Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Человеческое, слишком человеческое - Искусство кино

Человеческое, слишком человеческое

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

Франшизе «Голодные игры», предназначенной для самого многочисленного сегмента зрительской аудитории, предопределяется занять место сошедшей с повестки дня «Поттерианы» и близящихся к завершению «Сумерек». Экранизация эпопеи Сьюзен Коллинз, снискавшей одобрение Стивена Кинга и Стефани Мейер, возвращает из мира колдовства и территории вампиров в общество обыкновенных людей, отделенного от нас только временем, а потому приобретающего ауру пост-апокалиптического sci-fi в дистопической окраске. Счастливое будущее я лично видела только в советской экранизации романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», где красавцы-герои (Вия Артмане и Сергей Столяров) не появлялись на экране без улыбки. А так прямо и не знаешь, стоит ли жить долго – впереди один зловещий мрак. Что бы ни навлекло на нашу планету этот эсхатологический ужас – глобальное потепление, мировые войны, истощение природных ресурсов или что-то еще, будущее в кинорепрезентациях всегда выглядит удручающе. Причем райского уголка не останется нигде; вот и вся Северная Америка, то есть США и Канада, превратятся в поделенный на 12 дистриктов анклав, заселенный пролетариями, угнетаемыми утопающими в роскоши жителями метрополии под названием Капитолий. Сверкающая гламурная роскошь Капитолия контрастирует с охристой нищетой вымирающих районов, напоминающих страшный сон о Великой Депрессии. Римская топонимика используется здесь неслучайно: государство Панем – это по сути дела устроенная по древнеримскому образцу военная империя, обеспечивающая народу хлеб и зрелища. Правда, не всему народу. В дистриктах он голодает, и потому ежегодные соревнования на выживание называются «Голодными играми». Подобно тому, как гладиаторские бои собирали в Риме полный Колизей, так и теперь сытые люди в Капитолии и голодные в провинции с ненасытным интересом следят за тем, как юные бойцы безжалостно убивают друг друга, а также за тем, как медлящую смерть подгоняют распорядители с помощью сил природы – генетически модифицированных ос-убийц, взращенных в лабораториях монстров и просто с помощью огня и воды.

Для участия в Играх методом жеребьевки отбирают по одному юноше и одной девушке из каждого дистрикта, из которых выжить должен только кто-то один, остальные падут жертвой ненасытного Молоха, утратив путь в лабиринте Минотавра, который носит имя Кориолан Сноу. В этой роли снялся ветеран Голливуда Дональд Сазерленд, изображающий благообразного седобородого старца, циничного диктатора, смертельно уставшего на своей должности, как раб на галерах. Президент Кориолан Сноу управляет страной с помощью всесильного и все контролирующего телевидения, персонифицированного в лице фиолетоволосого телеведущего Цезаря Фликермана и главного распорядителя Игр Сенеки Крейна.
Имена философа Сенеки и стратега Цезаря суммируют две основные функции телевидения: промывать мозги и манипулировать. Сверх-идею подбрасывает диктатор: народ надо держать в страхе, но и давать надежду: ему немного подпоешь и делай с ним что хошь. Что не мешает на ходу менять правила игры, беззастенчиво обманывая те самые ожидания и надежды.
В 74-х Голодных играх должна была участвовать 12-летняя Примроуз Эвердин, но ее добровольно вызвалась заменить старшая сестра, 16-летняя Китнисс (Дженнифер Лоуренс). На этой юной девушке и лежит вся тяжесть месседжа, который ариадниной нитью проводит ее по лабиринту испытаний, заставляя решать не только задачи выживания, но и бросая ей вызовы морального решения. Попросту говоря, Китнисс все время ставится в ситуацию самопожертвования: сначала ради сестры, потом ради возлюбленного. Эта история дочери погибшего шахтера, вышедшей на Голодные игры с чувством обреченности, но на наших глазах превращающейся из настороженной девочки в отважную воительницу с луком и стрелами, и придает экшену эмоциональный драйв, заставляющий следить за перипетиями сюжета. Неслучайно для экранизации книги Сьюзен Коллинз был выбран режиссер Гэри Росс, который показал тонкое чувство визуальных решений в мистическом «Плезантвилле» и умение трогать чувства зрителей в мелодраматичном байопике о стойкости и выживании «Фаворит». Поскольку теперь Росс продемонстрировал способность синтезировать эти качества в «Голодных играх», ему, скорее всего, доверят снимать и продолжение франшизы – «И вспыхнет пламя» и «Сойка-пересмешница».

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Севастополе завершился XII мкф «Победили вместе»

20.05.2016

На проходящем с 14 по 19 мая в Севастополе международном кинофестивале "Победили вместе" Гран-при был удостоен фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан» совместного производства Украины и России.