Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
По ту сторону принципа эволюции - Искусство кино

По ту сторону принципа эволюции

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Чем чревато создание искусственного интеллекта? В чем наивность или давновидность наших представлений о будущем техническом прогрессе? Нина Цыркун рассматривает версию будущего, предложенную фантастической картиной «Превосходство» Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли.


Как все-таки наивны бывают наши представления о будущем. Наворотим себе в воображении всякую ноль-транспортировку и прочие чудеса, но при этом вот, к примеру, писатели у Рэя Брэдбери пользуются пишущей машинкой, а дети – аппаратом для шнуровки ботинок. Не предвидел знаменитый фантаст широкого использования простейшей штуки – липучек, хоть они в его время уже были давно изобретены. В фильме Уолли Пфистера «Превосходство» действие происходит неизвестно в каком будущем, но персонажи одеты по моде сезона и айпэды у них сегодняшние, а еще демонстративно мелькает бумажный журнал Wired.

И это вполне разумно, потому что будущее все равно будет не таким, каким мы его себе представляем. Но вот читаешь «Юлия Цезаря» или «Бориса Годунова» (или смотришь фильмы по их мотивам), и будто про нас писано. Проблемы, которые принято называть морально-этическими, и даже такие чувства, как любовь, как-то неясно просматриваются в будущем из сегодняшнего дня (и, между прочим, в этих двух драмах о любви не говорится), но вот проблема власти пребудет, видно, вечно. А потому русский перевод оригинального названия Transcendence как «Превосходство» вполне уместен. Тем более что по-английски Transcendence (не в пример русскому «трансценденция») звучит вполне ординарно, и его второе значение «запредельность» никакой особой научности не имеет. Русского эквивалента тут не подыскать, так что или – или, а вот в фильме обыгрываются оба значения, и называя картину «Превосходство», дистрибьюторы как будто выдают авторскую стратегию, но это не страшно, потому что вся интрига раскручивается в самом начале.

Transcendence-2
«Превосходство»

Работая над созданием искусственного интеллекта, доктор Уилл Кастер создал компьютерную систему Физически Независимой Нейронной Сети (ФННС), соединяющую мозг человека (даже множество интеллектов) и новейшую технологию, в результате чего рождается сверхмашина, отменяющая дальнейшую эволюцию человека. Изыскания Кастера и его коллег привлекли внимание террористической эко-группировки, в него стреляли и поразили пулей с плутонием, так что легкое ранение стало смертельным. Оказавшись в запредельности, Кастер «воскрес» в виде мощнейшего разума и первое, что сделал – заработал кучу денег на Уолл-стрит. Но это был только первый шаг в реализации далеко идущих планов.

Надо добавить, что Кастер оставил на этом свете безутешную вдову и коллегу, красавицу и умницу Эвелин (Ребекка Холл). На презентации ФННС Кастер вспомнил, как Эвелин – не знаю, цитируя ли Карла Маркса или говоря от собственного имени, произнесла фразу, выбитую на его могиле: «Философы различными способами объясняли мир, задача состоит в том, чтобы его изменить». Испугавшись этого сценария, террористы и решили покончить с безумными планами ученых, в чем совпали с представителями спецслужб. А Эвелин как раз в русле своего настроения подключила усопшего Уилла к ФННС, вольно или невольно провоцируя его превосходство.

Transcendence-3
«Превосходство»

Оцифрованный объект несет в себе черты не только оригинала, но самого реконструктора. Однако не следует обольщаться и видимой отрешенностью погруженного в свой виртуальный мир ученого, каким его играет Джонни Депп, чье лицо мы видим на обложке Wired. На упомянутой презентации, когда он расписывал возможности своей системы, из зала выкрикнули: «Вы хотите сравняться с богом?» И Кастер парировал: «А разве не об этом мечтает каждый человек?»

Transcendence-4
«Превосходство»

Выход в прокат фильма «Превосходства» совпал с «бунтом ученых» – заявлением группы ведущих мировых нейропсихологов против выделения миллиарда долларов на программу моделирования работы мозга на суперкомпьютере Human Brain Project. Ученые предвидят выход оцифрованного интеллекта из-под контроля и бунт машин. До недавних пор в ходу было выражение – что бы ученые ни делали, у них всегда получается оружие. Но эффективность их деятельности не знает границ. То есть, сценарий Джордана Голдберга Джека Паглена и режиссерская работа Уолли Пфистера, сценариста почти всех фильмов Кристофера Нолана, в том числе дистопического «Начала», оказались чрезвычайно актуальными – и в то же время вневременными. Не напрасно фильм начинается и завершается сценой в « райском саду», куда не проходит сигнал из внешнего мира, где бессилен интернет, где мечтал жить в уединении доктор Кастер со своей женой Эвелин – как человек, а не ученый.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: