Боец поневоле
- Блоги
- Нина Цыркун
5 июня в российский прокат выходит фантастический боевик «Грань будущего» (Edgw of Tomorrow) от режиссера Дага Лаймана с Томом Крузом и Эмили Блант в главных ролях. О задачах и сверхзадачах проекта, которые пришлось решать создателю оскароносной франшизы о шпионе Борне, рассказывает Нина Цыркун.
Майор Уильям Кейдж – спец по связям с общественностью, «говорящая голова» из тех, кто с экрана телевизора проникновенно призывает молодежь отправиться на войну с врагом и притворно сожалеет, что не может сию минуту оказаться в окопах с другими славными парнями. Когда же не знающий слов патриотизма генерал Брайэм (Брендон Глисон) данной ему властью отправил Уильяма на передовую, чтобы прямо с места событий достоверно осветить ударную операцию, бравый пиарщик не на шутку струхнул.
«Грань будущего»
Всяко-разно пытался он отмазаться от почетной миссии, но с военными разговор короток: майора Кейджа арестовали за дезертирство, мгновенно разжаловали и доставили по месту новой службы, в казарму, где был размещен отряд «J», которому предстояло участвовать в секретной операции под кодовым названием «Крушение», совершить внезапную атаку на неприятеля. Неприятель и вправду очень неприятен: типичный представитель инопланетного захватчика в виде осминогообразной твари. То есть, тварей этих, получивших наименование «мимики», прилетело на Землю множество, и хоть на борьбу с ними мобилизованы все армии мира, справиться с ними не получается, потому что есть у злодеев своя военная тайна.
«Грань будущего», трейлер HD
Так начинаются приключения Вилли на войне. Не успел отряд высадиться в заданном месте, как подвергся атаке мимиков, все погибли, в том числе и Вилли, успевший, впрочем, выстрелить в пришельца, и тот окропил его своей поганой кровью. Все это была присказка, а сюжет, придуманый Хироси Сакуразаки в своем романе «Все, что тебе нужно, – это убивать», только начинается. Прием временной петли, которым автор воспользовался, подхватила сценарная группа «Грани будущего» во главе с Кристофером МакКуорри (мастером головоломных сюжетов, вспомните «Обычных подозреваемых»), не нов. Нельзя тут не вспомнить «День сурка», «Звездный десант», а также и гораздо более глубокий фильм «Зеркало для героя», снятый Владимиром Хотиненко по сценарию Надежды Кожушаной. Идея тут всегда элементарна: вновь и вновь переживая одну и ту же ситуацию, герой меняется сам и меняет свое отношение к жизни. Боевая обстановка добавила в сюжет еще одну краску: в военных фильмах персонаж, никак не приспособленный к армейской жизни, взрослеет душой и телом, превращается в героя. Я подозреваю, что тут еще не обошлось и без иронии. Сам 51-летний Том Круз в роли бойца Кейджа будто проходит тот же путь, что и его Вилли: преодолевает себя, только в отличие от Вилли, не по принуждению, а по собственной воле. Да и антураж как будто располагает Круза вернуться на «Войну миров» и повторить свои подвиги почти десятилетней давности.
«Грань будущего»
Поскольку со сверхзадачей все было ясно еще до старта, сценарной группе и режиссеру Дагу Лайману оставалось решить только одну, но самую непростую задачу: как сделать увлекательным сюжет, построенный на бесконечных повторениях, какие найти нюансы, чтобы разнообразить эту монотонную повторяемость и оснастить их дополнительными смыслами. Без всяких скидок можно сказать, что им это удалось – и за счет убыстрения темпоритма, и за счет изменения ракурсов, и, конечно, за счет измышления деталей истории.
«Грань будущего»
Но главное все же – мастерство Тома Круза, который здесь предельно собран, сконцентрирован и лаконичен. На его долю задача выпала самая сложная: показать внутреннее перерождение трусоватого хлыща в настоящего бойца в экзо-костюме, напоминающем мини-танк. Сюжетно в этом ему помогла любовная линия (какая песня без баяна): его партнерша по инкарнациям – легендарная Рита Вритаски по прозвищу «Цельнометаллическая стерва», а в телесообщениях – Ангел Вердена (Эмили Блант). (Прозвище она получила, видимо, в память о Первой мировой, начало которой отмечается в этом году: «Верденская мясорубка» – самая кровопролитная битва той поры, в которой французам удалось отразить наступление немцев. В фильме же отряд «J» высаживается на французском берегу, в Нормандии). Поскольку девушка и в боевых искусствах мастер, и по части перерождений опытнее Вилли, ему поневоле приходится тянуться за ней – сначала чтобы выжить, а потом и помаленьку завоевывая.
«Грань будущего»
Все-таки еще одна идея, кроме трансформации героя, в фильме есть. Она, впрочем, тоже не нова, и в последнее время в голливудских фильмах повторяется все чаще. Речь идет о консолидации перед лицом общего врага; в альянс народов, вступивших в смертельную схватку с пришельцами, включили и Россию, «освобождающую Европу». Стало быть, в России (пока что) Запад видит союзника.