Разбойники
- Блоги
- Зара Абдуллаева
6 марта на экраны выходит драма Александра Вартанова и Кирилла Михановского «Дубровский». О вольной экранизации одноименного разбойничьего романа Александра Пушкина – Зара Абдуллаева.
Вовремя, даже если давным-давно, пришла долгоиграющая идея Константину Чернозатонскому – направить взоры производителей кино на «Дубровского» А.С.П. Евгений Гиндилис, продюсер, оценил проект. Срежиссировали вещь Александр Вартанов и Кирилл Михановский. Вартанов славен одним из лучших спектаклей Театра.док «Борьба молдаван за картонную коробку». Так что пребывание бомжей в жестоком мире помещиков и девелоперов ему знакомо до боли. Михановский любовно, с широко открытыми глазами, снял романтические и ранимые «Сны о рыбе» про очень бедных людей в бразильской деревне. Замечательные опусы этих режиссеров обещали: стыдно за «Дубровского» на экране, скорей всего, не будет. Тем более что сценаристы (Чернозатонский, Михаил Брашинский, Михановский) писали вслед Александру Сергеевичу, справедливо исключив некоторые на сегодняшний взгляд сюжетные каверзы (Дубровский в роли француза-гувернера). Они актуализировали повестку дня за счет неисчерпаемой русской классики, открытой для ремейков на любой идейный, а также стилистический запрос.
«Дубровский»
Говорят, что этот «Дубровский» имеет пятисерийную версию, из которой смонтирован фильм. Результат: доходчивый мейнстрим на всегда в нашем климате важный конфликт между зарвавшимися богачами и оскорбленными неимущими. Пушкинская фабула иллюстрирована в опрятных картинках, гламурненьких сценах (игра в теннис Дубровского с Машей на заснеженном корте, сверкающем ослепительной белизной) отменными артистами Данилой Козловским (Дубровский), Юрием Цурило (Троекуров) и точной типажностью разбойников, согнанных со своей земли в лес. Не забыты и цитаты – кружащиеся урусевские березы над убитым в лесу русским человеком на рандеву с омоновцами. Или стрелками Троекурова, бывшего генерала, звезды девелоперского движения местного края и знатного инвестора, сфабриковавшего дело против деревни, где проживал его друг, Дубровский-старший, полковник в отставке.
«Дубровский», трейлер
В этой версии Дубровский-Козловский – отнюдь не разбойник. Напротив, это позитивный борец с коррупцией, добытчик тайных документов (свидетельств перевода денежных потоков на зарубежные счета), компрометирующих и Троекурова, и губернатора. Ясное дело, этот Дубровский – не петербургский гвардеец, а лощеный столичный (см. «Духлесс») юрист или кто-то в этом роде, решивший очистить местность с красивой природой от нехороших чиновников с их подельниками (денежными мешками). Только вот влюбился он в Машу (Клавдия Коршунова), задумчивую барышню, которая училась, как положено в кругах российских буржуев-чиновников, в Англии, но вернулась, будучи классической загадочной душой, домой, к папе.
«Дубровский»
Авторы аккуратно впрыскивают в киноверсию сериала нужные реплики, чтобы зритель, ненадолго оторвавшись от событий на Украине, не пропустил бы и здешний социальный контекст. «В России никогда еще без крови не обходилось», – выдает текст один из разоренных сельчан. «Это не юмор, это лондонский либерализм», – комментирует дочкины реплики ее папа-громила, который, когда его снимают с верхней точки, имеет сказочно устрашающий вид.
Задумщики этого «Дубровского» – люди начитанные, насмотренные, умные. Они понимают, что в обход клише только дураки снимают мейнстрим или экранизируют русскую классику для широких пользователей. Поэтому есть тут шикарный – по меркам провинции, где властвует Троекуров, – дивертисмент. Праздник его дня рождения с цыганами, снятый на широкую ногу, без гротеска и капли иронии. Есть тут и больной юноша – аутист-связной между Дубровским и Машей. Именно его оставляют в финале режиссеры в снежной пустыне с чемоданом ему не нужных денег, которые спасатель обиженных, которые уже далече, привез в лес, чтобы они смогли купить жилье и обустроиться. А Маша, выйдя замуж за бухгалтера-выродка (папа умолял, иначе посадят), не сбежала, как и у А.С.П., с Дубровским. Он умчался в авто в неизвестном пока (даже ему) направлении.
«Дубровский»
Что ж, фильмы разные нужны. Этот – чересчур осторожный, такой застенчивый. Но, возможно, достаточно выбрать направление удара: назад к Островскому, Пушкину или Александру Моисеевичу Володину, как угадала Оксана Бычкова, сняв «Еще один год» в память о ленинградском классике, но не забыв и о лондонском либерале Майке Ли.