На медиафоруме ММКФ покажут «Говорящее кино»

В рамках параллельной программы Медиа форума 2015 «Говорящее кино» 23 июня — 14 июля в летнем кинотеатре МУЗЕОН состоятся показы фильмов Николя Рея, Алена Кавалье, Йонаса Мекаса, Джеймса Беннинга, Анджелы Риччи Лукки и Эрванта Джаникяна.

23 ИЮНЯ, 22:00
LE PARADIS, ALAIN CAVALIER, 2014 / «РАЙ», АЛЕН КАВАЛЬЕ

speakin-cinema-1

Ален Кавалье (14 сентября 1931) состоялся как режиссер в эпоху Новой волны, частью которой себя никогда не считал. Прославился своими политическими триллерами с амбивалентными персонажами и «глянцевыми», по собственному определению, фильмами с такими знаменитостями, как Катрин Денев, Ален Делон и Роми Шнайдер, но позже обратился к философским темам и новым формам, значительно более авангардным. Начиная с нуелвых снимает поэтические ни на что не похожие видеоэссе в одиночку, без бюджета.

Утонченный, независимый и, по выражению президента Каннского кинофестиваля Жиля Жакоба, свободный как птица 83-летний мэтр французского кино Ален Кавалье уже не первый год создает свои видео-эссе лишь с помощью ручной видеокамеры, находя поэзию в самых неожиданных местах (например, общественных туалетах). «Рай» — медитация о жизни и смерти, смесь ежедневных наблюдений, воспоминаний, библейских и античных притч, главные роли в которой играют маленький робот, заводной гусенок и мертвый птенец павлина — райской птицы. С помощью закадрового текста ему неизменно удается воссоздать свой внутренний мир в объектах, попадающих в поле зрения камеры. В этом фильме, пользуясь минимальными средствами, ему удалось сотворить свой персональный рай.

Вошел в десятку лучших фильмов 2014 года по версии журнала Cahiers du Cinéma. Участвовал в программе Международного Роттердамского кинофестивля.

Фильм будет демонстрироваться на французском с русскими субтитрами.

 

26 ИЮНЯ, 22:00
OUT-TAKES FROM THE LIFE OF A HAPPY MAN, JONAS MEKAS, 2012 / «НЕВОШЕДШИЕ КАДРЫ ИЗ ЖИЗНИ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА», ЙОНАС МЕКАС

speakin-cinema-2

Йонас Мекас — один из самых выдающихся режиссеров киноавангарда и признанный поэт. Родился в Литве. До того как прибыть в Нью Йорк в 1949, пытаясь бежать от нацистских сил на Запад Мекас со своим братом провел четыре года в немецких лагерях для перемещенных лиц. В Нью-Йорке начал снимать 16-миллиметровые фильмы. Выработал собственный стиль кино-дневника, попутно занимаясь кинокритикой, программированием кинопрограмм, организаторской и дистрибьюторской деятельностью. В 60-е годы создал и до сих пор руководит крупнейшим в мире архивом авангардного кино и синематекой Anthology Film Archives.

Поэтическая чуткость и спонтанная фиксация окружающей жизни определяют его творчество, большую часть которого составляют кино-дневники. Уникальность видения Мекаса — в способности ухватывать образы радости, красоты и торжества жизни. Разрабатывая в 1960-х свой дневниковый стиль, широкую известность получил благодаря фильмам, в которых оказалась запечатлена повседневная жизнь нью-йоркской художественной богемы.

Законченный за несколько месяцев до 90-летия Йонаса Мекаса, этот фильм — последняя часть его кино-дневников. Кинопоэма, по духу и форме близкая к его стихам, похожая на все остальные его работы — и в то же время совершенно иная. Выцветшие кадры эфемерной красоты, которую Мекас искал на протяжении всей своей жизни, сопровождаются лирическим закадровым комментарием, а так же цифровыми съемками итоговой работы за монтажным столом. Это прощальный взгляд на собственное творчество, кино, жизнь и тех, с кем ему посчастливилось ее разделить. Однако голос Мекаса, всегда занимавшегося сотней дел одновременно, по-прежнему полон витальности. Он все еще бодрее многих.

Участник Международного Венского кинофестиваля.

Фильм будет демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами.

 

30 ИЮНЯ, 22:00
AUTERMENT, LA MOLUSSIE (DIFFERENTLY, MOLUSSIA), NICOLAS REY, 2012 / «ИНАЧЕ, МОЛУССИЯ» НИКОЛЯ РЭЙ

speakin-cinema-3

Николя Рэй не был назван в честь знаменитого американского режиссера (который как раз использовал псевдоним), и он даже не сын французского экспериментального режиссера Джорджа Рэя.

Cнимает кино с 1993, балансируя между фотографией, документальным и экспериментальным кино. Много времени проводит в L'Abominable – кинолаборатории для работы с пленкой, которую он создал вместе с другими художниками в 1996 году. В 1999 году снял фильм «Советы плюс электрификация» — трехчасове кинопутшествие по России в сторону Магадана.

Фильм французского авангардиста Николя Рэя снят на просроченную 16-миллиметровую пленку, что придало его изображению особую живописную текстуру, и состоит из 9 частей, комбинируемых случайным образом для каждого показа. В 8 из них использованы фрагменты романа Гюнтера Андерса, вскрывающего фашистское нутро капитализма, и наоборот. Марксистская диалектика сочетается здесь с крайне необычной кинематографической чувственностью, а смелые эстетические поиски с уникальным экспериментом по работе с текстом, который для российского показа перевела Татьяна Баскакова.

