Какая чудная игра. «Пеле: рождение легенды», режиссеры Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист
- Блоги
- Нина Цыркун
В прокат вышла биографическая драма о детстве прославленного футболиста вплоть до его триумфа на первом этапе Кубка мира в Швеции, когда главному герою было семнадцать. О рождении легенды на большом экране рассказывает Нина Цыркун.
«Пеле: рождение легенды» – байопик, сделанный по классическим, если не сказать старомодным, правилам жанра. А поскольку заглавный герой в качестве продюсера собственноручно перелопатил исходный сценарий братьев Джеффа и Майкла Цимбалист, вышла, скорее, автобиография. Не вся целиком, только до первого триумфа, но в ней содержится тот минимум, который нужно знать целевой аудитории. О том, как бедный мальчонка Эдсон/Дико Арантин ду Насименту из заштатного Трес-Корасойнс исполнил свое обещание, данное отцу в девять лет, сделать Бразилию чемпионом мира по футболу , а презрительную кличку превратил в звездное имя футбольного короля. Целевая аудитория в данном случае – как раз сверстники экранного Пеле, дети и подростки, для которых он сегодня и впрямь только легенда – но легенда, способная стать живым примером для подражания. В фильме имеются все рекомендации, необходимые для следования образцу, внятно озвученные и подробно проиллюстрированные. (Нынешнему поколению будет с этим проще, чем предшественникам, в том числе соотечественникам знаменитого бомбардира, специально обучившимся грамоте для того, чтобы прочесть книгу «Я – Пеле»).
Байопик всегда уязвим, особенно под внимательными и пристрастными взглядами фандома, но перед наивной непритязательностью этой ленты трудно устоять. Кто-то, пожалуй, и всплакнет: сентиментальности здесь через край, в духе той самой бразильской мыльной оперы. Хотя фильм о том, как стать не только звездой, но прежде всего мужчиной.
«Пеле: рождение легенды»
Быть самим собой и не стыдиться себя таким, каким ты есть – это основное жизненное правило, внушенное сыну отцом, стреноженным на ярком старте Дондиньо (Сеу Жоржи), вынужденным для прокорма семьи мыть туалеты в городской больнице, но ставшим главным и лучшим тренером будущего самого высокооплачиваемого спортсмена своего времени. В фильме не обошлось без актуального и теперь (а уж в 50-е годы прошлого века и подавно) мотива барьера между богатыми и бедными. Первая детская команда, в которой играл Дико, называлась «Босоногие» – денег на бутсы ни у кого не было. Но бедность хитра на выдумки; при отсутствии мяча Дондиньо обучал сына с помощью плодов манго: зеленые годятся для отработки прицельности удара, а спелые – для «мягкой и нежной» обработки мяча.
«Пеле: рождение легенды»
Как бы то ни было, получив изрядную долю насмешек от состоятельных соперников и безропотно таская больничные горшки, чтобы помочь семье трудовой медью, Дико нисколько не озлобился и потом всегда оценивал людей только по их личным качествам. Причем немало способствовал консолидации нации благодаря спортивным успехам. На основе, кстати, национального достояния, переданного ему из рук в руки отцом. Речь о джинге – базовом элементе бесконтактного боевого искусства капоэйра, из которого родились фирменные финты и непредсказуемый дриблинг «Черной жемчужины». Джинга стала камнем преткновения между Пеле уже в составе «Сантоса» и тренером команды. Считалось, что именно эта манера игры привела к позорному проигрышу бразильской сборной команде Эквадора на чемпионате 1950 года, а потому сверху поступило указание придерживаться европейского «дисциплинированного» стиля. (Между прочим, и капоэйра, старинное изобретение черных рабов, популярное теперь во всем мире, в самой Бразилии была долго запрещена, даже конституционно). И вот, выйдя на поле в решающем матче, семнадцатилетний новичок с травмированным коленом должен доказать, что победить можно, не обязательно копируя игру чужих лидеров... Ясное дело, исторической точности тут особо искать не приходится, и самый быстрый игрок бразильцев, хромой (!) Гарринча, а также Вава и Диди в фильме про Пеле на вторых ролях...
«Пеле: рождение легенды»
Кевин де Паула, в актерском и спортивном смыслах сыгравший девятилетнего Пеле, как и Леонардо Лима Карвальо (Пеле в 16-17 лет), успешно справились со своими задачами. Но, на мой взгляд, все же по-настоящему главным героем фильма братьев Цимбалист стал Дондиньо, оставаясь при этом в тени как в жизни, так и на экране. Мы ведь знаем, как выстроилась линия жизни Пеле – что же за него волноваться. Так что более всего трогает судьба не реализовавшего своих возможностей гения, чей рекорд – пять голов, забитых головой в одной игре, не смог побить даже его прославленный сын.