Кристиан Датский, или крестовый поход детей
- Блоги
- Нина Цыркун
Даже если не знать заранее, очень быстро понимаешь, что фильм сделала женщина. Только женщины так шарахаются от жестокости к сентиментальности, и только женщины верят в существование идеального мужчины, готового подставить левую щеку, если получил удар в правую. Датчанка Сюзанна Биер получила множество международных призов и пользуется коммерческим успехом на родине. В этом году ее карьера достигла пика — «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший иностранный фильм — как раз за «Месть». Если задуматься о том, что подкупило американских академиков, так это, пожалуй, уютная упаковка кровавой драмы, в которой жесткие конфликты улаживаются сладчайшими улыбками и нежными объятьями. На самом же деле «Месть» — это фильм поставленных и нерешенных проблем. Главная из них — самая удручающая: если можно как-то объяснить и понять дикое насилие на территории суданского лагеря беженцев (гражданская война, отсталость, нищета и прочее сопутствующее), то как объяснить его неистребимость в одной из самых благополучных и демократично устроенных европейских стран? Вероятный ответ — кризис семьи. В центре сюжета — две семьи, одна — на грани развода, вторая — неполная после смерти жены и матери. В обоих случаях страдают дети. Элиас подвергается издевательствам одноклассников и легко попадает под влияние Кристиана, ожесточившегося после смерти матери, подозревая, что отец втайне желал ее ухода. Двенадцатилетний Кристиан (Вильям Йонк Нильсен), этот маленький волчонок с непроницаемым взглядом, — антитеза взрослому мужчине, отцу Элиаса, который верит, что ненависть можно одолеть добром. Антон (Микаэл Перебрандт) — связующее звено между Европой и Африкой; он доктор, которому в повседневной практике приходится делать выбор между местью и долгом, и он делает его в пользу долга. Но его благородство кончается кровавой разборкой в африканской саванне и провоцирует детей на акт возмездия в датской сабурбии. Конфликт фильма возвращает нас в архаичные времена трилогии Эсхила об Оресте, который по велению Аполлона мстит матери за убийство отца; его в свою очередь преследуют злобные богини мщения эринии — покуда Афина не ставит его перед судом афинских граждан. Но закон, который с давних времен утвердился в западной цивилизации, судя по фильму, не гарантирует от спонтанно рождающейся мстительности. Авторы сценария (Сюзанна Биер и Андерс Томас Йенсен) дают подростку, вышедшему в свой крестовый поход, имя Кристиан, тем самым явно указывая на кризис не только семьи, но и христианских ценностей.
Сюзанну Биер легко обвинить в легкости решений, которые она предлагает своим обаятельным героям, но это не отменяет вопросов, которые она отважно высветила своей камерой, и на которой еще заметны отблески ее «догматического» прошлого.