Город и гонор
- Блоги
- Нина Цыркун
На экране Бен Аффлек в главной роли своего же фильма «Город воров». Хорошие фильмы рождаются из плохих романов. Этот парадокс, открытый Орсоном Уэллсом, случайно подхватившим с полки покетбук «Леди из Шанхая», многажды подтверждался. На этот раз в его пользу сыграл фильм Бена Аффлека «Город воров». Если пересказать фабулу, как раз станет понятно, что исходное сочинение Чака Хогана «Принц воров» — серийное произведение в жанре блатной романтики про хорошего плохого парня и про то, как под влиянием чистой и большой любви он встал на путь исправления. Примитивная основа хороша тем, что оставляет лакуны для воображения режиссера, и, удачно их заполняя, Бен Аффлек убедил нас в том, что успех его режиссерского дебюта «Прощай, детка, прощай» был неслучайным. Потому что, как опять же известно, один фильм может снять чуть ли ни каждый, а вот на втором люди и ломаются.
Упомянутые лакуны Аффлек заполнил психологией. Интерес художников к психологии воров описал Жан Жене в рамках своей теории «инстинкта театральности». Жене, конечно, заигрывался, приписывая этот инстинкт всему человечеству, но во многом он прав. Недаром ограбления, мастерски «поставленные» главным героем «Города воров», совершаются в карнавальных масках — куда проще было бы натянуть на головы обыкновенные чулки или черные маски с прорезями. Художник и вор одинаковы в том, что художественные или бытовые рамки им тесны и неинтересны, и они вырываются за пределы нормы. В этом смысле Бен Аффлек и его герой Дуг Макрей равны в том, что строят жизнь как сюжет. Причем в этом смысле они ведут себя одинаково: Бен, заработав «Оскар» дебютным сценарием «Умница Уилл Хантинг», наделал ошибок — вроде рокового союза с Дженнифер Лопес, приведшего к идиотским ролям в провальных фильмах, но вовремя одумался, отчасти переквалифицировался в режиссеры и вернул себе доброе имя; Дуг, подававший большие надежды в профессиональном хоккее, но унаследовавший от отца профессию вора, успешно бомбил банки, стал соучастником «мокрухи», но полюбил хорошую девушку, решил вырулить на правильный путь, а дальше — боюсь сказать, чтобы не нарушить отлично наведенный режиссером саспенс и испортить просмотр спойлером.
В результате сегодня Бена Аффлека сравнивают с Клинтом Иствудом. Тут, как говорится, еще будем думать, но с большой уверенностью можно сказать, что отныне округ Чарльстон в штате Массачусетс, одна квадратная миля в Бостоне, где происходит больше вооруженных ограблений на единицу площади, чем в любом другом месте планеты, станет не менее известен, чем прославленные старым Голливудом старый Чикаго или бандитский Нью-Йорк Мартина Скорсезе — и это благодаря Бену Аффлеку.
Нина Цыркун