Разбор полета. Небо, баба и судьба. «Экипаж», режиссер Николай Лебедев

  • Блоги
  • Елена Стишова

Завтра в кинотеатрах стартует "Экипаж", состоящий, в частности, из Владимира Машкова, Данилы Козловского и Агне Грудите в ролях пилотов. К обсуждению достоинств и недостатков фильма-катастрофы подключилась Елена Стишова.


Финал одним махом стирает героический пафос и на резком вираже выводит его из пространства сказки, где невозможное возможно, в пространство актуальной реальности – туда, где черное и белое давно поменялись местами. Большие начальники и олигархи, владельцы авиакомпаний и аэропортов закатили строгий выговор и уволили пилотов, спасших пассажиров и посадивших самолет в условиях, никак не предполагавших благополучный исход. Пилотам вменили дисциплинарные нарушения и повреждения дорогостоящего лайнера. Вот так вот.

Кстати, литературная фантазия сценаристов подтвердилась в реальности. В интернете, не помню, на каком сайте я прочла, что первые лица "Аэрофлота" очень недовольны появлением "Экипажа". Мотивировки такие: народ и так боится летать, а этот фильм лишь подливает масла в огонь. Словом, антиреклама.

Финальный эпизод вслед за триумфальной сценой жесткой посадки, на брюхо, ставит под завязку непредполагаемый, но программный, на мой взгляд, акцент: это рефлексия героики и ее цена в наше постмодернистское время.

Когда "Экипаж" Александра Митты (1980) в одночасье стал суперхитом, критика упорно не замечала его жанровой структуры и все больше толковала о героизме советских людей. Напрасно режиссер пытался объяснять устно и письменно, что он снял героическую сказку про трех богатырей на современный лад. Общественное мнение его перекричало. Сказка и быль в коллективном подсознании еще существовали слитно.

Сегодня, 40 лет спустя, сказка здесь больше не живет. Героика и героическое – услада модернистского сознания – отменилась сама собой как рудимент «проклятого прошлого» с его культом сверхчеловека и жертвенности «во имя». Николай Лебедев, с детства мечтавший пересказать любимый фильм "Экипаж", чутко отреагировал на перемены в обществе. В результате мы получили супертехнологичный продукт, снятый на самом высоком уровне современного визуального колдовства (проект снимался на камеру IMAX оператором Иреком Хартовичем), и с отличным актерским ансамблем. Лебедев позволил себе камео: он дважды появляется в белом спортивном комбинезоне в зале, где тренируются пилоты.

Его любимые эпизоды, – по-моему, не аттракционы, не трудоемкие постановочные эффекты, требующие синхронной работы всего съемочного пула, а те, где главный сюжет пересекается с бытовыми эпизодами, окрашенными в тона мягкого юмора. Семейные сцены с Еленой Яковлевой и Владимиром Машковым, с Данилой Козловским и Сергеем Шакуровым в роли отца и крупного авиаконструктора привносят в сложную инженерную постройку, каковой является фильм, толику домашности и мелодраматизма. Домашние эпизоды – неплохой способ притушить гламур, который, мне кажется, напрягает главных фигурантов. Мне показалось, что Данила Козловский, прирожденный киногерой, не лучшим образом чувствует себя в образе хрестоматийного молодца и ищет характерность, стараясь зацепиться за «неуставные» детали.

Ekipazh stishova 1"Экипаж"

У Александра Митты мелодрама присутствовала крупным планом. И пусть авторы нынешнего «Экипажа» утверждают, что просто позаимствовали идею, я все-таки полагаю, что это именно ремейк. Спор здесь бесплоден, потому что вопрос не имеет теоретической базы. Да, действительно нарратив иной, чем у Митты, но сюжетные узлы – те же, включая финальную катастрофу в стране N., где приключилось землетрясение из-за проснувшегося вулкана.... Мотив отца-батяни, воплощенный в старом "Экипаже" в образе командира авиалайнера (в исполнении Георгия Жженова), Куликов и Лебедев, соавторы сценария, преобразовали в двойную линию отца и сына, и патриархальный акцент здесь кстати. Однако, несмотря на то, что Владимир Машков и Данила Козловский – оба классные мастера, их архетипика (оба герои) и типология (оба красавцы и мачо) съедают психологию.

Герой Козловского – анфан террибль, отовсюду выгоняемый нарушитель дисциплины, – по протекции отца поступает в гражданскую авиацию вторым пилотом. Своего нового командира Леонида Зинченко ( в этой роли Владимир Машков) он тоже смущает своим лихачеством, но опытный пилот смекает, что у парня не руки, а крылья, и в аварийной ситуации это может пригодиться. Так оно вышло, когда с развороченного землетрясением аэропорта надо было на короткой полосе поднять лайнер.

Ekipazh stishova 2"Экипаж"

Лебедев предпринял максимум усилий, чтобы сказочное действо выглядело хоть сколько-нибудь достоверным. Кое-что удалось, в частности, аттракцион транспортировки пассажиров грузового самолета в лайнер, пилотируемый Гущиным. Перебор компьютерных планов, на мой вкус, вредит фильму в целом, но некоторые любят погорячее, и именно им «Экипаж» и адресован.

Брошенный отцом Гущина упрек непутевому сыну: мол, здоровый лоб, а у тебя "ни бабы, ни неба, ни судьбы" вполне мог бы стать слоганом фильма. К финалу у Алексея есть все перечисленное.

По правде говоря, я совсем не поклонница высоких технологий в искусстве, полагая их, вслед за Борисом Парамоновым, адом XXI века. Триллеры – тоже не мой жанр. И все-таки я пишу про новую работу Николая Лебедева, уважая его восходящий профессионализм и редкий по нынешним временам романтизм. Я вижу попытки режиссера уравновесить мощный зрительский потенциал триллера, то есть суперкартинку, человеческой историей. Особо ценю мессадж режиссера о том, что героизм и самопожертвование сегодня не ценятся в обществе, заточенном на прибыли и доходы.

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.

Новости

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

16.02.2014

15 февраля завершился 64-й международный кинофестиваль в Берлине. Главной награды форума – приза «Золотой медведь» за лучший фильм конкурсной программы – удостоилась детективная картина китайского режиссера Йинана Дяо (Diao Yinan) «Черный уголь, тонкий лед» (Bai Ri Yan Huo). Фильм посвящен бывшему полицейскому, который после увольнения из органов решил расследовать серию загадочных убийств. Приз большого жюри завоевал Уэс Андерсон за картину «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel), открывшую Берлинале.