Милый мой бухгалтер. «Расплата», режиссер Гэвин О’Коннор

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Идущий в российском прокате мафиозный боевик «Расплата» с Беном Аффлеком в главной роли не побоялась посмотреть Нина Цыркун.


В оригинале фильм Гэвина О’Коннора «Расплата» называется прозаически, даже, может быть, слегка уничижительно – «Бухгалтер» (The Accountant). Не то что другие его картины, призывно озаглавленные «Воин», «Гордость и слава», «Джейн берет ружье»; наше прокатное «Расплата» даже лучше, чем оригинал, вписывается в этот ряд. Тем более, в скором времени режиссеру предстоит выпустить «Самурая» и «Якудза», в которых речь ведется тоже совсем не о калькуляторах. Да и «Расплата» – полноценный криминальный боевик со всем полагающимся прикладом – детективной загадкой, полицейским расследованием, качественными перестрелками, мордобоем и как бонус – «вишенкой» сентиментальности (специально для женщин). Но все это – на материале скучного и въедливого аудиторского анализа. В котором, однако, есть свое обаяние, унаследованное от красоты математической абстракции. Видимо, убоявшись излишней сухости, сценарист Билл Дюбюк оснастил свое произведение элементами запредельной сентиментальной слезоточивости, чем ближе к развязке, тем откровеннее сближающей всю историю с болливудом или бразильской мыльной оперой. Таким образом, официальное обозначение жанра фильма («боевик, криминальная драма») следует уточнить, добавив сюда еще по меньшей мере «драмеди» – потому что без улыбки в пафосном финале обойтись никак не удастся.

«Расплата», трейлер

Сценарий «Расплаты» мог бы написать сам режиссер, как это было в случае с «Гордостью и славой» – полицейским боевиком, в котором два брата оказались по разные стороны закона. Теперь тоже фигурируют братья; изначально один из них – ничем особо не выделяющийся Брэкс (взрослым его играет Джон Бернтал), а второй – аутист с задатками математического гения (Бен Аффлек), что, вероятно, именно этой психической особенностью и обусловлено. Отец-офицер, которого приводит в ужас всякое несоответствие формальной норме, боится за будущее Кристиана, и чтобы вооружить его против жестокого мира, обучает боевым искусствам (для этого случая была выбрана малоизвестная индонезийская борьба пентьяк-силат). Потом Крис еще и фантастически отточил снайперские навыки. В итоге получился персонаж, будто специально созданный для Аффлека, сыгравшего подобного героя в комиксе «Сорвиголова» – слепого адвоката Мэтта Мердока, способного накостылять кому угодно в силу чрезвычайно развитых остальных четырех чувств. (Кроме того, Кристиан Вулф – это еще и алаверды Мэтту Деймону, психованному гению из «Умницы Уилла Хантинга», вместе с которым Аффлек когда-то стремительно вознесся к «оскаровским» высотам.)

The Accountant 2«Расплата»

Таким вырос и Кристиан: его выдающиеся математические способности нашли себе применение в профессии аудитора. Официально он самозанятый бухгалтер, но на деле зарабатывает финансовыми услугами крутым мафиозным ребятам. Между тем, в минфине не дремлют, и уходящий на пенсию начальник отдела Рей Кинг (Дж. К. Симмонс) решил эффектно завершить карьеру разоблачением серьезного мошенника. С этой целью он шантажирует претендентку на должность в его отделе, чтобы она чуть не под страхом смерти нашла этого анонимного преступника. А тот, в свою очередь, вынужден для виду заняться делом какого-нибудь заведомо законопослушного клиента и нанимается расследовать факт миллионной растраты в уважаемой компании «Робототехника жизни». Его партнершей тоже становится девушка, юная и очень смышленая бухгалтерша Дана (Анна Кендрик), которая смотрит в рот аудитору, поразившему ее своими способностями. Расследование, то и дело прерываемое флэшбэками из жизни и деятельности Кристиана, обрастает трупами и приводит к неожиданному результату.

The Accountant 3«Расплата»

Бен Аффлек с постным лицом играет «человека дождя», а когда приходит пора проявить свою «вторую идентичность», так же прилежно отрабатывает боевую составляющую. Но тут встает вопрос: зачем вообще было придумывать трюк с аутизмом и «островом гениальности» в его мозгу? Сюжет, и без того отягощенный всяческими твистами, за счет мотива с тем, что теперь принято называть «особенностью», не обогатился. Возникает подозрение, что он был введен как чистая спекуляция на теме для стимуляции зрительской жалостной симпатии.

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: