Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Голливуд обратился к взрослой аудитории - Искусство кино
Logo

Голливуд обратился к взрослой аудитории

Молодежная аудитория уходит из кинотеатров, и продюсеры все чаще обращаются к поколению 80-х, выросшему на трилогии «Назад в будущее»

«Will you still need me, will you still feed me when I am 64?», - спрашивали когда-то Beatles. В контексте голливудских боевиков и их поклонников ответ явно будет положительный. Сильвестру Сталлоне, недавно сыгравшему роль в картине «Неудержимые» (The Expendables), на самом деле 64 года, и в этом фильме он временами напоминал скорее пенсионера, спешащего на автобус, чем крутого киногероя. Но когда после предпросмотра зрители оглянулись на своих соседей, они осознали, что и сами уже далеко не так молоды. Бокс-офис «Неудержимых» показал, что время не властно над Сталлоне. Результаты исследования, опубликованные в одном из специализированных киножурналов Лос-Анджелеса, демонстрируют, что в 2009 году 37% киноаудитории США составили люди в возрасте от 40 и старше, на долю которых пришлось 32% всех купленных билетов.

Прокатчики все чаще говорят об аудитории «стареющих бэбибумеров», которая активизировалась и в Великобритании, способствуя процветанию и расширению соответствующего сегмента кинорынка. Так, в период с 1997 по 2007 год в этой стране число билетов, проданных людям старше 45 лет, выросло вдвое - с 19 почти до 38 миллионов. Иными словами, смотреть кино в кинотеатре сегодня предпочитают, в основном, люди среднего и пожилого возраста.

Голливуд всегда, пусть и краем глаза, следил за великовозрастной аудиторией. Вот почему на протяжении долгих лет на экранах периодически появлялись такие картины, как «Шофер Мисс Дэйзи» и «На Золотом пруду», где зритель мог полюбоваться любимыми кинозвездами на закате их славы. Несколько лет назад, когда на экраны вышла «Королева» Стивена Фрирза, исследования аудитории показали, что 60% зрителей, пришедших в кинотеатры, были старше 55 лет.

Однако сегодня картины, нацеленные на людей старшего поколения, - уже не обязательно изысканные и сдержанные костюмные драмы. Ведь в кино ходит поколение, выросшее на трилогии «Назад в будущее». Возникло новое племя зрителей, от 40 и старше, которые хотят ходить в кино и смотреть такие же отвязные фильмы, какие они смотрели в подростковом возрасте. Причем звезды тех лет сегодня по-прежнему в авангарде. Поэтому мы видим, как Хелен Миррен и Морган Фримен уделывают всех в «РЭД» (собравший в мировом прокате более 150 млн долларов), Дольф и Слай спустя столько лет все продолжают переворачивать мир вверх дном в «Неудержимых» (мировые сборы – 226 млн. долларов), а Клинт Иствуд вновь берет на себя роль бесстрашного блюстителя порядка в «Гран Торино» (мировые сборы – 269 млн. долларов).

Наряду с безумными экшенами, уносящими сорокалетних во времена их бурной юности, сегодня появляется и довольно много слащавых мелодрам, навевающих воспоминания о нежно любимых молодежных фильмах 80-х с их неизменной звездой Молли Рингвольд. Печаль, в которую погрузились все СМИ после смерти Джона Хьюза в августе 2009, стала еще одним доказательством ностальгической одержимости зрителей ушедшей эпохой 80-х, с их «Милашкой в розовом» и «Клубом «Завтрак».

Кинокритики и деятели культуры принялись наперебой восхвалять Хьюза. И надо признать, величественные панегирики значительно преувеличивали его режиссерские достижения, к слову, весьма скромные (всем нравился «Выходной Ферриса Бьюллера», но это еще не повод провозглашать режиссера новым Орсоном Уэллсом).

Хьюза больше нет, но дело его продолжает жить. Новый фильм «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс, сделанный как раз в духе хьюзовских, - бальзам на душу для тех, кому за 30 (существует голливудский миф о том, что Моли Рингвольд отказалась от роли в «Красотке», превратившей Джулию Робертс в мегазвезду). Новый роуд-муви «Впритык» Тода Филлипса с Робертом Дауни младшим и Заком Галифианакисом критики стерли в порошок, заявив, что сюжет откровенно содран с «Самолетом, поездом, машиной» (1987) того же Хьюза. В этом-то и суть. Должно быть, продюсеры понадеялись на то, что аудитория, обожавшая в свое время Хьюза, соблазнится изящной имитацией Филлипса и повалит в кинотеатры.

Стремление голливудских студий заманить поколение 80-х в кинотеатры объяснить довольно просто. На молодую аудиторию совершенно нельзя положиться. Они заняты видеоиграми. Им легче посмотреть фильм в Интернете, чем пойти и заплатить за билет в кино. Они слишком увлечены новыми приложениями для iPhone и общением в социальных сетях, чтобы следить за репертуаром местных кинотеатров. Возможно, у них нет денег, а посещение кинотеатра становится чрезвычайно дорогим удовольствием. С легкой руки прокатчиков билеты на фильм в 3D-формате теперь стоят на 40% дороже обычных.

Безусловно, будет преувеличением сказать, что Голливуд игнорирует молодежь. Тинейджеры остаются самым доходным сегментом потребительского рынка.«Аудитория значительно состарилась, чего не скажешь о фильмах», - заявил недавно газете Variety продюсер Билл Микэник, глава студии Pandemonium Films. – «Целевая аудитория большинства студий - по прежнему люди в возрасте от 15 до 25, но сейчас она стала менее активной».

Изменился и голливудский маркетинговый жаргон. Излюбленным клише студийных воротил стал «четырехквадрантный фильм». Название, звучащее как термин из области геометрии, на самом деле обозначает категорию фильмов «для всех» - молодых, старых, мужчин и женщин. Проблема таких картин в том, что, как правило, их производство обходится слишком дорого – от 100 млн. долларов и больше. Поэтому их сравнительно немного. Образовавшийся пустующий сегмент рынка заняли независимые компании, снимающие чуть менее дорогие «двух-/трехквадрантные» картины. Наглядный пример – те же «Неудержимые» с бюджетом в 70 млн. долларов, полученным, в основном, за счет предпродаж за границей. Появлению множества фильмов, ориентированных на поколение 80-х, можно найти и культурные, и экономические причины. Многие режиссеры, снимающие эти картины, сами выросли в 80-е, именно тогда формировался их вкус и развивалась творческая восприимчивость. Кроме того, гораздо легче использовать и звезд того времени (того же Уиллиса или Сталлоне), чем пытаться изобрести новых культурных героев. Они на удивление хорошо сохранились, а их участие в фильме стало обходиться не так уж дорого.

Меж тем зрители среднего возраста и пожилые переживают период крайней экономической нестабильности. Возможно, именно поэтому поколению 80-х так хочется сбежать из реальности в мир кино, уносящий их в беззаботные подростковые годы, когда взрослая жизнь еще не взваливала на их плечи тяжкий груз ответственности.

Independent.co.uk

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012