Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Венеция 2013. Странности Б.Б. - Искусство кино

Венеция 2013. Странности Б.Б.

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Итоги главной конкурсной программы Венецианского кинофестиваля комментирует Зара Абдуллаева.


Бернардо Бертолуччи, председатель жюри юбилейной Мостры, развеял слухи, роившиеся над Лидо. Все почему-то поверили, что дружба с Филиппом Гаррелем обеспечит хоть какой-то приз его пустой, претенциозной черно-белой «Ревности».

venezia70-Garrel2
«Ревность»

Это личный сюжет: отец Гарреля, актер, покинул семью, когда Филипп был маленьким мальчиком. Теперь в роли не слишком удачливого актера (своего деда) появился сын режиссера, Луи, игравший у Бертолуччи. Мало того, в «Ревности» занята и дочка режиссера, Эстер. Ей поручена роль сестры протагониста. Все герои сильно, но по-французски как бы стильно переживают неразрешимую дилемму «любит – не любит», а смотреть на их разборки неинтересно. Семейный подряд справедливо потерпел крах.

Вторым претендентом, как полагали наблюдатели, может оказаться мейнстримная «Филомена» Стивена Фрирза. Или хотя бы Джуди Денч, сыгравшая с положенным ей мастерством ирландку из низших слоев общества, потерявшая в юности своего ребенка. Я писала об этой картине; ей достался приз за хорошо сделанный сценарий Стивена Кугана и Джеффа Поупа по книге Мартина Сиксмита «Потерянный ребенок Филомены Ли». Ну, пусть будет.

venezia70-frears-judy
«Филомена»

Зато Кубок Вольпи «За лучшую женскую роль» по странным – не для неитальянцев – критериям получила Елена Котта, знаменитая, как утверждает местная пресса, театральная актриса и режиссер. Данте еще и писательница. Фильм «Улица Кастеллана Бандьера» она сняла по собственному роману и озадачила публику абсурдистским, но убийственно скучным конфликтом. Героиня Котты, уроженка Палермо, едет со своей любовницей на Сицилию, застревает на узкой улочке, поскольку другая машина, за рулем которой сидит полубезумная старуха, не желает уступить дорогу ее авто. Так и стоят весь фильм «лицом к лицу» в течение суток две машины, а сицилийские бедолаги, родственники старушенции и соседи, тщетно и темпераментно пытаются сдвинуть двух женщин с места. Упертость и невыразительность – главные (досто)примечательности этой роли.

venezia70-dante
«Улица Кастеллана Бандьера»

Я писала и о худшей картине конкурса – «Мисс Насилие» Александроса Авранаса, дискредитировавшей т.н. новую греческую волну. Предвидеть, что бездарный Авранас получит приз «За режиссуру», а актер Тхемис Паноу, с нарочитой сдержанностью сыгравший перверсивного папашу – сутенера собственных дочерей, с которыми и сам занимается сексом, – кубок Вольпи «За лучшую мужскую роль, было решительно невозможно. Однако эта, мягко говоря, странность случилась. Но какие мысли и чувства затуманили голову Бертолуччи, неизвестно. Позорный выбор.

Такой выбор отчасти компенсировали, – правда, с оговорками – главные награды. Две лучшие картины официальной программы – «Жена полицейского» Филиппа Грёнинга и «Бездомные псы» (или «Бездомные/Бродячие собаки») Цая Миньляна – получили соответственно спецприз жюри и Гран-при. А «Золотой лев» неожиданно для всех был выдан документальному фильму Джанфранко Рози (Роси) «Sacro GRA». Действительно, очень хорошему.

После окончания итальянского университета Рози переехал в Нью-Йорк, где получил образование в киношколе. За свои прежние документальные ленты он получил массу наград на фестивалях в Санденсе, Нионе и Венеции (в программе «Горизонты»). Новый фильм он снимал два года по маршруту римской кольцевой дороги. Аналог (чтобы было понятно) – «Труба» Виталия Манского, в которой наш режиссер запечатлел жизнь людей в разных странах и местности, где проложен газопровод. По сравнению с минималистской картиной Манского сюжеты, найденные Рози на кольцевой дороге, весьма зрелищные, а характеры в них – живописные. Но без глупостей или, как и в случае Манского, без каких-либо уступок зрителю. Вот палаццо какого-то смешного аристократа, которое он сдает под корпоративы. Очень смешно. Вот две старые проститутки наводят макияж и хорохорятся. Вот старый рыбак, ловящий угрей в Тибре, с неудовольствием комментирует газетную статью про рыболовство. А вот ботаник определяет на слух и глаз насекомых, которые истребляют пальмовые деревья.


venezia70-rosi1
«Sacro GRA»

Невидимый мир, незаметные люди, остроумная и внимательная камера. Присудить главный приз юбилейного фестиваля документальному фильму – решение более радикальное, чем кажется на первый взгляд.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 66-й Каннский фестиваль

26.05.2013

26 мая на Лазурном берегу завершается 66-й Каннский фестиваль. Жюри основного конкурса, возглавляемое режиссером Стивеном Спилбергом, распределило призы следующим образом.  Золотая пальмовая ветвь: Абдельлатиф Кешиш («Голубой самый теплый цвет (Жизнь Адели. Части 1 и 2)»)  Гран-при: Джоэл и Итан Коэны («Внутри Льюина Дэвиса»)  Лучшая мужская роль:Брюс Дерн («Небраска», режиссер Александр Пейн)