Миа Хансен-Лове, "Встречное течение" Янга Чао и остро-политическая "Смерть в Сараево" Даниса Тановича.
Берлинале по максимуму отметил Валентинов день. Утро началось с картины португальца Иво Феррейры "Письма с войны" (Cartas da guerra). И хотя действие там происходило действительно на войне (в Анголе в начале 70-х), она служила в основном визуальной подложкой для озвучивания писем жене писателя Антонио Лобо Антунеша – современной версии "Песни песен" царя Соломона.
Затем последовал физиологический очерк немецкой постановщицы Анне Зоры Беррачед "24 недели" (24 Wochen) – своеобразный парафраз знаменитой ленты Кристиана Мунжу "4 месяца, 3 недели и 2 дня", с чисто немецкой педантичостью оснащенный медицинской конкретикой – столь скрупулезно, что даже экранные врачи по бумажке зачитывали детали развития плода, его отклонений и последствий прерывания беременности на позднем сроке.
Завершился конкурсный День всех влюбленных фильмом французского патриарха Андре Тешине "В 17 лет" (Quand on a 17 ans) о трудной любви подростков-гомосексуалов.
Если добавить к этой тройке еще две картины, показанных накануне: драму француженки Миа Хансен-Лове "То, что будет" (L' avenir), где Изабель Юппер играет женщину-философа, на склоне лет оставленную мужем, и фантастически прекрасное "Встречное течение" (Crosscurrent) от китайца Янга Чао, запечатлевшее мистическое путешествие по реке Янцзы в поисках ускользающей возлюбленной, то тема любовных отношений и сопутствующих обстоятельств окажется на этом фестивале одной из центральных.
"То, что будет", режиссер Миа Хансен-Лове
Но возникает вопрос: а как же с политикой и острой социальностью – основными метками Берлинале? В этой нише обращает на себя внимание фильм боснийского режиссера-оскароносца Даниса Тановича "Смерть в Сараево" (Smrt u Sarajevu).
"Встречное течение", режиссер Янг Чао
Прежде всего надо отдать должное режиссеру (он же автор сценария), сумевшему скомпоновать разномасштабный и многозначный материал в динамичном фильме, который идет менее полутора часов. Сценарий написан по мотивам пьесы известного французского интеллектуала левых взглядов Бернара-Анри Леви "Отель Европа", прибывшего в Берлин поддержать друга и сообщившего на пресс-конференции, что именно Танович ввел в эту историю голоса своих соотечественников, придавшие ей многофигурность и разноаспектность. В итоге получилась картина в духе Роберта Олтмена, не дотягивающая, правда, до политического триллера, как, похоже, задумывалась, но актуальная и информативная, как моментальный снимок.
Стержень повествования – разгоревшиеся в прошлом году во всей Европе споры о личности Гаврилы Принципа – 19-летнего студента из группировки Млада Босния, чей выстрел в эрцгерцога Австрийского Франца Фердинанда стал поводом к развязыванию Первой мировой войны. Кто этот юноша с детским 37-м размером ноги: романтик-революционер или террорист?
"Смерть в Сараево", режиссер Данис Танович
Накануне столетней годовщины начала войны в Сараеве готовятся к приему высокопоставленных чиновников из Евросоюза. На управляющего лучшим в городе отелем легла огромная ответственность по обеспечению безопасности и комфорта гостей, а тут еще работники отеля готовят забастовку: им два месяца не платят зарплату, так что заявить о своих правах на виду приехавших ВИПов – прекрасная возможность добиться своего. Разрулить ситуацию напрасно пытается помощница управляющего Ламинья. Хуже всего то, что лидер бунтовщиков – ее собственная мать-прачка. В это время один из высоких гостей уже репетирует у себя в президентском "люксе" речь. А поблизости прозападно настроенная тележурналистка берет интервью у разных сведущих людей касательно Гаврилы Принципа, и один из интервьюируемых – родственник этой одиозной фигуры, ярый ненавистник Евросоюза, приехавший из провинции с явно подозрительной целью. Вот в такой непростой узел завязываются события, происходящие в течение нескольких недолгих часов в одном-единственном месте, отражая сегодняшнюю обстановку в странах бывшей Югославии, этой "пороховой бочки" Европы.
"Смерть в Сараево"
Заканчивается картина не слишком оптимистично. На пресс-конференции журналисты пытались добиться от Тановича каких-нибудь обнадеживающих слов по поводу будущего если не всей Европы, то Боснии и Герцоговины, которые как раз в эти дни предпринимают конкретные шаги к вступлению в Евросоюз. Режиссер отшутился: "Знаете, вот пессимист говорит: может быть хуже. А оптимист говорит: конечно, будет!"