Kinoart Weekly. Выпуск 146
- Блоги
- Вячеслав Черный
Вячеслав Черный о событиях и публикациях минувшей недели: подробности распределения "Оскаров"; новые проекты Оливье Лакса, Мэтта Росса, Маржан Сатрапи; интервью с Ван Бином и Аматом Эскаланте; тексты о "Банде аутсайдеров" Годара, о работах Сергея Лозницы, о выставке Белы Тарра и его "иммигрантских" заявлениях; глава из новой книги о Р.В. Фассбиндере; трейлер новой картины Пон Чжун Хо.
Состоялась 89-я церемония вручения наград премии «Оскар». Лучшим фильмом года была признана гей-драма «Лунный свет» Барри Дженкинса. Ленте также достались призы за адаптированный сценарий и мужскую роль второго плана. Шесть статуэток получил мюзикл Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд», включая номинации за лучшую режиссуру, главную женскую роль и операторскую работу. В категории «Лучший фильм на иностранном языке» победил «Коммивояжер» иранца Асгара Фархади. Отметим, что церемония завершилась скандалом – Уоррен Битти и Фэй Данауэй из-за путаницы с конвертами сначала объявили лучшим фильмом работу Шазелла, но затем прямо на сцене организаторы исправили ошибку.
Оливье Лакс («Мимозы») готовится к съемкам новой этно-драмы «Все горит» (Aquilo quе Arde). Режиссер определяет фильм как поэтическую историю жителя Галисии, недавно вышедшего из тюрьмы и испытывающего влечение к огню. Сценарий написан Лаксом в соавторстве с Сантьяго Фильолем. Проект был представлен на кинорынке в Роттердаме. В данный момент ведутся переговоры с французскими и португальскими партнерами на предмет дополнительного финансирования. В картине планируется участие как профессиональных актеров, так и студентов испанских киношкол.
Маржан Сатрапи («Персеполис», «Цыпленок с черносливом») приступает к работе над экранизацией графического романа Лорен Реднисс о Мари-Склодовской Кюри. Фильм, получивший название «Радиоактивный» (Radioactive), расскажет о семейной жизни и научных открытиях легендарной женщины-физика. «Режиссеру предоставляется шанс создать по-настоящему инновационное кино, построенное на конфликте эпох, парадигм и человеческого духа», – сообщил один из продюсеров. Производством займутся компании StudioCanal и Working Title, съемки планируют начать этой осенью.
Следующим режиссерским проектом Мэтта Росса («Капитан Фантастик») станет фантастический триллер «Завтра и завтра» (Tomorrow And Tomorrow). Это будет история о переплетении действительности и виртуальной реальности, основанная на одноименном романе-бестселлере Томаса Светерлитша. По словам Росса, картина затронет сложные вопросы человеческой морали и мира технологий. Производством займется компания TriStar. Дата начала съемок пока не определена.
Журнал Filmcomment ведет беседу с Ван Бином. Китайский документалист говорит о своих неигровых работах «Таанги» (Ta’ang) и «Горькие деньги» (Bitter Money), вспоминает советских кинематографистов и делится подробностями съемочного процесса. «Я не слишком забочусь о возможности случайного попадания в кадр, поскольку не в состоянии контролировать игру света и теней во время съемок. В конце концов, это естественно для моих творческих методов – иногда зритель может заметить мой силуэт, иногда просто услышать кашель».
Кинокритик Кармен Грэй рассказывает о выставке работ Белы Тарра в Нидерландском институте кино «EYE» и размышляет о наследии венгерского постановщика. «Тарр часто заявлял, что если вы не можете сказать чего-то нового, лучше молчите. Эмиграционный кризис в Европе настолько разгневал автора, что он все же решил высказаться. Тарр – противник национализма во всех его проявлениях, поэтому написал речь, посвященную проблемам беженцев и позже зачитанную активистом Арпадом Шиллингом на демонстрации в Сараево. Этот текст повесили и у входа на выставку».
Дэвид Эренштайн в статье для сайта At The Moviegoer рассуждает, насколько удачно Жан-Люк Годар переосмыслил бульварную беллетристику (pulp) Долорес Хитченс в своем фильме «Банда аутсайдеров» (1964). «Хитченс, в отличие от Годара, не испытывает никакого интереса к барокко. Ее роман – это простой триллер о «преступниках по соседству». Вместо больших темных городов, повествование у Хитченс развивается в пригороде, где кражи и тем более убийства почти не случаются».
Сайт MUBI изучает ранние документальные работы Сергея Лозницы. «Например, «Полустанок», схватывающий микроклимат захудалой станции между Москвой и Санкт-Петербургом, – яркий пример методов украинского режиссера. Здесь посредством пристального взгляда камеры на фигуры истощенных пассажиров и точной передачи окружающих звуков рождается своеобразное, «зыбкое» состояние покоя». Попутно отметим, что «украинским» режиссера Лозницу (родившегося в белорусских Барановичах, получившего кинообразование в московском ВГИКе, начавшего снимать свои первые картины на Петербургской киностудии документальных фильмов и затем переехавшего в Германию) можно считать, пожалуй, лишь с большой натяжкой.
Журнал The Paris Review опубликовал главу из книги критика Чарльза Фокса This Young Monster, посвященную Райнеру Вернеру Фассбиндеру. «Фассбиндер был в восторге от своенравной, маленькой притчи «Вероятно, дьявол» Робера Брессона, в которой присутствуют ощутимая доля фатализма, всегда свойственная произведениям и самого немца».
Опубликовано интервью с мексиканским постановщиком Аматом Эскаланте о его новой ленте «Дурное место», борьбе с жанровыми конвенциями и роли импровизации в искусстве. «Изначально в сценарии «Дурного места» не было элементов научной фантастики. Но потом мне захотелось сделать фильм более метафоричным, глубоким, поведать о страхе, желании, отторжении, насилии между мужчинами и женщинами».
Вышел трейлер фильма «Окча» (Okja) южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо.