Миллиардер из кампуса
- Блоги
- Нина Цыркун
C 28 октября на наших экранах лидер американского и российского проката — «Социальная сеть» Дэвида Финчера.
Самое трудное, практически невозможное — показать гения за работой. Будь то поэт, композитор, ученый или вот — создатель социальной сети. Не сомневайтесь: если это творение сделало тебя самым молодым миллиардером в мире, то ты точно — гений. Автор книги Бен Мезрич, сценарист Аарон Соркин и режиссер Дэвид Финчер не встречались со своим героем — что толку, пусть лучше руки будут развязаны, чтобы получилась связная история. В качестве такой связки в экранной истории создателя Facebook Марка Цукерберга появилась девушка Эрика (Руни Мейра), триггер фабулы, одновременно сказочно-стереотипной и жизненной: девушка посылает парня подальше, он идет и совершает подвиг или открытие.
Взбешенный Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг), желая отомстить Эрике, выставляет на своей страничке фотки студенток с сайта Harvard Connection, предлагая юзерам расставить их по рейтингу, таким образом положив начало Facebook. Задачка была малосимпатичная, результат — наоборот. Потом будет опять наоборот; для расширения сайта Марк не побрезгует чужим интеллектуальным добром, вышвырнет вон единственного друга и соавтора Эдуардо Саверина (Эндрю Гарфилд) и вообще хуже него окажутся только заносчивые братья-близнецы из потомственных гарвардцев Уинклвоссы (Арми Хаммер). Гений в своем деле и безвольный слабак в реальных отношениях (как и большинство пропавших в Сетях), Марк попадает под обаяние другого гения, создателя Napster’а Шона Паркера (Джастин Тимберлейк), на этот раз действительно злого, и Шон мог бы далеко увести Марка по кривой дорожке, не будь тот достаточно равнодушным к земным соблазнам, как часто бывает свойственно гениям.
Если говорить о стилистике фильма Дэвида Финчера, то это скорее всего «новый новый журнализм», бесстрастная хроника сегодняшнего дня, поданная в стремительном и хаотичном информационном потоке, и Марк — типичный этого дня представитель. Он молотит языком не хуже Тины Канделаки, и вроде весь как на ладони, а на самом деле неуловим, и вместо лица у него набор аватар. По жанру этак картина точно не байопик, и герой нашего времени, но одновременно и сэлинджеровский персонаж, которому противно рассказывать о себе «всю эту давидкопперфильдовскую муть», как был, так и остался призраком Сети.
Нина Цыркун
см. также: обзор рецензий