Звезда Соломона
- Блоги
- Нина Цыркун
12 декабря в российский прокат выходит историческая драма Стива МакКуина «12 лет рабства». Об экранизации мемуаров Соломона Нортапа – вольного гражданина США, в середине XIX века средь бела дня ставшего живой собственностью рабовладельцев Юга, – Нина Цыркун.
Устная легенда сообщает, что ветхозаветный царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума; по другой легенде, он сорок дней провел в изгнании. За Соломоном Нортапом из штата Нью-Йорк соломоновых грехов не числилось, но он в одночасье лишился всего, что составляло его богатство – дома, семьи и профессии скрипача, а в тяжком изгнании с позорным невольничьим жетоном на шее провел 12 лет.
Британец Стив МакКуин предпочитает для своих фильмов названия лаконичные, без обиняков указывающие на то, про что кино: «Голодовка», «Стыд» и вот «12 лет рабства». Казалось, Квентин Тарантино навсегда закрыл тему своим постмодернистским стебом «Джанго освобожденный». Джанго освободился, и ура. И вот выходит фильм, снятый по полузабытым мемуарам непридуманного непосредственного героя событий тех лет, да еще в стилистике, заставляющей вспомнить приснопамятный соцреализм с его четко распределенными ролями и обозначенными акцентами.
Казалось, что американцам, преодолевшим расовую сегрегацию до такой степени, что маятник чуть было не качнулся в противоположную сторону, уже нет необходимости напоминать о том, как ужасно было рабство. Но фильм, вышедший через 152 года после принятия закона об отмене рабства, заставляет людей почувствовать ужас того, что значит стать рабом, если всю жизнь до этого ты был свободен. Короче говоря, почувствовать ценность свободы, о которой забываешь, привыкнув к ней, как к воздуху. Я думаю, именно этот универсальный смысл важен для создателей фильма сегодня, когда вновь и вновь в разных странах встает вопрос о том, что надо, мол, малость пожертвовать свободой ради безопасности.
«12 лет рабства»
Как раз ради безопасности героя фильма Соломона Нортапа (Чиветель Эджиофор) добрый рабовладелец (Бенедикт Камбербэтч) продает его жестокому хозяину (Майкл Фассбендер): он ведь знает, что лучше для раба. И пусть теперь Соломон уже не играет на скрипке, а собирает хлопок на плантации, зато теперь до него не дотянутся руки надсмотрщика, которому он насолил. Вообще, когда смотришь «12 лет рабства», ассоциации с временами как сегодняшними, так и не столь отдаленными, и событиями и людьми не американскими, а, к примеру, немецкими или российскими, как ни странно, возникают то и дело.
Но главное, сама фигура Соломона. Житель Северного штата, он был и чувствовал себя таким же равноправным гражданином страны, как любой белый. Искусно играл на скрипке, воспитывал двоих детей, радовался своему уютному дому. Но в один непрекрасный день доверился парочке аферистов, предложившей ему ангажемент на пару недель за большие деньги, и попал в лапы торговцев живым товаром. И прежде всего лишился своего имени, на 12 лет став Платтом Хэмилтоном.
Конечно, его свободная жизнь в городке Саратога Спрингс явно приукрашена – она выглядит идиллически, как, верно, представлялась самому Соломону, оторванному от своего прошлого. Соответственно, фигуры плантаторов Эпсов (Эдвина Эпса и его жены) тоже выглядят безусловно злодейскими, словно вырезанными из жести. Впрочем, имя Эпса, говорят, даже вошло в поговорку на Юге («Не будь Эпсом»); может, он таким и был – впадающим в ярость при малейшем подозрении не то что на сопротивление – на самостоятельный поступок раба. Ибо, ревностный фанатик, читающий рабам библию, он искренне считал, что они – не люди, а орудия труда. (В СССР говорили не о них, а о своем свободном населении – «рабсила»). Когда Соломон попал в рабство, товарищи по несчастью твердили ему о том, что теперь их задача – выжить, и учили, как: притвориться неграмотным идиотом. Но он со своим опытом свободного человека не желает выживать, он хочет жить.
«12 лет рабства», трейлер
Стив МакКуин сосредоточил в одной сцене то, что в книге заняло бы сотни страниц. Возненавидевший Соломона надсмотрщик приказал его повесить, но более гуманный белый подсек веревку, отправившись за хозяином, чтобы продемонстрировать ему, как тут распоряжаются господским имуществом. И до прибытия своего владельца Соломон висел в петле, упираясь носками в грязь. А в это время вокруг шла обычная жизнь: резвились на лужайке дети; сновали по делам чернокожие женщины; не замечая его, проходила в дом белая леди.
Как образованный человек, выросший в иной среде, Соломон Нортап замечал то, что проходило мимо глаз других очевидцев. И множество этих деталей вошло в его мемуары, которые стали голосом тех, кто вынужден был молчать или не умел высказаться, и теперь страдания унесенных ветром ожили на экране. И безутешной матери, разлученной с детьми, и юной «королевы полей» («короновал» ее мистер Эпс) – рекордсменки по сбору хлопка и одновременно наложницы хозяина Пэтси, которой легче умереть, чем терпеть барский гнев и любовь. (Пэтси сыграла дебютантка Лупита Ньянго, с таким энтузиазмом относившаяся к своей роли, что перед ней, по его признанию, робел сам режиссер.)
«12 лет рабства»
Фильм о самых постыдных страницах в истории США страницах истории обошелся всего в 20-22 миллиона долларов с наибольшим участием компании Брэда Питта Plan B. Питт и сам не погнушался сняться в эпизодической роли – наверняка за медные деньги, если не совсем бесплатно. И показал всему миру, что такое настоящий патриотизм и как надо родину любить.