Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Какая чудная игра. «Пеле: рождение легенды», режиссеры Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист - Искусство кино

Какая чудная игра. «Пеле: рождение легенды», режиссеры Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышла биографическая драма о детстве прославленного футболиста вплоть до его триумфа на первом этапе Кубка мира в Швеции, когда главному герою было семнадцать. О рождении легенды на большом экране рассказывает Нина Цыркун. 


«Пеле: рождение легенды» – байопик, сделанный по классическим, если не сказать старомодным, правилам жанра. А поскольку заглавный герой в качестве продюсера собственноручно перелопатил исходный сценарий братьев Джеффа и Майкла Цимбалист, вышла, скорее, автобиография. Не вся целиком, только до первого триумфа, но в ней содержится тот минимум, который нужно знать целевой аудитории. О том, как бедный мальчонка Эдсон/Дико Арантин ду Насименту из заштатного Трес-Корасойнс исполнил свое обещание, данное отцу в девять лет, сделать Бразилию чемпионом мира по футболу , а презрительную кличку превратил в звездное имя футбольного короля. Целевая аудитория в данном случае – как раз сверстники экранного Пеле, дети и подростки, для которых он сегодня и впрямь только легенда – но легенда, способная стать живым примером для подражания. В фильме имеются все рекомендации, необходимые для следования образцу, внятно озвученные и подробно проиллюстрированные. (Нынешнему поколению будет с этим проще, чем предшественникам, в том числе соотечественникам знаменитого бомбардира, специально обучившимся грамоте для того, чтобы прочесть книгу «Я – Пеле»).

Байопик всегда уязвим, особенно под внимательными и пристрастными взглядами фандома, но перед наивной непритязательностью этой ленты трудно устоять. Кто-то, пожалуй, и всплакнет: сентиментальности здесь через край, в духе той самой бразильской мыльной оперы. Хотя фильм о том, как стать не только звездой, но прежде всего мужчиной.

«Пеле: рождение легенды»

Быть самим собой и не стыдиться себя таким, каким ты есть – это основное жизненное правило, внушенное сыну отцом, стреноженным на ярком старте Дондиньо (Сеу Жоржи), вынужденным для прокорма семьи мыть туалеты в городской больнице, но ставшим главным и лучшим тренером будущего самого высокооплачиваемого спортсмена своего времени. В фильме не обошлось без актуального и теперь (а уж в 50-е годы прошлого века и подавно) мотива барьера между богатыми и бедными. Первая детская команда, в которой играл Дико, называлась «Босоногие» – денег на бутсы ни у кого не было. Но бедность хитра на выдумки; при отсутствии мяча Дондиньо обучал сына с помощью плодов манго: зеленые годятся для отработки прицельности удара, а спелые – для «мягкой и нежной» обработки мяча.

Pele 3«Пеле: рождение легенды»

Как бы то ни было, получив изрядную долю насмешек от состоятельных соперников и безропотно таская больничные горшки, чтобы помочь семье трудовой медью, Дико нисколько не озлобился и потом всегда оценивал людей только по их личным качествам. Причем немало способствовал консолидации нации благодаря спортивным успехам. На основе, кстати, национального достояния, переданного ему из рук в руки отцом. Речь о джинге – базовом элементе бесконтактного боевого искусства капоэйра, из которого родились фирменные финты и непредсказуемый дриблинг «Черной жемчужины». Джинга стала камнем преткновения между Пеле уже в составе «Сантоса» и тренером команды. Считалось, что именно эта манера игры привела к позорному проигрышу бразильской сборной команде Эквадора на чемпионате 1950 года, а потому сверху поступило указание придерживаться европейского «дисциплинированного» стиля. (Между прочим, и капоэйра, старинное изобретение черных рабов, популярное теперь во всем мире, в самой Бразилии была долго запрещена, даже конституционно). И вот, выйдя на поле в решающем матче, семнадцатилетний новичок с травмированным коленом должен доказать, что победить можно, не обязательно копируя игру чужих лидеров... Ясное дело, исторической точности тут особо искать не приходится, и самый быстрый игрок бразильцев, хромой (!) Гарринча, а также Вава и Диди в фильме про Пеле на вторых ролях...

Pele 2«Пеле: рождение легенды»

Кевин де Паула, в актерском и спортивном смыслах сыгравший девятилетнего Пеле, как и Леонардо Лима Карвальо (Пеле в 16-17 лет), успешно справились со своими задачами. Но, на мой взгляд, все же по-настоящему главным героем фильма братьев Цимбалист стал Дондиньо, оставаясь при этом в тени как в жизни, так и на экране. Мы ведь знаем, как выстроилась линия жизни Пеле – что же за него волноваться. Так что более всего трогает судьба не реализовавшего своих возможностей гения, чей рекорд – пять голов, забитых головой в одной игре, не смог побить даже его прославленный сын.

<p><object width="555" height="312" data="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3"><param name="movie" value="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3" /><param name="allowFullScreen" value="true" /><param name="allowscriptaccess" value="always" /><embed src="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3" type="application/x-shockwave-flash" width="555" height="312" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="allowfullscreen" movie="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3" allowFullScreen="true"></embed></object>

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве пройдут показы «OUT 1» и состоится встреча с Жаном-Пьером Лео

11.03.2017

С 11 по 18 марта на Малой сцене Электротеатра Станиславский пройдут показы фильма Жака Риветта «OUT 1: Не прикасайся ко мне» (1971/1990). На заключительные дни показов в Москву приглашен почетный гость – актер Жан-Пьер Лео.