Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Хорошо, что хорошо кончается - Искусство кино

Хорошо, что хорошо кончается

  • Блоги
  • Нина Цыркун

63-й Берлинский кинофестиваль закончился, все призы розданы и, что бывает далеко не всегда, – вполне предсказуемо. Доктрина директора Дитера Косслика последовательно изгнала из берлинских программ крупномасштабное, сложнопостановочное, дорогостоящее кино, вместе с тем приблизив его к реальности по материалу и к социальному реализму по исполнению, считает Нина Цыркун.


Победительницей, обладательницей «Золотого медведя» (а еще и респектабельной награды критиков – жюри ФИПРЕССИ) стала румынская драма «Поза ребенка» (другой перевод – «Поза эмбриона») – на мой взгляд, абсолютно заслуженно. Здесь слились, с одной стороны, традиционно любезная фестивалю социальность, а с другой - мелодраматичность, всегда востребованная зрителем, к которому его устроители год от года все более и более пылко апеллируют. Создателям картины, режиссеру Калину Петеру Нетцеру и его соавтору-сценаристу Развану Радулеску удалась сложнейшая вещь: показать, как в одном частном случае сошлись и остро проявились актуальные проблемы, характерные не только для румынского общества. Привычный старый уклад жизни и сменяющий его новый, еще непонятный, чужой, пугающий; разрыв поколений, между которыми легла пропасть социальных перемен; различие психологий людей, принадлежащих разным общественным кругам, но и – главное: возможность взаимопонимания, которое дается болезненным преодолением собственного эгоизма.

berlin3-childspose2i
«Поза ребенка» («Поза эмбриона»)

Исполнительница главной роли Луминита Георгиу, за которой на протяжении почти всего экранного времени неотступно следует нервно подрагивающая ручная камера, чрезвычайно точна и убедительна в каждом кадре, и конечно, вполне заслужила «Серебряного медведя», но жюри, видимо, не хотело обделить фаворитку фестиваля – «Глорию» чилийца Себастьяна Лельо и вручила приз актрисе Паулине Гарсиа, с огромным обаянием сыгравшей немолодую женщину в поисках любви.

Гран-при жюри («Серебряный медведь») достался боснийскому оскароносцу Данису Тановичу за докьюдраму «Эпизоды из жизни собирателя металлолома» (Другой перевод: «...сборщика железа»). Этот фильм будто специально снят для Берлинале, хотя зрительский успех ему вряд ли светит. Танович реконструировал события, вызвавшие в его стране большой шум, и пригласил участников этой истории сняться в фильме, что и сделала вся цыганская семья Назифа Мужича (он получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль) и его жены Сенады. Вот что важно отметить: в фильме снимались и некоторые врачи, которым приходилось отказывать в помощи беднякам – ради таких поступков стоит снимать кино.

berlin3-zhelezo
«Эпизоды из жизни собирателя металлолома»

Престижный Приз Альфреда Бауэра, основателя фестиваля – «Серебряный медведь», который вручается за открытие новых перспектив, получила картина канадца Дени Коте из жизни лесбийской пары «Вик+Фло увидели медведя». Кинокритик и документалист Коте создал странный, гротескный мир со своим юмором и оригинальной визуальной изысканностью, граничащий с сюрреализмом, действительно далекий от кинематографического застоя.

berlin3-vic-flo
«Вик+Фло увидели медведя»

Лучшим режиссером назван Дэвид Гордон Грин (это он поставил криминальную комедию «Ананасовый экспресс: Сижу, курю») за эксцентричную минималистскую buddy-комедию «Повелитель лавин», действие которой разворачивается в техасской глубинке после опустошительного лесного пожара. Это ремейк исландской ленты, призера фестиваля 2011 года в Турине «Другая дорога», на материале которой Грин сделал свою историю, и в ее финале происходит нечто похожее на то, что и в румынской ленте: два брата, комически, хоть и бурно ссорившиеся всю дорогу (на дороге они ведут разделительную линию), находят общий язык, становятся родными людьми.

berlin3-prince
«Повелитель лавин»

Берлинале пристально следит за судьбой опального в своей стране иранского режиссера Джафара Панахи, который уже второй раз находит хитроумный способ снять кино, обойдя двадцатилетний запрет на профессиональную деятельность. Его фильм «Закрытый занавес», решенный в духе национальной драмы «парде», – метафора опутанной запретами жизни в Иране и одновременно экспликация собственного эго. За сценарий к этому фильму отважный Панахи получил «Серебряного медведя».

berlin3-panahi
«Закрытый занавес»

А за лучшую операторскую работу «Серебряного медведя» удостоился казахский оператор Азиз Джамбакиев, партнер режиссера-дебютанта в полнометражном кино Эмира Байгазина. Их фильм «Уроки гармонии» встраивается в русло многочисленных лент о детской жестокости. Джамбакиев оказался достойным продолжателем поэтической линии казахской «новой волны», которая в последние годы сошла на нет.

berlin3-uroki
«Уроки гармонии»

Я думаю, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова вполне могла бы рассчитывать на приз Берлинале, если бы в распоряжении режиссера было побольше сценарного материала. Впрочем, он оказался в пролете в отличной компании мэтров – с Брюно Дюмоном, Ульрихом Зайдлем, Стивеном Содербергом и Гасом Ван Сэнтом, удостоившимся за свою «Землю обетованную» только «Специального упоминания» жюри.

berlin3-panahi2
«Закрытый занавес»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.