Человеческое, слишком человеческое
- Блоги
- Нина Цыркун
-
Франшизе «Голодные игры», предназначенной для самого многочисленного сегмента зрительской аудитории, предопределяется занять место сошедшей с повестки дня «Поттерианы» и близящихся к завершению «Сумерек». Экранизация эпопеи Сьюзен Коллинз, снискавшей одобрение Стивена Кинга и Стефани Мейер, возвращает из мира колдовства и территории вампиров в общество обыкновенных людей, отделенного от нас только временем, а потому приобретающего ауру пост-апокалиптического sci-fi в дистопической окраске. Счастливое будущее я лично видела только в советской экранизации романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», где красавцы-герои (Вия Артмане и Сергей Столяров) не появлялись на экране без улыбки. А так прямо и не знаешь, стоит ли жить долго – впереди один зловещий мрак. Что бы ни навлекло на нашу планету этот эсхатологический ужас – глобальное потепление, мировые войны, истощение природных ресурсов или что-то еще, будущее в кинорепрезентациях всегда выглядит удручающе. Причем райского уголка не останется нигде; вот и вся Северная Америка, то есть США и Канада, превратятся в поделенный на 12 дистриктов анклав, заселенный пролетариями, угнетаемыми утопающими в роскоши жителями метрополии под названием Капитолий. Сверкающая гламурная роскошь Капитолия контрастирует с охристой нищетой вымирающих районов, напоминающих страшный сон о Великой Депрессии. Римская топонимика используется здесь неслучайно: государство Панем – это по сути дела устроенная по древнеримскому образцу военная империя, обеспечивающая народу хлеб и зрелища. Правда, не всему народу. В дистриктах он голодает, и потому ежегодные соревнования на выживание называются «Голодными играми». Подобно тому, как гладиаторские бои собирали в Риме полный Колизей, так и теперь сытые люди в Капитолии и голодные в провинции с ненасытным интересом следят за тем, как юные бойцы безжалостно убивают друг друга, а также за тем, как медлящую смерть подгоняют распорядители с помощью сил природы – генетически модифицированных ос-убийц, взращенных в лабораториях монстров и просто с помощью огня и воды.
- Для участия в Играх методом жеребьевки отбирают по одному юноше и одной девушке из каждого дистрикта, из которых выжить должен только кто-то один, остальные падут жертвой ненасытного Молоха, утратив путь в лабиринте Минотавра, который носит имя Кориолан Сноу. В этой роли снялся ветеран Голливуда Дональд Сазерленд, изображающий благообразного седобородого старца, циничного диктатора, смертельно уставшего на своей должности, как раб на галерах. Президент Кориолан Сноу управляет страной с помощью всесильного и все контролирующего телевидения, персонифицированного в лице фиолетоволосого телеведущего Цезаря Фликермана и главного распорядителя Игр Сенеки Крейна.
- Имена философа Сенеки и стратега Цезаря суммируют две основные функции телевидения: промывать мозги и манипулировать. Сверх-идею подбрасывает диктатор: народ надо держать в страхе, но и давать надежду: ему немного подпоешь и делай с ним что хошь. Что не мешает на ходу менять правила игры, беззастенчиво обманывая те самые ожидания и надежды.
- В 74-х Голодных играх должна была участвовать 12-летняя Примроуз Эвердин, но ее добровольно вызвалась заменить старшая сестра, 16-летняя Китнисс (Дженнифер Лоуренс). На этой юной девушке и лежит вся тяжесть месседжа, который ариадниной нитью проводит ее по лабиринту испытаний, заставляя решать не только задачи выживания, но и бросая ей вызовы морального решения. Попросту говоря, Китнисс все время ставится в ситуацию самопожертвования: сначала ради сестры, потом ради возлюбленного. Эта история дочери погибшего шахтера, вышедшей на Голодные игры с чувством обреченности, но на наших глазах превращающейся из настороженной девочки в отважную воительницу с луком и стрелами, и придает экшену эмоциональный драйв, заставляющий следить за перипетиями сюжета. Неслучайно для экранизации книги Сьюзен Коллинз был выбран режиссер Гэри Росс, который показал тонкое чувство визуальных решений в мистическом «Плезантвилле» и умение трогать чувства зрителей в мелодраматичном байопике о стойкости и выживании «Фаворит». Поскольку теперь Росс продемонстрировал способность синтезировать эти качества в «Голодных играх», ему, скорее всего, доверят снимать и продолжение франшизы – «И вспыхнет пламя» и «Сойка-пересмешница».