Другая сторона. «Темные времена», режиссер Джо Райт

  • Блоги
  • Нина Цыркун

18 января – помимо «Формы воды» дель Торо и «Пианистки» Михаэля Ханеке – на большие экраны выходит картина британца Джо Райта о Уинстоне Черчилле. Нина Цыркун увидела в ней своеобразный сиквел "Дюнкерка", взгляд с другой стороны Ла-Манша – и подробный портрет знаменитого политического лидера, сумевшего в критический момент истории заручиться решающей всенародной поддержкой.


Все знают, как выглядел Уинстон Черчилль. И вот в фильме Джо Райта «Темные времена» легендарного британского политика сыграл не кто-нибудь, а совершенно непохожий на него Гэри Олдмен, получив за эту роль «Золотой глобус», номинацию на BAFTA и множество других. Скорее всего, и «Оскар» подтянется. Чем это объяснить? Конечно, чудом гримерного искусства Кацухиро Цудзи, давшего возможность актеру искупаться в сочном изображении интеллектуального напряжения, контроверсий с оппонентами и удовольствий повседневной жизни.

Бывший гусар-кавалерист и военный корреспондент, уйдя в политику, предпочитал проводить время в горизонтальном положении. Не выпускал изо рта сигару. Начинал и заканчивал свой день изрядной порцией горячительного. Без этих атрибутов как будто и нет достоверного портрета Черчилля, так что все они, разумеется, явлены на экране с излишней, пожалуй, навязчивостью, придающей персонажу в силу своей избыточности оттенок легкой пародийности. Зато герой представлен в выигрышном свете по сравнению со своими идейными противниками – лордом Галифаксом и Чемберленом, его человечность сходу внушает симпатию и доверие. Хотя симпатия к Черчиллю как к человеку возникает по большей части из его общения с женой  Клементиной, которую с подлинным аристократизмом играет Кристин Скотт Томас, – единственной, кто равен ему (в фильме) умом и отвагой.

Darkest Hour 01«Темные времена»

Не лишенное пиетета повествование о знаменитом политике (а также художнике и лауреате Нобелевской премии по литературе) ведется в духе традиционных исторических романов – от лица «маленького человека». В фильме это секретарь-машинистка Элизабет Лейтон (Лили Джеймс), приставленная к свежеизбранному премьер-министру. Ее присутствие нужно, чтобы продемонстрировать внимание Черчилля к мнению простых людей (то есть, опять же перед нами человечность как необходимый компонент политической харизматичности), но особо не  акцентируется – благодаря Элизабет лишь обозначен ракурс взгляда на великого человека, который с этой низшей точки предстает еще более великим.

«Темные времена», дублированный трейлер

Этот мотив доводится до крещендо в эпизоде, когда Черчилль в буквальном смысле нисходит до народа, спускаясь в лондонскую подземку, где рискует заблудиться, поскольку никогда там раньше не был. Он решился на этот шаг, чтобы посоветоваться с людьми и узнать их мнение. Эпизод выстроен мизансценами, иконографически напоминающими полотна Дмитрия Налбандяна и прочих придворных живописцев сталинской эпохи, запечатлевших вождя в окружении обожающих, млеющих от восторга масс. Вагон заполнен женщинами, детьми, стариками, здесь весь ансамбль репрезентантов, обладающих правом санкционировать действия их лидера, чем в дальнейшем Черчилль может с чистой совестью воспользоваться.

«Темные времена» не претендуют на биографию, ограничиваясь событиями, занявшими лишь около месяца,. Но зато это «самый темный час» в длинной жизни главного героя и его страны. Это час, когда когда надо было решить – подписывать ли мирное соглашение с Германией (то есть капитулировать) – или продолжать войну до  победы, идя на огромные жертвы («Я обещаю вам только кровь и пот»). Таким образом, фильм служит скорее дополнением, своеобразным сиквелом «Дюнкерка» Кристофера Нолана об эвакуации  прижатых к Ла-Маншу британских военных. (Кстати, Джо Райт уже касался этой темы в  своем «Искуплении»). Это взгляд на Дюнкерк с другой стороны Ла-Манша.

Darkest Hour 02«Темные времена»

10 мая 1940 года король Георг VI (Бен Мендельсон) при чрезвычайных обстоятельствах назначил Черчилля премьер-министром. Как сказал новоиспеченный премьер жене, «мне предложили это место лишь потому, что корабль тонет». И да – в середине мая военные соединения союзников оказались блокированными в районе порта Дюнкерк. Черчилль занял пост министра обороны, целиком взяв на себя ответственность за руководство военными действиями. Ведь народ в метро и машинистка на Даунинг-стрит, 10 уполномочили его объявить операцию «Динамо» и воевать до победы.

Его главным оружием были остроумие и красноречие. В фильме озвучены знаменитые меткие выражения, ставшие мемами, типа его язвительной реплики, брошенной Галифаксу: «Нельзя договариваться с тигром, когда твоя голова у него в пасти» (а девочка в метро подтвердила: «никогда!»). С мая по декабрь премьер больше двадцати раз выступил по радио. Три его речи легли в основу сценария и подробно воспроизведены на экране Гэри Олдменом. На мой вкус, слишком подробно. Зато познавательно.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

2-й фестиваль «Движение» завершился триумфом 21-летнего режиссера

28.04.2014

27 апреля в Омском драматическом театре состоялась Церемония закрытия 2-го национального кинофестиваля дебютов «Движение». Призы распределились следующим образом.