Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Броманс о влюбленных - Искусство кино
Logo

Броманс о влюбленных

Как много всякого хлама хранится на чердаке памяти, куда, бывает, заглядываешь в канун Нового года, чтобы, скрепя сердце, расстаться с ненужным старьем. А оно, глядь, и сгодилось. Вот, например, цитата из стихотворения советской поэтессы Риммы Козаковой: «О чем говорят мужчины, оставшись наедине? О женщинах, женах чьих-то, а может быть, о войне?..» Стишок актуализировался благодаря названию очередного (четвертого) фильма от «Квартета И» и его режиссера Дмитрия Дьяченко, из уже, можно сказать, франшизы, начатой «Днем радио». Он называется «О чем еще говорят мужчины», причем это первый фильм, который не сошел с театральных подмостков, а специально был рожден как таковой. Так вот, у Риммы Козаковой к концу произведения выяснялось, что на самом деле не о чем таком тестостероново-адреналиновом мужчины между собой не рассуждают, а говорят «про дело, суровое как кирза».
Прошли, как говорится, годы. И что же сталось с тем делом? Из фильма в фильм отвечает на этот вопрос «Квартет И» (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов), промоутеры того направления в жизни и искусстве, что известно под термином «броманс», который используется для обозначения специфически дружеских отношений между мужчинами повышенной эмоциональности, воспитанными деловыми эмансипированными мамашами и предпочитающими общество себе подобных. Так вот, если суммировать этот ответ строго касательно дела, то оно приобрело эпитет «как бы» - в виде «Как бы радио», которое одно на наших глазах и функционирует. То есть, «дело» превратилось в иллюзорную величину, симуляцию, о которой и толковать-то бессмысленно. Впрочем, на этот раз материальное воплощение деятельности в фильме присутствует в качестве шикарного офиса с видом на церетелевского Петра, который (офис, а не Петр) принадлежит одному из друзей, очкарику Саше (Александр Демидов). Там и происходит действие. Саша, что называется, состоялся, чего нельзя сказать о других; вдруг нечаянно соображаешь, что ты все время зарабатываешь одни и те же деньги (ну, с учетом инфляции, конечно), стало быть, крутишься как белка в колесе, и соскочить с этого колеса некуда.
Между тем у «состоявшегося» как раз и возникает проблема, которая мешает благополучно встретить Новый год. Хабалка Анджелка (Екатерина Вилкова) буквально наехала на своем джипе на его тачку, и теперь пара охранников караулит у входа в офис, пока появится ее крутой муж и «наедет» фигурально, но серьезно. У охранников, кстати, жизнь тоже не сложилась: у одного была «пятерка» по физике и он здорово считает в уме, а у другого – по русскому, и его заботят проблемы орфоэпии, а вот приходится обоим мерзнуть под чужими окнами, решая чужие проблемы. Крутой же анджелкин муж, этот Годо сюжетной интриги, оказывается несчастным подкаблучником. Еще выясняется, что и ожидаемый «наезд» - всего лишь один из острых эпизодов в жизни Саши, который этой жизни боится, так что практически не живет, а пережидает жизнь. А потому, расставшись с любимой, кладет мобильник дисплеем вниз, чтобы не столкнуться с неприятным известием или, по крайней мере, оттянуть его получение.
Коротая время в ожидании развязки, мужчины говорят о женщинах – больше не о чем. Перебирают варианты: как расстаться с любовницей, как расстаться с женой, как любить девушку, которая вдвое моложе и не знает, кто такие «Пинк Флойд». Их решения комментируют два авторитета, выполняющие роль супер-эго российского мужика в период кризиса сорокалетних – Лев Толстой и Зигмунд Фрейд, заставляющие его метаться между соображениями морали и драйвами либидо. Правда и эти двое в свою очередь оказываются посрамленными, так что ориентироваться не на кого, кроме как на Алексея Кортнева, провозгласившего по-довлатовски мудро «политическое кредо»: «воткнуть и накатить».
На фоне традиционных новогодних «Елок» «Мужчины» - это комедия скорее в духе Вуди Аллена, а точнее – та самая отечественная «грустная комедия», которая вроде давно сошла с дистанции. Ясное дело, это еще не Данелия периода расцвета; шутки иной раз потертые, некоторые ходы топорные, игра (в основном у Алексея Макарова в роли кореша, призванного разрулить ситуацию) жирновата. Но все равно: это грустная комедия вернулась под карнавальной маской, за которой просматривается ее узнаваемое лицо.
© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012