Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Варшавский кинофестиваль 2010 года: открытие - Искусство кино
Logo

Варшавский кинофестиваль 2010 года: открытие

8 октября в Варшаве открывается очередной (двадцать шестой) Варшавский Международный кинофестиваль — главное кинособытие года в Польше.

Трудно поверить, но фестиваль появился четверть века назад как неделя показов киноклуба, организованного студентами Варшавского университета во главе с Романом Гутеком, человеком номер один в артхаусной среде современной Польши (интервью с ним читайте в ближайших номерах «Искусство кино»). В годы ПНР киноклуб был единственной возможностью демонстрации широкой публике фильмов, которые не показывали в кинотеатрах. В тот период, после введения «военного положения» и вплоть до ликвидации коммунистического режима, с показами фильмов было непросто, поэтому Варшавский кинофестиваль (тогда — Варшавская неделя фильмов) сразу же стал некоей культурной «форточкой».

За годы существования фестиваль не только сменил свой статус (в прошлом году он был наконец причислен к кругу фестивалей класса «А»), но и место проведения. Ютившийся прежде в кинотеатре Luna, одном из старейших кинотеатров Варшавы, на интерьер которого, кажется, не влияют ни время, ни шум цифровых революций (лишь в прошлом году там закрылся ларек по продаже VHS-кассет), сегодня фестиваль занимает самые гламурные мультиплексы Варшавы: «Мультикино» в «Злотых Тарасах», кинотеатр во Дворце Культуры и науки (оммаж Борису Ланкошу с его «Реверсом») и «Культуру», вотчину Польского института киноискусства. Noblesse oblige — Варшавский кинофестиваль собирает обширную программу, демонстрируя за 10 дней около 200 фильмов: как фильмы первым экраном, так и нашумевшие премьеры уже прошедших фестивалей. В этом году, например, здесь покажут наших «Овсянок» Алексея Федорченко; при этом странно, что в программе отсутствует новый фильм Ежи Сколимовского «Необходимое убийство» — главная гордость польской кинематографии этого года. В Гала-премьерах — несколько картин из Канна, среди которых «Турне» Матьё Амальрика, «Беспредел» Такэси Китано, «Аврора» Кристи Пую, а также новая картина Ларисы Садиловой «Сынок». Грегг Араки с фильмом «Ба-бах!» и «Революция» — альманах короткометражек на одноименную тематику ведущих мексиканских режиссеров (в ряды которых уже несколько лет настойчиво пробивается Гаэль Гарсия Берналь).

Традиционно польских фильмов на фестивале совсем немного. В Международный конкурс попала всего одна картина — «Крещение» Мартина Вроны, история о бывшем преступнике, который, встретив старого приятеля, просит того стать крестным своего новорожденного сына, а затем и вовсе забрать его жену и ребенка. Зато сразу две российские картины: помимо «Овсянок» Алексея Федорченко, новая лента Алексея Учителя «Край». Кроме этого, в параллельной программе — «Erratum» Марека Лехкого, одного из интереснейших молодых польских режиссеров. Второй его полнометражный фильм — роуд-муви о метафизическом прикосновении героя, проезжающего через места собственной молодости, к своему прошлому. Два польских «документа» на фестивале: «50/50» Кшиштофа Новинского и Доминики Длугокецкей и «Bad girls. Камера 77» Януша Мрозовского. Первый — видеодневник 21-летнего студента актерского факультета Новинского, узнавшего, что у него рак. Фильм поделен на две части: одну ведет сам Кшиштоф, рассказывая о борьбе с болезнью и надежде на выздоровление, вторая — своеобразный реквием его друзей. Фильм Мрозовского — вторая часть его дилогии о заключенных (первая история — о мужском карцере). Героини нового фильма — семь отбывающих срок женщин, не обращая никакого внимания на камеру, с помощью которой за ними наблюдают, ведут беседы о свободе, мужчинах, будущем.

Как и положено крупному международному форуму, здесь не только показывают фильмы, но и продают права на них: кинорынок CentEast уже пять лет работает в рамках фестиваля.

Фестиваль продлится до 17 октября. Сайт фестиваля: http://www.wff.pl/

Дина Назарова

 

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012