Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Перекресток - Искусство кино

Перекресток

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В рамках XXIV фестиваля «Послание к человеку» были показаны две картины Клэр Симон – «Северный вокзал» и «Человеческая география». Об этих фильмах, мировая премьера которых состоялась в прошлом году в Локарно, – Зара Абдуллаева.


message2man-logoЧлен жюри фестиваля «Послание к человеку»-2014 Клэр Симон представила уникальный проект: российские премьеры ее фильмов о Северном вокзале состоялись в Петербурге и Москве. Французская документалистка Клэр Симон (некогда декан режиссерского факультета знаменитой киношколы La Femis) выбрала для съемок место встреч и расставаний – парижский Северный вокзал, запечатлев его «из двух углов». Игровая версия этого перекрестка, где роится, снует человеческая масса и в которую она внедряет немолодую Матильду (Николь Гарсиа) со студентом Сорбонны Исмаэлем (Реда Катеб), вменяя им романтическую связь, названа попросту «Северный вокзал». Документальный опус о том же пространстве, куда она, оставаясь с камерой за кадром, лишь иногда подавая реплики, посылает в роли интервьюера своего старого знакомца Симона Мерабе, рожденного во Франции сына алжирских эмигрантов, обозначает вполне пафосно: «Человеческая география».

Метод съемки в двух предприятиях один и тот же: выхватить из кишащего муравейника отъезжающих/приезжающих, вокзальных служащих лица и – «в одно касание» – распознать их биографии, бэкграунд, планы на будущее. Работают на вокзале исключительно представители третьего мира. В игровой картине поводырем Симон является Исмаэль, собирающий социологический материал для диссертации «Северный вокзал: площадь глобальной деревни». В документальной – реальный человек Симон, расспрашивающий местных людей из этой «деревни» и пришлых, воленс-ноленс ее пересекающих.

Для чего же режиссер решила исследовать глобальный мир, сфокусированный в конкретной точке, различным по видимости способом? Ответ незатейливый, хотя фильмы, в особенности «Человеческая география», не лишены увлекательной познавательности. В документальном варианте Клэр Симон интересуется антропологией, «геополитикой» (есть там политический беженец из Конго, закончивший в Бельгии факультет международных отношений, но вынужденный работать на вокзале охранником, по специальности ему, корпулентному черному, в Париже работу не найти); типажами, переменившими убеждения, как, например, француз алжирского происхождения, недавно ставший католиком и волонтером, сопровождающим паломников в Лурд; или кубинка, променявшая бесплатное обучение и медобслуживание в родной стране на дары парижских супермаркетов, от которых у нее закружилась голова, и на сладости, увеличившие ее вес в первый год пребывания во Франции на двадцать пять кг, о чем она нисколько не сожалеет.

В игровом фильме Симон озадачена возможностью человеческой сообщительности, неизбежно связанной с утратой, и вокзал, перевалочный пункт, – идеальное место для удостоверения внезапной витальности, для материализации образа «быстротекущей» жизни перед «отъездом»-смертью. Героиня этого фильма, профессор истории, смертельно больна. Встреча Матильды с молодым социологом и взаимная влюбленность – на фоне фрагментарных семейных коллизий, за которыми носится камера, наблюдая за отцом в поисках пропавшей дочки, или риэлторши, ожидающей клиента (конечно, русского, который за ценой не постоит), в то время как рушится ее семья – есть случайный подарок перед ее операцией. В финале социолог признается тоже случайной вокзальной знакомой, что Матильда умерла. Тут, мне кажется, Клэр Симон несколько погорячилась, лишилась легкого скольжения по ручейкам и пригоркам вокзала-«деревни», врезалась (разговор Исмаэля с попутчицей о Матильде происходит в вагоне поезда) в сентиментальность, разрешив чрезмерной педалью игровой сюжет.

Чего не с кажешь о «Человеческой географии». Непринужденные краткосрочные встречи Симона Мерабе с бездомной англичанкой, не нашедшей работы в Париже; с вьетнамцем из продуктовой лавки, знатоком и продавцом современного искусства; уборщиком из Мали, проживающим тридцать лет в Париже, но ежегодно навещающим в Африке жену и детей; с веселой простушкой, имеющей три паспорта; с иранцем, выходцем из богатой семьи, не смирившимся с режимом шаха и продающим на Северном вокзале обувь; с бельгийцами, разъясняющими непримиримые по всем вопросам взгляды с валлонцами, и т.д., истощают старого друга Клэр Симон.

simon-2
«Человеческая география»

Согласившись на проект, он после съемок «случайно» осознал, что находится в постоянном изгнании. А принадлежа двум странам – Алжиру и Франции – на самом деле не сроднился ни с одной из них. И не только потому, что является сыном эмигрантов. Это переживание останется с ним навсегда. Но инициировано оно счастливыми, обычными, горькими, милыми или ранимыми встречами на Северном вокзале. В точке сборки людских судеб, выбранных камерой Клэр Симон.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На 8-м Римском МКФ лауреатами стали две картины из России

17.11.2013

В Риме состоялась торжественная церемония закрытия 8-го международного кинофестиваля.  Главный приз основного конкурса – «Золотой Марк Аврелий» – жюри, председателем которого был американский режиссер Джеймс Грей, вручило картине итальянского производства Tir («Тир») режиссера Альберто Фазуло. Фильм посвящен дальнобойщику, странствующему по Европе. Спецальный приз завоевала черно-белая картина Quod erat demonstrandum («Что и требовалось доказать») Андрея Грушницкого о буднях социалистической Румынии. Приза за режиссуру, а также приза за лучший монтаж, удостоилась любовная лента Sebunsu Kodo («Седьмой аккорд») Киеси Куросавы, полностью снятая во Владивостоке. Любопытно, что российский город-герой также служит местом действия и в другой конкурсной картине – Vogura ...