Проведение фестиваля OPEN CINEMA оказалось под угрозой
Оргкомитет международного кинофестиваля короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA, проходящего при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга в Санкт-Петербурге последние 10 лет, распространил письмо, в котором сообщил, что в связи с принятием новых законодательных норм о правилах проката российского кино многие его показы оказались под угрозой.
«В 2014 году на конкурс подано 270 российских работ, из которых отборочная комиссия выбрала 22 для участия в официальной конкурсной программе. - Сообщается в письме. - В данный момент лишь 7 из них имеют прокатные удостоверения, а значит, показ всех остальных будет нелегитимным. Эти цифры приведены без учета внеконкурсных программ, где фестиваль OPEN CINEMA также планировал широко представить российское кино. Но сможет ли?
С 1 июля сложности возникли сразу у нескольких международных петербургских фестивалей, которые начинают свою работу в ближайшие месяцы. Среди них «Окно в Европу», «Послание к человеку», «Мультивидение», «Начало», «Дебоширфильм – Чистые грезы». OPEN CINEMA стартует уже 1 августа – на его программах новый закон скажется первым. Безусловно, мы не можем говорить за всех фестивальных коллег, но возможно, наш горький опыт призовет профессионалов от киноиндустрии, широкую общественность и исполнительную власть обратить внимание на проблемы и парадоксы последней редакции ФЗ 126.
С 1 июля 2014 года внесены изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" - введена новая статья 5.1. «Прокатное удостоверение на фильм» (изменения введены Федеральным законом от 05.05.2014 г. №101-ФЗ).
Согласно новым поправкам, прокатное удостоверение должны получать все без исключения «аудиовизуальные произведения», будь то видео-арт, трехминутный анимационный фильм, дебютное игровое кино или документальный короткий метр. Не только те, что выходят на широкий экран (как было прежде), но и те, что созданы для фестивальных и любых некоммерческих показов. Это правило подвергает опасности само существование российского кинопроцесса, который до сих пор во многом держится именно на некоммерческой, в частности, фестивальной основе».
Далее в письме перечислены три «парадокса», возникающих на фоне действия новой статьи о прокатном удостоверении.
«Парадокс №1
Если данные законодательные нормы внесены для государственного надзора над нравственностью нации, то отчего тогда оставлены привилегии зарубежным фильмам? Их можно показывать на международных фестивалях на территории России без ограничений по особенностям содержания – допустимы и мат, и сцены жестокости и насилия. Законодатели, не задумываясь, сделали российское кино унизительно бесправным по сравнению с иностранным. Такое положение дел критически противоречит постулатам новой культурной политики страны.
Парадокс №2
Короткометражное кино в России практически не имеет доступа к широкому коммерческому прокату, как полнометражные фильмы, которым и прежде требовались министерские удостоверения. Это изначально фестивальное и клубное кино. Необходимость получать прокатные удостоверения еще больше усложняет процедуру выхода фильмов в свет и устанавливает дополнительный барьер между коротким метром и его зрителем. При полном запрете нецензурной лексики в произведениях искусства, удостоверений не получит добрая доля документальных и игровых фильмов. Такие понятия как «кинематографическая достоверность реальности» или «неформатное документальное кино» имеют шанс вовсе исчезнуть с лица кинофестивальной и киноклубной жизни страны.
Парадокс №3
Законодательные решения вынесены скоропалительно, без общественных дискуссий или круглых столов с экспертами в киноиндустрии и, даже без вполне логичных консультаций с непосредственным исполнителем законотворческих реформ - департаментом по кинематографии Министерства культуры РФ. Не оставлено даже минимального люфта времени для постепенного перехода на новую систему кинопроката в стране. Закон касается даже старых лент: они теперь также обязаны получить новые прокатные документы, удостоверяющие, что они следуют всем буквам так называемого «закона о мате». Получается, что ретроспективные показы российских фильмов на фестивалях и в киноклубах будут практически упразднены, а такие учреждения как Музей кино и ГФФ-Иллюзион не смогут показывать львиную долю своего репертуара».
Оргкомитет OPEN CINEMA указывает, что многие кинематографисты, да и руководство профильного департамента Министерства культуры РФ «уже засомневались в здравом смысле законотворцев» и призывает всех заинтересованных лиц и представителей СМИ к открытой дискуссии вокруг сложившейся ситуации.