Венеция 2013. Странности Б.Б.

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Итоги главной конкурсной программы Венецианского кинофестиваля комментирует Зара Абдуллаева.


Бернардо Бертолуччи, председатель жюри юбилейной Мостры, развеял слухи, роившиеся над Лидо. Все почему-то поверили, что дружба с Филиппом Гаррелем обеспечит хоть какой-то приз его пустой, претенциозной черно-белой «Ревности».

venezia70-Garrel2
«Ревность»

Это личный сюжет: отец Гарреля, актер, покинул семью, когда Филипп был маленьким мальчиком. Теперь в роли не слишком удачливого актера (своего деда) появился сын режиссера, Луи, игравший у Бертолуччи. Мало того, в «Ревности» занята и дочка режиссера, Эстер. Ей поручена роль сестры протагониста. Все герои сильно, но по-французски как бы стильно переживают неразрешимую дилемму «любит – не любит», а смотреть на их разборки неинтересно. Семейный подряд справедливо потерпел крах.

Вторым претендентом, как полагали наблюдатели, может оказаться мейнстримная «Филомена» Стивена Фрирза. Или хотя бы Джуди Денч, сыгравшая с положенным ей мастерством ирландку из низших слоев общества, потерявшая в юности своего ребенка. Я писала об этой картине; ей достался приз за хорошо сделанный сценарий Стивена Кугана и Джеффа Поупа по книге Мартина Сиксмита «Потерянный ребенок Филомены Ли». Ну, пусть будет.

venezia70-frears-judy
«Филомена»

Зато Кубок Вольпи «За лучшую женскую роль» по странным – не для неитальянцев – критериям получила Елена Котта, знаменитая, как утверждает местная пресса, театральная актриса и режиссер. Данте еще и писательница. Фильм «Улица Кастеллана Бандьера» она сняла по собственному роману и озадачила публику абсурдистским, но убийственно скучным конфликтом. Героиня Котты, уроженка Палермо, едет со своей любовницей на Сицилию, застревает на узкой улочке, поскольку другая машина, за рулем которой сидит полубезумная старуха, не желает уступить дорогу ее авто. Так и стоят весь фильм «лицом к лицу» в течение суток две машины, а сицилийские бедолаги, родственники старушенции и соседи, тщетно и темпераментно пытаются сдвинуть двух женщин с места. Упертость и невыразительность – главные (досто)примечательности этой роли.

venezia70-dante
«Улица Кастеллана Бандьера»

Я писала и о худшей картине конкурса – «Мисс Насилие» Александроса Авранаса, дискредитировавшей т.н. новую греческую волну. Предвидеть, что бездарный Авранас получит приз «За режиссуру», а актер Тхемис Паноу, с нарочитой сдержанностью сыгравший перверсивного папашу – сутенера собственных дочерей, с которыми и сам занимается сексом, – кубок Вольпи «За лучшую мужскую роль, было решительно невозможно. Однако эта, мягко говоря, странность случилась. Но какие мысли и чувства затуманили голову Бертолуччи, неизвестно. Позорный выбор.

Такой выбор отчасти компенсировали, – правда, с оговорками – главные награды. Две лучшие картины официальной программы – «Жена полицейского» Филиппа Грёнинга и «Бездомные псы» (или «Бездомные/Бродячие собаки») Цая Миньляна – получили соответственно спецприз жюри и Гран-при. А «Золотой лев» неожиданно для всех был выдан документальному фильму Джанфранко Рози (Роси) «Sacro GRA». Действительно, очень хорошему.

После окончания итальянского университета Рози переехал в Нью-Йорк, где получил образование в киношколе. За свои прежние документальные ленты он получил массу наград на фестивалях в Санденсе, Нионе и Венеции (в программе «Горизонты»). Новый фильм он снимал два года по маршруту римской кольцевой дороги. Аналог (чтобы было понятно) – «Труба» Виталия Манского, в которой наш режиссер запечатлел жизнь людей в разных странах и местности, где проложен газопровод. По сравнению с минималистской картиной Манского сюжеты, найденные Рози на кольцевой дороге, весьма зрелищные, а характеры в них – живописные. Но без глупостей или, как и в случае Манского, без каких-либо уступок зрителю. Вот палаццо какого-то смешного аристократа, которое он сдает под корпоративы. Очень смешно. Вот две старые проститутки наводят макияж и хорохорятся. Вот старый рыбак, ловящий угрей в Тибре, с неудовольствием комментирует газетную статью про рыболовство. А вот ботаник определяет на слух и глаз насекомых, которые истребляют пальмовые деревья.


venezia70-rosi1
«Sacro GRA»

Невидимый мир, незаметные люди, остроумная и внимательная камера. Присудить главный приз юбилейного фестиваля документальному фильму – решение более радикальное, чем кажется на первый взгляд.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

В Канне открылся 67-й МКФ

14.05.2014

14 мая в Канне открылся 67-й международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Принцесса Монако» французского режиссера Оливье Даана с Николь Кидман в главной роли.