Боец поневоле

  • Блоги
  • Нина Цыркун

5 июня в российский прокат выходит фантастический боевик «Грань будущего» (Edgw of Tomorrow) от режиссера Дага Лаймана с Томом Крузом и Эмили Блант в главных ролях. О задачах и сверхзадачах проекта, которые пришлось решать создателю оскароносной франшизы о шпионе Борне, рассказывает Нина Цыркун.


Майор Уильям Кейдж – спец по связям с общественностью, «говорящая голова» из тех, кто с экрана телевизора проникновенно призывает молодежь отправиться на войну с врагом и притворно сожалеет, что не может сию минуту оказаться в окопах с другими славными парнями. Когда же не знающий слов патриотизма генерал Брайэм (Брендон Глисон) данной ему властью отправил Уильяма на передовую, чтобы прямо с места событий достоверно осветить ударную операцию, бравый пиарщик не на шутку струхнул.

Edge-of-Tomorrow-2
«Грань будущего»

Всяко-разно пытался он отмазаться от почетной миссии, но с военными разговор короток: майора Кейджа арестовали за дезертирство, мгновенно разжаловали и доставили по месту новой службы, в казарму, где был размещен отряд «J», которому предстояло участвовать в секретной операции под кодовым названием «Крушение», совершить внезапную атаку на неприятеля. Неприятель и вправду очень неприятен: типичный представитель инопланетного захватчика в виде осминогообразной твари. То есть, тварей этих, получивших наименование «мимики», прилетело на Землю множество, и хоть на борьбу с ними мобилизованы все армии мира, справиться с ними не получается, потому что есть у злодеев своя военная тайна.


«Грань будущего», трейлер HD

Так начинаются приключения Вилли на войне. Не успел отряд высадиться в заданном месте, как подвергся атаке мимиков, все погибли, в том числе и Вилли, успевший, впрочем, выстрелить в пришельца, и тот окропил его своей поганой кровью. Все это была присказка, а сюжет, придуманый Хироси Сакуразаки в своем романе «Все, что тебе нужно, – это убивать», только начинается. Прием временной петли, которым автор воспользовался, подхватила сценарная группа «Грани будущего» во главе с Кристофером МакКуорри (мастером головоломных сюжетов, вспомните «Обычных подозреваемых»), не нов. Нельзя тут не вспомнить «День сурка», «Звездный десант», а также и гораздо более глубокий фильм «Зеркало для героя», снятый Владимиром Хотиненко по сценарию Надежды Кожушаной. Идея тут всегда элементарна: вновь и вновь переживая одну и ту же ситуацию, герой меняется сам и меняет свое отношение к жизни. Боевая обстановка добавила в сюжет еще одну краску: в военных фильмах персонаж, никак не приспособленный к армейской жизни, взрослеет душой и телом, превращается в героя. Я подозреваю, что тут еще не обошлось и без иронии. Сам 51-летний Том Круз в роли бойца Кейджа будто проходит тот же путь, что и его Вилли: преодолевает себя, только в отличие от Вилли, не по принуждению, а по собственной воле. Да и антураж как будто располагает Круза вернуться на «Войну миров» и повторить свои подвиги почти десятилетней давности.

Edge-of-Tomorrow-3
«Грань будущего»

Поскольку со сверхзадачей все было ясно еще до старта, сценарной группе и режиссеру Дагу Лайману оставалось решить только одну, но самую непростую задачу: как сделать увлекательным сюжет, построенный на бесконечных повторениях, какие найти нюансы, чтобы разнообразить эту монотонную повторяемость и оснастить их дополнительными смыслами. Без всяких скидок можно сказать, что им это удалось – и за счет убыстрения темпоритма, и за счет изменения ракурсов, и, конечно, за счет измышления деталей истории.

Edge-of-Tomorrow-5
«Грань будущего»

Но главное все же – мастерство Тома Круза, который здесь предельно собран, сконцентрирован и лаконичен. На его долю задача выпала самая сложная: показать внутреннее перерождение трусоватого хлыща в настоящего бойца в экзо-костюме, напоминающем мини-танк. Сюжетно в этом ему помогла любовная линия (какая песня без баяна): его партнерша по инкарнациям – легендарная Рита Вритаски по прозвищу «Цельнометаллическая стерва», а в телесообщениях – Ангел Вердена (Эмили Блант). (Прозвище она получила, видимо, в память о Первой мировой, начало которой отмечается в этом году: «Верденская мясорубка» – самая кровопролитная битва той поры, в которой французам удалось отразить наступление немцев. В фильме же отряд «J» высаживается на французском берегу, в Нормандии). Поскольку девушка и в боевых искусствах мастер, и по части перерождений опытнее Вилли, ему поневоле приходится тянуться за ней – сначала чтобы выжить, а потом и помаленьку завоевывая.

Edge-of-Tomorrow-6
«Грань будущего»

Все-таки еще одна идея, кроме трансформации героя, в фильме есть. Она, впрочем, тоже не нова, и в последнее время в голливудских фильмах повторяется все чаще. Речь идет о консолидации перед лицом общего врага; в альянс народов, вступивших в смертельную схватку с пришельцами, включили и Россию, «освобождающую Европу». Стало быть, в России (пока что) Запад видит союзника.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.