Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Зачем нам Супермен - Искусство кино

Зачем нам Супермен

  • Блоги
  • Нина Цыркун

10 июня в Лондоне прошла мировая премьера фантастического боевика «Человек из стали» режиссера Зака Снайдера. Его российская премьера назначена на 20 июня. О том, зачем сегодняшнему зрителю очередная версия Сверхчеловека из комиксов, – Нина Цыркун.


У каждого поколения есть свой Супермен, инвариантный по сути, но соответствующий эпохе. Удачный опыт с возвращением Бэтмена подал воодушевляющий пример, и привлечение в качестве авторов сценария Дэвида Гойера и Кристофера Нолана, потрудившихся во славу Темного рыцаря, обеспечивает не менее удачный ребут Супермена как типичного представителя современности. И, конечно, Зак Снайдер как режиссер «Человека из стали» гарантировал обновление образа самого супергероя и его антуража в духе новой стилистики.

По части истории сразу бросается в глаза усиление христологического и более того – ветхозаветного мотива, заявленного авторами графического комикса Джерри Сигелом и Джо Шустером. Подобно Иисусу, Супермен испытывает на себе непостоянство толпы, шарахающейся от любви к ненависти, и берет на себя жертвенную миссию ради спасения людей; в фильме мы увидим и своего «Понтия Пилата» и «Иосифа Аримафейского». По признанию Сигела и Шустера, в процессе создания Супермена их вдохновлял образ Самсона (особь статья – Геркулес, это уже из античной мифологии). А комментатор-библеист раввин Симча Вайнштейн, как и британский романист Говард Джейкобсон, утверждают, что прообразом Супермена, чье имя, данное ему при рождении, Кэл-Эл созвучно древнееврейскому «Глас Божий», стал ветхозаветный Моисей. Подобно тому, как мать, чтобы спасти младенца Моисея от карающей руки египетского фараона, приказавшего уничтожить всех еврейских детей мужского пола, положила его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, и ребенок поплыл в ней по течению, пока не попал на глаза египетской принцессе, так и Супермен был отправлен родителями в космическом аппарате в далекую чуждую землю, где был усыновлен американской бездетной супружеской парой, мечтавшей о ребенке. «Вторая идентичность» Супермена, «очкарик» Кент Кларк – это симбиоз любимого его создателями актера немого кино Гарольда Ллойда и самогó (близорукого) Джо Шустера, а имя и фамилия героя – это гибрид имен знаменитых и чрезвычайно популярных в те времена кинозвезд Кларка Гейбла и Кента Тейлора.

man-of-steel5
«Человек из стали»

Надо сказать, что первоначально вышедший из-под пера Сигела Супермен – чудовище с лысым черепом и звериным оскалом – был вариантом «безумного ученого» типа профессора Мориарти из рассказов о Шерлоке Холмсе Артура Конан-Дойла – злым гением, обладающим сверхъестественными умственными способностями и одержимым мировым господством. Однако в 1933 году, после того, как к власти пришел Гитлер, который на свой античеловеческий лад искажал ницшеанскую концепцию сверхчеловека, Сигел и Шустер решительно пересмотрели свое понимание образа Супермена и отвели ему новую актуальную миссию. Они изменили своего персонажа до неузнаваемости, придав внешность Дугласа Фербенкса и превратив в защитника слабых, в борца за добро и справедливость.

 

man-of-steel1
«Человек из стали»

Рассел Кроу в роли отца Супермена приобрел черты и пластику ветхозаветного праотца, а британский актер Генри Кэвилл, выбранный на роль его сына, вполне может соперничать по внешним данным с Дугласом Фербенксом; но авторы «Человека из стали» сделали благородную отсылку к ушедшему из жизни исполнителю первого Супермена нового времени – Кристоферу Риву, придав в финальных кадрах своему герою сходство с ним. В этом не только синеманская радость; огромная значимость вселенной супергероев в том, что она связывает разные поколения, передавая традиции подлинных ценностей. (Американская супергеройская мифология в этом плане превзошла по значимости, к сожалению, увядшую Великую французскую мифологию, прославившую кинематограф Жана Кокто, но не пережившую его.)

Джонатан Кент (Кевин Костнер) и Марта (Дайана Лейн), жители «кукурузного пояса» – соль соли земли, хранители ценностей протестантской этики, на основе которых выросло благоденствие страны, готовые пойти на смертельный риск, чтобы спасти собаку, и не паникующие от того, что родной дом со всем нажитым непосильным трудом разрушен дотла. В таких семьях и воспитываются настоящие супергерои. То есть те, кто живет в другом человеческом измерении, кто может стать выше личной обиды (не говоря уж о выгоде), понимая важность общественного блага. И создатели «Человека из стали» не боятся «плюсовать», заставляя Кларка в первом его геркулесовом подвиге поднимать не просто автомобиль (как было на обложке первого комикса про Супермена), а целый школьный автобус, набитый его обидчиками.

man-of-steel3
«Человек из стали»

Что касается сюжетного «осовременивания», то можно, во-первых, упомянуть пост-апокалиптический мотив разрушения Криптона от того, что алчность заставила ее население в добыче ресурсов добуриться до самого ядра планеты. А во-вторых – это подчеркнутые опасения земных родителей Супермена, чтобы сынок, не дай бог, не обнаружил своих сверхспособностей – этого в обществе равных возможностей ему не простят, затравят. Ну и в-третьих, это, конечно, модернизированная Лоис Лейн – не традиционная «девушка в опасности», а бой-девица, готовая отпустить соленое словцо и знающая, куда надо целить удар, чтобы мужика скрючило от боли; не столько герл-френд, сколько соратница. Но, впрочем, она вновь выполняет свою роль катализатора, отвечая на вопрос, нужен ли нам сегодня Супермен или нет. И, разумеется, доказывая, что да, нужен.

man-of-steel4
«Человек из стали»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).