Дознание – сила. «Чудо на Гудзоне», режиссер Клинт Иствуд

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В кинотеатрах продолжается прокат исторической драмы «Чудо на Гудзоне» (Sully), снятой живой кинолегендой – Клинтом Иствудом. Нина Цыркун воздает должное работе 86-летнего мастера.


В оригинале «Чудо на Гудзоне» называется «Салли» – так по-свойски зовут пилота Чесли Салленбергера, 15 января 2009 года совершившего аварийную посадку авиалайнера со стопятидесятью пассажирами и пятью членами экипажа прямо на реку вблизи Манхэттена. «Чудом на Гудзоне» назвала это событие пресса и вслед за ней – российские прокатчики. Капитан лайнера стал героем для тех, кому он спас жизнь, и для американцев, оценивших его подвиг. Но не для чиновников Национального агентства по безопасности. У них его действия вызвали сомнения, в результате которых капитану и его коллеге, второму пилоту Джеффу Скайлзу, пришлось пройти жесткую и, пожалуй, даже пристрастную процедуру служебного расследования.

Вскоре после вылета из нью-йоркского аэропорта Ла Гуардиа в обе турбины самолета врезались дикие гуси. В результате на критически низкой высоте двигатели потеряли тягу. По мнению комиссии, командиру следовало вернуться в Ла Гуардиа или посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо. А он развернулся и сел на Гудзоне. Целесообразно ли было рисковать жизнью пассажиров? На кону сорок лет безупречной службы, тысячи успешных полетов – и 208 секунд аварийной посадки, которые могут поставить крест на карьере пилота и эксперта по безопасности полетов. Расследование и его итоги – драматургическая ось фильма.

sully 2«Чудо на Гудзоне»

При всей исключительности прецедента для режиссера фильма Клинта Иствуда техническая часть истории не особенно важна, тем более что она давно и неплохо изучена. Оператор Том Стерн эффектно снимает захватывающие эпизоды в воздухе, на воде и на земле цифровыми камерами, адаптированными к формату IMAX, но все же в центре внимания Иствуда – человек, выполнявший свой долг. Поэтому в оригинальном названии фильма чудо не фигурирует. И потому же так внешне сдержанна, лишена всякой экзальтации игра Тома Хэнкса, сыгравшего Салленбергера и переживающего посттравматический стресс, кошмары, которые преследуют его и ночью, и среди бела дня.

Надо сказать, что события в фильме сконденсированы, сжаты до считанных дней, в то время как на самом деле расследование, потребовавшее неоднократного воспроизведения перипетий злополучного рейса, заняло около полугода. Расчет, согласно компьютерной имитации полета, как будто однозначно говорил в пользу возвращения в аэропорт, что и стало основой обвинения командира в неоправданном риске. Но Салленбергер, для которого привычно полагаться и опираться на показания приборов, знает о специфике своей работы нечто такое, что диктует не доверять стерильным условиям теста. Часто фигурирующий в анализе авиационных катастроф человеческий фактор как причина дисфункции здесь высвечивается совершенно неожиданно, выявляя преимущества именно человечного, пошагового подхода к конкретному решению в конкретной критической ситуации. Заставить себя успокоиться, просчитать варианты и выявить приоритетный выход посадки – не «в воду», как сформулировали аналитики, а «на воду», то есть на естественную, достаточно гладкую и широкую посадочную площадку Гудзона.

«Чудо на Гудзоне», трейлер

Внешне экранный Салли похож на своего прототипа разве что сединой, но судя по включенным в картину документальным кадрам, актер точно передает его естественность, умение сочувствовать, чувство долга и способность сохранять хладнокровие в опасной ситуации – качества, столь ценимые Клинтом Иствудом. Те, которыми обладает он сам. Между прочим, в молодости, во время военной службы ему пришлось пережить нечто подобное гудзонскому чуду. Его самолет совершил экстренную посадку в Тихом океане, и Клинт очутился в воде… Несколько лет назад Иствуд мог бы стать идеальным исполнителем роли почти 58-летнего (на ту пору) Салленбергера, но в 86 лет это, конечно, уже нереально и нереалистично.

Аарон Экхарт в роли подручного – второго пилота Джейффа Скайлза добавляет фильму ноту иронии и юмора, но прежде всего демонстрирует предписанную регламентом безусловную либо вынужденную веру в правильность решений командира и вытекающую отсюда фантастическую слаженность действий. В фильме тоже все продумано и слажено, и если отвлекают внимание ненужностью, а то и неуклюжестью некоторые детали, так ведь они точно так же раздражают нас и в реальности, к которой фильм тяготеет своей квазидокументальностью. Фокусируя внимание на Салленбергере, Иствуд едва ли ни формально, в меру необходимости прописывает фоны – от пострадавших пассажиров аэробуса до участников спасательной операции, занявшей всего-навсего 23 минуты! И еще он деликатно вводит в картину линию телефонных разговоров Салли с женой Лоррейн (Лора Линни), в которых, несмотря на отрывистость, проступают и важные подробности личной жизни, и дополнительные штрихи к характеру.

sully 3«Чудо на Гудзоне»

Не желая беллетризировать историю, режиссер следует параметрам сценария, который Тодд Комарники написал по мотивам автобиографической книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Долг превыше всего», в соответствии с названием однозначно задающей вектор повествования. Сопровождается действие музыкой, написанной Кристианом Джейкобом – но по мелодии Клинта Иствуда, подобно командиру воздушного лайнера сохраняющего контроль над процессом на всем пути.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

На ТВ-3 стартует телеверсия журнала о кинематографе «Искусство кино»

19.04.2018

20 апреля на телеканале ТВ-3 стартует совместный проект c журналом «Искусство кино». В студии побывают продюсер Фёдор Бондарчук, актрисы Яна Троянова и Мария Шалаева, режиссёры Алексей Герман, Алиса Хазанова, Сергей Мокрицкий и многие другие.