Дружба врозь
- Блоги
- Инна Кушнарева
О комедийной драме или драматичной комедии Ноя Баумбаха «Милая Фрэнсис» (Frances Ha) – Инна Кушнарева.
Ной Баумбах не hip. Гринберг из предыдущего фильма с Беном Стиллером в главной роли тоже не был hip. И даже «Милая Фрэнсис» – не hip, хотя на первых минутах и кажется, что Баумбах умиляется своим героям. Такие славные, молодые, в Нью Йорке, в черно белом изображении под музычку, одна танцует, другая работает в издательстве, третий пишет сценарии, четвертый что-то ваяет, все в mid-twenties, то есть еще в районе двадцати, но уже ближе к тридцати. Главной героине Фрэнсис двадцать семь. У нее работа танцовщицы на полставки в какой-то мелкой контемпорэри данс-труппе, квартира напополам с подругой, на оплату которой она едва наскребает, и никаких особых перспектив. Умиление проходит быстро. В американских кинотеатрах, где показывали предыдущий фильм Баумбаха «Гринберг», висело объявление «Требуйте возврата денег за билеты не позднее одного часа фильма». Так и тут, печаль проявляется не сразу, но накапливается, постепенно и неуклонно.
«Милая Фрэнсис»
Фрэнсис, которую играет теперешняя муза, подруга и соавтор Баумбаха Грета Гервиг, – красивая, рослая, даже тяжеловатая, иногда неуклюжая или подчеркивающая свою неуклюжесть. Что странно для ее поприща – танцев, но и на поприще успехов нет, она – первый кандидат на вылет из труппы. Открытая, добродушная по природе или по привычке, не требует по отношению к себе никаких церемоний, все понимает, не жалуется, не ноет, никого не винит, бодро движется… нельзя сказать, вперед, но куда-то движется, не стоит на месте и не сдается. И при этом все мимо. Все окружающие куда-то вписываются, устраиваются, она – катится вниз. Кроме того, она undatable, как это перевели на русский – «несвидабельна». Видимо, это называется «венец безбрачия», от этого лечат – народными средствами. Почему-то у всех кругом кто-то есть, а у нее нет. И этому рациональных объяснений тоже нет.
На вечеринке она знакомится со Львом, он назначает ей свидание, потом приводит ее домой, и они просто сидят по-дружески с его соседом по квартире и другой девицей, после чего Фрэнсис отправляется восвояси. Потом она переедет к ним жить, но тоже в качестве квартиросъемщика, а не подруги. Лев каждый день приводит новую девицу с известными целями, но Фрэнсис игнорирует. Даже второго соседа по квартире, который не пользуется успехом у девушек, она позже встречает на улице с девицей.
«Милая Фрэнсис»
Баумбах замечательно передает, насколько непрозрачно, почему одни datable, а другие – нет. Как это не объясняется ни внешними, ни внутренними качествами. Непонятно, что Фрэнсис делает не так, почему не в состоянии перейти из статуса друга в статус «девушки». И в итоге, так ведь и не переходит, несмотря на happy end. В начале кажется, что вот Гервиг немного переигрывает неуклюжесть и неловкость. Например, слишком рьяно кидается искать банкомат, чтобы заплатить за ужин со Львом в ресторане, споткнувшись и чуть не упав по дороге. Женский бурлеск рядом с персонажем, который всегда невозмутимо cool (Льва играет Адам Драйвер, тот, что был полу-бойфрендом героини Лены Данем в Girls). Но потом бурлеска либо меньше, либо его уже не замечаешь, потому что не в нем дело. Хотя с другой стороны, ее стать среди субтильной молодежи как будто показывает, что она не вписывается в ее ряды. Грета Гервиг – вечный переросток среди хипстеров.
Главное алиби и страховка от наступающей на пятки жизни для Фрэнсис – дружба с Софи, еще со времен колледжа. Пусть нет отношений с противоположным полом, работы, квартиры, но зато можно вместе пробежаться по городу, есть кому положить голову на колени в метро и есть кому прибраться в квартире, чего Фрэнсис категорически не умеет. Но Софи отделяется от подруги методично и жестко. Съезжает на квартиру в более дорогом районе, аренду в котором подруге не потянуть. Заводит постоянные отношения. Уезжает с женихом в Токио, постит в блог о том, как им там весело. Собирается замуж. Фрэнсис до конца не верит, что лишилась последнего основания для того, чтобы откладывать взрослую жизнь.
Когда видишь черно-белое изображение в «Милой Фрэнсис», сразу думаешь: ага, Новая волна (и «Украденные поцелуи» смотрят). Но это пустая отсылка – как то путешествие в Париж, которое экспромтом предпринимает героиня. Возможно, самое дурацкое путешествие в Париж в истории кино. Вспоминается «Зеленый луч» Эрика Ромера, в котором героиня в вынужденном одиночестве отправлялась не в Париж, а на курорт к морю, но в ее путешествии все-таки была некая самодостаточность, а не бессмысленная пустота. Да и Ромер свою героиню щедро (по своим меркам) наградил в финале.
«Милая Фрэнсис»
Хэппиэнд «Милой Фрэнсис», однако, не воспринимается как награда. Он как будто не был закономерной целью развития сюжета, а произошел случайно, между делом и мимоходом. Фрэнис ничего не остается, как устроиться на скучную административную работу, чтобы совсем не вылететь из труппы. После чего она вдруг и сама ставит спектакль, хотя не собиралась в хореографы. Удачно или неудачно, неизвестно наверняка, но что-то устраивается. Надолго ли – неизвестно.