Чужой в телевизоре. «Просто Сильвио», режиссеры Кентакер Одли и Альберт Бирни
- Блоги
- Нина Цыркун
Одним из самых неординарных фильмов на прошедшем в России фестивале Амфест, по мнению Нины Цыркун, оказалась микробюджетная полнометражная версия интернет-проекта «Просто Сильвио» Кентакера Одли и Альберта Бирни.
Создатели «Сильвио» не претендуют на прокат, вполне довольны тем, что их ленту показывают на множестве мелких кинофестивалей, и теперь, благодаря ей, приехали в Москву.
Самое главное о своей работе режиссер Кентакер Одли и актер Сильвио Бернарди сказали, представляя ее зрителям в Москве: во время съемок взрослые смотрели на Сильвио настороженно, а дети радовались. В этом все дело: то, что для детей – нормально и весело, взрослым – маловразумительно и чуждо. В мире большого кино «Сильвио» – заблудшее дитя, беззаконная планета, вестник нового мира, сигнализирующий о грядущем переустройстве устоявшейся системы. Сильвио родился на платформе Vine, где довольно долго его создатели показывали двух-трехминутные сюжеты, набирая все больше «фолловеров». Затем они решили довести свое детище до полного метра. Психоделический r&b сопровождает размеренное, акцентированное на бытовых деталях повествование, к финалу вырывающееся в коллажную фантазию в духе Уэса Андерсона.
Сильвио, которого играет Сильвио Бернарди, – по-детски простодушное, непритязательное, непритворное воплощение чужака, другого, аутсайдера и маргинала. Человекоподобная обезьяна, но не похожая на горилл из «Планеты обезьян» и им подобных. Никаких приемов дорогостоящего motion capture. Даже вместо эластичной латексной маски – нечто жестко-неподвижное, не позволяющее физиономии Сильвио делать ни мимические движения, ни даже говорить или рычать. Но он одет в обычный мужской костюм, ездит на машине и живет в уютном домике где-то в одноэтажной Америке. Глаза его скрыты темными очками. Сильвио даже работает в штате коллекторского агентства – возможно, принятый по квоте для сотрудников с ограниченными возможностями. Для общения с клиентами Сильвио пользуется компьютерным синтезатором, но адресаты, слыша механический голос, отказываются с ним общаться, принимая за робота. Видя плачевные результаты деятельности незадачливого сотрудника, начальник требует, чтобы тот начал лично обходить злостным должников.
«Просто Сильвио»
Так Сильвио попадает туда, где судьба его круто изменится. Как всякий исключенный из большого социума индивид, Сильвио тоскует по общению, втайне желает понимания и любви, стараясь в соответствии со своими представлениями добиться того и другого. Пока что его одиночество разделяет лишь один лысый кукольный мужичок величиной с палец, которому Сильвио дал имя Герберт Герпелс. Манипулируя покладистым Гербертом, Сильвио наверняка чувствует себя значительной персоной, которой не нужны слова, чтобы отдавать команды и получать мелкие, но полезные для жизни результаты: Герберт поливает цветы, растапливает камин, стелит постель, ложится и послушно засыпает. Так и режиссерам фильма не потребовалось много слов, чтобы сказать то, что хотелось (в сценарии слов было довольно много, но по ходу съемок их безжалостно выкинули, заменив все вербализованное доступно визуализированным). Отправленный взыскивать долг Сильвио очутился в самопальной телестудии, организованной в подвале должника Эла Рейнолдса (его играет режиссер Кентакер Одли), откуда тот ведет свое утлое шоу. Сильвио становится звездой шоу Эла, но ненадолго. Только пока он идет на поводу зрителей, пожелавших видеть в нем Гориллу-Громилу, а его тихий эксперимент с участием Герберта потерпел провал.
Приключения Сильвио в мире шоу-биза можно трактовать как социологическое наблюдение над публикой, иначе говоря – толпой, обычно предпочитающей фигурировать под псевдонимом «народ». В процессе опыта наглядно выясняется, что проще и быстрее всего «народ» склонить к яростному крику, разрушению и насилию. А на агитацию мирного созидания, которым занимается в своих «Тихих радостях» Герберт, народ не сразу готов клюнуть. Но если проявить терпение, окажется, что и народ небезнадежен. Не оставляйте стараний, маэстро.