Три истории
- Блоги
- Нина Цыркун
«Место под соснами» Дерека Сиенфрэнса, по мнению Нины Цыркун, можно назвать криминальным триллером, семейной сагой, трехактной драмой – все будет правильно, и все органично сосуществует, как бывает в обычной жизни.
Про «Место под соснами» можно также сказать, что это триптих об отцах, евших кислый виноград, и сыновьях, у которых от него оскомина; о том, что наследуются не только черты лица и характер, но и судьба. О внезапно проснувшемся чувстве отцовства и неизживаемом чувстве вины; словом – о вещах вечных, вещах житейских. Всего этого сюжетного добра хватило бы на долгоиграющую мыльную оперу, но режиссер, он же сценарист (совместно с Беном Коссио и Дариусом Мардером) уложил его в один компактный фильм длительностью 2 часа 20 минут и стоимостью в 15 миллионов долларов – и ни одна из этих минут, как и ни один доллар не потрачены даром.
Быстрый рваный монтаж и нервно подрагивающая в руках Шона Боббита камера соответствуют неожиданным поворотам сюжета и внезапным психологическим извивам, которые и составляют подлинное содержание фильма. Ждешь, конечно, трагической случайности, когда видишь на экране смертельный цирковой номер, выполняемый в стальной клетке трюкачом Красавчиком Люком. Но нет, разбиться Люку не суждено, тут другое: превращение крашеного в ядерного блондина мотогонщика из цирка-шапито в чадолюбивого отца. Что требует основательной актерской поддержки, и удается Райану Гослингу. Татуированный мускулистый торс, майка-безрукавка с логотипом Metallica, сигарета в углу рта, кожаная куртка, железный конь и – резким контрастом к этому мачистскому набору – детское лицо задают непростую программу трансформации с самого начала, так что к тому времени, когда Люк узнает, что он не одинокий беспечный ездок, а отец, мы уже готовы к дальнейшему.
«Место под соснами»
Года полтора назад Люк побывал в этом местечке, который индейцы назвали Сченектади (Место под соснами) в штате Нью-Йорк, закрутил мимолетный романчик с официанткой из кафе Роминой (Ева Мендес) и укатил бездумно и беспечально. Теперь вот, снова оказавшись там, встретился со смуглой красоткой Ро и узнал массу интересного. Ро собирается поступать в колледж, у нее есть парень и еще сынишка Джейсон – от Люка. И что-то в глазах Ро было такое, что Люк понял: он может найти свое место под этими соснами.
Нет, дело, конечно, не в детскости Люка, а в том, что сам он не знал своего отца и не захотел, чтобы его ребенку грозила та же участь. И теперь нет для него преград, чтобы обеспечить Джейсону счастливое детство с помощью железного друга и еще одного ушлого парня. А в результате себе он обеспечил встречу с полицейским Эйвори Кроссом (Брэдли Купер), который займет центральное место во второй части «триптиха».
«Место под соснами»
Эйвори – полная противоположность Люку; можно сказать, счастливчик, баловень судьбы; папаша его метит на место окружного прокурора в Нью-Йорке и сынка, конечно, не забудет. Но прежде сын хочет доказать, что он тоже не лыком шит, и очень кстати дельце удачное подвернулось. И Эйвори обеспечил себе больше, чем пятнадцать минут славы. Но его жизнь дала неожиданный поворот, навсегда эту жизнь изменивший. Пятнадцать лет спустя в главные герои выйдут сыновья Люка и Эйвори (Дейн ДеХаан и Эмори Коэн), встретившиеся в школе, куда перевелся один из них. Их тоже ждут повороты судьбы и все с той же злой предопределенностью, какая наметила жизненные траектории их отцов.
Одна хорошая старая книга называлась «роман-джаз»: действие там начиналось резко, ярко, в быстром ритме, а потом замедлялось и замедлялось, тускнело – но это было намеренно. Сомневаюсь, что Сиенфрэнс сознательно выбрал ту же тактику. Просто так получилось. Люк вышел ярче Эйвори, и оба они ярче детей-подростков. А может дело во времени? В тех самых пятнадцати годах, разделивших поколения?
«Место под соснами»
«Место под соснами» не столь удручающе меланхоличный фильм, как принесшая известность Сиенфрэнсу «Грустная валентинка» (тоже с Гослингом), но слишком фаталистичный. Впрочем, с точки зрения логики не так уж все ладно пригнано в его истории. А потому у зрителя есть выбор – верить ему или нет.