Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
По ту сторону принципа эволюции - Искусство кино

По ту сторону принципа эволюции

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Чем чревато создание искусственного интеллекта? В чем наивность или давновидность наших представлений о будущем техническом прогрессе? Нина Цыркун рассматривает версию будущего, предложенную фантастической картиной «Превосходство» Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли.


Как все-таки наивны бывают наши представления о будущем. Наворотим себе в воображении всякую ноль-транспортировку и прочие чудеса, но при этом вот, к примеру, писатели у Рэя Брэдбери пользуются пишущей машинкой, а дети – аппаратом для шнуровки ботинок. Не предвидел знаменитый фантаст широкого использования простейшей штуки – липучек, хоть они в его время уже были давно изобретены. В фильме Уолли Пфистера «Превосходство» действие происходит неизвестно в каком будущем, но персонажи одеты по моде сезона и айпэды у них сегодняшние, а еще демонстративно мелькает бумажный журнал Wired.

И это вполне разумно, потому что будущее все равно будет не таким, каким мы его себе представляем. Но вот читаешь «Юлия Цезаря» или «Бориса Годунова» (или смотришь фильмы по их мотивам), и будто про нас писано. Проблемы, которые принято называть морально-этическими, и даже такие чувства, как любовь, как-то неясно просматриваются в будущем из сегодняшнего дня (и, между прочим, в этих двух драмах о любви не говорится), но вот проблема власти пребудет, видно, вечно. А потому русский перевод оригинального названия Transcendence как «Превосходство» вполне уместен. Тем более что по-английски Transcendence (не в пример русскому «трансценденция») звучит вполне ординарно, и его второе значение «запредельность» никакой особой научности не имеет. Русского эквивалента тут не подыскать, так что или – или, а вот в фильме обыгрываются оба значения, и называя картину «Превосходство», дистрибьюторы как будто выдают авторскую стратегию, но это не страшно, потому что вся интрига раскручивается в самом начале.

Transcendence-2
«Превосходство»

Работая над созданием искусственного интеллекта, доктор Уилл Кастер создал компьютерную систему Физически Независимой Нейронной Сети (ФННС), соединяющую мозг человека (даже множество интеллектов) и новейшую технологию, в результате чего рождается сверхмашина, отменяющая дальнейшую эволюцию человека. Изыскания Кастера и его коллег привлекли внимание террористической эко-группировки, в него стреляли и поразили пулей с плутонием, так что легкое ранение стало смертельным. Оказавшись в запредельности, Кастер «воскрес» в виде мощнейшего разума и первое, что сделал – заработал кучу денег на Уолл-стрит. Но это был только первый шаг в реализации далеко идущих планов.

Надо добавить, что Кастер оставил на этом свете безутешную вдову и коллегу, красавицу и умницу Эвелин (Ребекка Холл). На презентации ФННС Кастер вспомнил, как Эвелин – не знаю, цитируя ли Карла Маркса или говоря от собственного имени, произнесла фразу, выбитую на его могиле: «Философы различными способами объясняли мир, задача состоит в том, чтобы его изменить». Испугавшись этого сценария, террористы и решили покончить с безумными планами ученых, в чем совпали с представителями спецслужб. А Эвелин как раз в русле своего настроения подключила усопшего Уилла к ФННС, вольно или невольно провоцируя его превосходство.

Transcendence-3
«Превосходство»

Оцифрованный объект несет в себе черты не только оригинала, но самого реконструктора. Однако не следует обольщаться и видимой отрешенностью погруженного в свой виртуальный мир ученого, каким его играет Джонни Депп, чье лицо мы видим на обложке Wired. На упомянутой презентации, когда он расписывал возможности своей системы, из зала выкрикнули: «Вы хотите сравняться с богом?» И Кастер парировал: «А разве не об этом мечтает каждый человек?»

Transcendence-4
«Превосходство»

Выход в прокат фильма «Превосходства» совпал с «бунтом ученых» – заявлением группы ведущих мировых нейропсихологов против выделения миллиарда долларов на программу моделирования работы мозга на суперкомпьютере Human Brain Project. Ученые предвидят выход оцифрованного интеллекта из-под контроля и бунт машин. До недавних пор в ходу было выражение – что бы ученые ни делали, у них всегда получается оружие. Но эффективность их деятельности не знает границ. То есть, сценарий Джордана Голдберга Джека Паглена и режиссерская работа Уолли Пфистера, сценариста почти всех фильмов Кристофера Нолана, в том числе дистопического «Начала», оказались чрезвычайно актуальными – и в то же время вневременными. Не напрасно фильм начинается и завершается сценой в « райском саду», куда не проходит сигнал из внешнего мира, где бессилен интернет, где мечтал жить в уединении доктор Кастер со своей женой Эвелин – как человек, а не ученый.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Эксперименты» разыгрывают билеты на «Зидана»

09.07.2018

Как мы уже писали, с 13 июня в течение всего лета каждую среду в Garage Screen проходят показы программы «Эксперименты», разработанной в сотрудничестве с Музеем современного искусства «Гараж». В центре программы — авангардные и экспериментальные фильмы, которые расширяют границы кино и сближают его с современным искусством. Желающие попасть на ближайшую премьеру «Зидан. Портрет XXI века» бесплатно должны первыми ответить правильно на четыре не самых сложных вопроса.