Сентиментальное путешествие в прошлое
- Блоги
- Нина Цыркун
Продолжается российский прокат драмеди Danny Collins режиссера-дебютанта Дэна Фогельмана, локализованная у нас под заголовком «Второй шанс». О тайной трагедии успешного певца и о том, что, возможно, привлекло в этом сюжете исполнителя главной роли Аль Пачино, строит догадки Нина Цыркун.
У Дэнни Коллинза во «Втором шансе» все хорошо: он десятилетиями поет одни и те же незамысловатые песенки. Слава его за это время не уменьшилась, а преумножилась; денег куры не клюют; имеется шикарный дуплекс и личный самолет, об автомобилях и говорить нечего. Дэнни собирается в четвертый раз жениться на куколке раза в три моложе себя. И внезапный сигнал из прошлого всю эту идиллию враз разрушает. Через третьи-четвертые руки нечистоплотных репортеров и коллекционеров доходит, наконец, до Дэнни письмо, отправленное ему самим Джоном Ленноном в далеком 1971 году под впечатлением от его первого интервью.
Может быть, сегодня не всем понятно, кто такой Джон Леннон и что значит его личное письмо (от «Битлов» остался один гастролирующий сэр Пол Маккартни, и он не того теста, что Леннон), но для Дэнни и его ровесников – это все равно, как если бы сам Господь Бог к нему воззвал. И теперь Дэнни по-новому смотрит на прожитую жизнь и оценивает свою славу. Он начинал неуверенным в себе, но дерзким рок-певцом, а стал заложником шоубиза, застрял где-то в конце первого акта своей жизни, превратил ее в шоу и должен сохранять свой имидж. Ему хватило здравого смысла, чтобы не делать пластику, но расстегнутая до пупа рубашка, шелковый шарф и характерная походочка в духе Кита Ричардса – это все неизменно из года в год. И не спрашивайте, чего это ему стоит. Хотя стоит дорого и опротивело до смерти. Особенно видеть frontline молодящихся сверстников у себя на вечеринке в честь дня рождения или фанаток первого поколения в первом ряду, постаревших на те же сорок с лишним лет, этих жизнерадостных старушек, которые отзеркаливают его внешний образ и внутреннюю суть. А суть эта могла быть совсем другой, получи он вовремя письмо от своего кумира, который готов был с Дэнни встретиться и потолковать насчет смысла жизни и цели творчества.
«Второй шанс», трейлер
Дальнейшее развитие действия, оборачивающееся мелодрамой, не должно обманывать. Главное здесь – не взаимоотношения с сыном, внучкой и невесткой, а то, что происходит за кулисами этих событий, то есть подлинные чувства сильно постаревшей знаменитости, осознающей, что настоящая жизнь, которую ему подменили, профукана.
История Дэнни – это портрет Дориана Грея. «Портрет», предъявляемый публике, вроде бы не стареет, но это лишь макет, искусственная копия реального человека. Пытаясь использовать «второй шанс», Дэнни старается сочинить новую песню, но публике это не нужно, и он послушно выполняет поступающий из зала заказ. И выходит, что эти попытки так же неуместны, как концертный Steinway, втиснутый в номер провинциального отеля «Хилтон», за которым он вымучивает свежую мелодию.
«Второй шанс»
Аль Пачино второй раз подряд – после «Унижения» (2014) Барри Левинсона – играет разочарованного артиста, но, в отличие от театрального актера Саймона Экслера, демоны сомнений не особенно докучают Дэнни. В тяжкие моменты у него есть спасительное средство – белый порошок или бутылка виски. Кроме всего прочего, и «Унижение», и «Второй шанс» Дэна Фогельмана подозрительно рифмуются с «Бёрдменом». Дэнни как будто извлек руководство к действию из слов, сказанных Риггану/Бёрдмену бывшей женой: «Ты принимаешь восхищение за любовь». Дэнни устал от восхищения и хочет обрести любовь. Он по привычке, чисто автоматически заводит интрижку, но уже выбирает даму, более соответствующую его возрасту и клеет менеджера отеля Мэри Синклер (Аннет Бенинг). Именно здесь, на временной стоянке с гордым, но потускневшим именем «Хилтон», а не в доме сына, где ему по малолетству рада только внучка, но никак не сын (Бобби Каннавале), которого он увидел впервые в жизни, и не беременная невестка (Дженнифер Гарнер), Дэнни встречается с правдой о себе. Мэри – тоже его зеркало, но это зеркало не льстит. И потому его тянет к ней, как тянет к себе опасность.
«Второй шанс»
Однако вот вопрос: что привлекло в фильме дебютанта в режиссуре Фогельмана такого маститого актера, как Аль Пачино? Страшно даже предположить, что он усмотрел в драме Дэнни Коллинза сколки своей творческой судьбы. Аль Пачино – лицо американского кино 70-х: «Крестный отец», «Собачий полдень», «Пугало», «…И правосудие для всех» были штучными фильмами, которые стали классикой. А дальше, за последние четверть века что можно вспомнить? Особенно после «Запаха женщины»? «Адвокат дьявола», «Венецианский купец»… И маловато, и резонанс не тот. Аль Пачино, конечно, все равно остается мастером высочайшего класса, но в историю кино он вошел с Фрэнсисом Копполой, Джерри Шацбергом, Сидни Люметом, Норманом Джуисоном. Ему, наверно, приятно было увидеть умопомрачительно похожего на себя из эпохи тех золотых 70-х Эрика Шнайдера, сыгравшего Дэнни Коллинза в юности. И, наверно, грустновато.