Участник Международных кинофестивалей в Берлине, Торонто, CPH:DOX, Cinema du Reel.

Фильм будет демонстрироваться с оригинальной пленки 16 мм в присутствии автора, на немецком языке с русскими субтитрами. 

 

7 ИЮЛЯ, 22.00
STEMPLE PASS, JAMES BENNING, 2012 / STEMPLE PASS, ДЖЕЙМС БЕННИНГ

speakin-cinema-4

Джеймс Беннинг — одна из центральных фигур независимого американского кино, и в то же время он один из самых плодовитых его представителей: на его счету более 25 полнометражных картин и еще столько же короткого метра. Все они практически неизвестны российскому зрителю. Он любимец критиков и фестивальных отборщиков, один из синонимов экспериментального кино, начинавший как режиссер-структуралист, а поздними своими цифровыми картинами зарекомендовавший себя как мастер «пейзажного фильма». Интерес к нарративным экспериментам сочетается в нем с духом классицизма — живописным вниманием к композиции, цвету и свету.

Stemple Pass — наиболее интересная и значимая его работа последних лет. Она посвящена Унабомберу — радикальному террористу-одиночке, гениальному математику, неолуддиту, анархисту и социальному критику, ушедшему жить в леса, а потом объявившего войну цивилизации. В этом фильме Беннинг достиг совершенной чистоты формы: он состоит всего из 4-х тридцатиминутных кадров, снятых с одной точки и показывающих нам местечко у подножья Сьерра-Невады, похожее на то, где жил Тед Качински. Идиллический пейзаж сопровождается чтением его текстов: ранних дневниковых записей, закодированных отчетов об изготовлении первых бомб, знаменитого «Манифеста Унабомбера» и интервью, взятого у него уже в тюрьме. Некоторые материалы до этого никогда не были обнародованы. Взаимоотношения между звуком, текстом и изображением варьируются от ассоциативных связей до радикального контрапункта, а чувство возвышенного, возникающее от созерцания природы, и конфликт с внедряющейся на ее территорию цивилизацией переданы с помощью чистой длительности, на которую только и способно цифровое кино.

Участник Международного Берлинского кинофестиваля в 2013 году.

По требованию автора и владельцев прав на используемые в фильме тексты фильм будет демонстрироваться без перевода на английском языке. 

 

14 ИЮЛЯ
PAYS BARBARE (BARBARIC LAND) YERVANT GIANIKIAN AND ANGELA RICCI LUCCHI, 2013 / «ЗЕМЛЯ ВАРВАРОВ» ЭРВАНТ ДЖАНИКЯН И АНЖЕЛА РИЧЧИ ЛУККИ

speakin-cinema-5

Эрвант Джаникян и Анжела Риччи Лукки — режиссеры, работающие в Милане, известны своей выдающейся работой с архивными киноматериалами. Вдумчиво сопоставляя изображения посредством монтажа, Джаникян и Риччи Лукки также переснимают материал, меняют скорость, добавляют цвета и озвучку, перекадрируют изображения, фиксируя ключевые детали. Такая тщательная работа провоцирует аналитическое воприятие и заcтавляет задуматься не только о содержании кадров, но и процессе его формирования.

Фильмы Эрванта Джаникяна и Анжелы Риччи Луччи были показаны на ведущих международных фестивалях, таких как Каннский, Венецианский, Роттердамский, Берлинале. Ретроспективы их работ проводились в главных фильмотеках мира (французская Синематека, испанская Фильмотека, португальская Синематека и Pacific Film Archive в Беркли) и в таких музеях, как MoMA в Нью-Йорке и Tate Modern в Лондоне.

Джаникян и Риччи Лукки — ветераны found footage документалистики; они уже многие годы создают из архивных материалов критические эссе, в основном антиколониального и антимилитаристского толка. Последний фильм этой пары — ошеломляющий пример такой работы. Используя частную хронику, закадровый комментарий и песни по текстам Анри Мишо, они рассказывают о брутальности итальянского империализма 20 — 30-х годов. Нерв этого фильма в смещении привычной траектории зрения: этнографические снимки обнаженных африканских женщин в «варварской» Эфиопии говорят нам скорее о природе колониального взгляда, в то время как фотографии итальянских господ из личных архивов предстают материалом историческим и политическим. Где пролегает граница между варварством и цивилизацией? Как это соотносится с настоящим? Итальянские художники и режиссеры подводят нас к тому, что у каждой эпохи свой фашизм.

Участник Международных кинофестивалей в Локарно, Торонто, Турине.

Фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. 

 


XVI Медиа Форум Московского Международного Кинофестиваля  это ежегодная параллельная программа кинофестиваля, объединяющая современных художников и режиссёров на пограничной территории кино, видео- и медиа-арта.

Подробности см. на официальном сайте летнего кинотеатра МУЗЕОН http://www.muzeon.ru/

Сукебан

Блоги

Сукебан

Дмитрий Комм

О японском pinky violence 70-х и его звезде Мики Сугимото, на днях отметившей 60‑летний юбилей, – Дмитрий Комм.

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.