Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Дорога в один конец - Искусство кино
Logo

Дорога в один конец

 

Возвращение «Хаммеровских» хорроров – одновременно и знак кризиса (исчерпан лимит новизны), и знак ренессанса старого, точнее, старомодного кино, снятого без 3D и вполне камерного, рассчитанного и на театральный, и на домашний просмотр. Соответственно и английское качество, гарантированное трейд-маркой, уже должно и зрителю понравиться, и воспитанию вкуса способствовать. Так что «Женщина в черном» Джеймса Уоткинса от Hammer Films – тот самый образец мейнстрима, который у нас как-то плохо прививается (ау, Павел Руминов!); наверное потому, что даже литературная традиция хоррора в России слаба. (Кроме «Вия» и «Дикой охоты короля Стаха» не могу припомнить ни одной экранизации отечественной классики в этом роде). А «Хаммер», конечно, опирается на грандиозную традицию от родоначальника литературной готики Горация Уолпола и ее королевы Анны Радклиф, «Франкенштейна» Мэри Шелли, тем же «Хаммером» экранизированного, «Женщины в белом» Уилки Коллинза и до последней части поттерианы. «Крючок», на который джип Хаммера подцепил зрителя на этот раз, это вряд ли хорошо известный роман Сьюзан Хилл, пьеса по его сюжету и спектакли по пьесе, а Дэниел Рэдклифф в главной роли. В этой роли он очень органичен; не суетлив, в меру пластичен, точен и загадочен, что и требуется. Больше того, «Женщину…» можно рассматривать как логическое продолжение «Даров смерти». Герой фильма, адвокат Артур Киппс, овдовевший за четыре года до начала событий, никак не может избыть своего горя и, судя по всему, чувствует свою вину в смерти жены при рождении их сына. И потому подсознательно стремится искупить эту вину, что возможно лишь путем самопожертвования. Случай подворачивается: владелец юридической конторы, где Киппс довольно неважно служит, отправляет его (реабилитироваться) на север, в увязшую в болотах деревню для составления реестра домовладения в связи со смертью хозяина. Оказывается, что попасть в деревушку Ил Марш можно только по одной экстремальной дороге; прямо-таки как в Хогвартс. Дорога оказывается путем жертвоприношения. Как полагается, герою даются три попытки. Успехом увенчивается третья. Успехом, конечно, в особом смысле, рифмующимся с сюжетным поворотом «Даров смерти» с темой самопожертвования Сына Божия во имя искупления невинно убиенных вифлеемских младенцев.
Сюжет неприхотливо разворачивает перед нами чуть ли не весь спектр клишированных ситуаций и подробностей, присущих викторианскому (или косящему под него) хоррору. Призрак таинственной леди в черном, появление которой связано с гибелью детей, без всякой на то причины прыгающих их окна, обливающих себя керосином на пожаре и вообще внезапно умирающих от странных видений. Неприязнь местных жителей, не желающих иметь дело с чужаком. Семейная тайна, раскрывающаяся в старых письмах и записках. Крики и стоны в пустом доме, в заглохшем саду или на кладбище. Скрипящие двери. Призраки мертвых детей. Одинокий возница смерти на пустынной дороге… Неторопливые панорамы и пейзажные общие планы оператора Тима Морис-Джонса. Узнаваемость, как и антикварная достоверность вещественной среды (детских игрушек, витафона и прочего, аранжированного потрясающей художницей Кейв Куинн), погружает зрителя в уют старинного английского антуража, усыпляя бдительность, чтобы как следует хватить по башке финалом. А чего еще ждать от качественного хоррора!

 

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012