16 июля исполнилось пять лет со дня смерти Дмитрия Александровича Пригова. В память об этом поэте, художнике и всестороннем виртуале самого себя публикуем фрагмент книги докторов философских наук Надежды Маньковской и Виктора Бычкова о различных видах виртуальной реальности.
]]>
Зара Абдуллаева прокомментарировала работу жюри на прошедшем 23-м сочинском "Кинотавре", а также выразила свое мнение относительно наиболее значимых картин, представленных на фестивале.
]]>
Андрей Фоменко разбирает фильмы Билли Уайлдера "Сансет бульвар" и "Туз в рукаве" и размышляет о том, является ли нуар жанром или стилем. Статья из №1 ИК.
Пол Шредер в своих «Заметках о film noir» выделяет три периода в истории жанра. Первый приходится на 1941—1946 годы; я бы определил его как «романтический нуар», поскольку сюжет здесь часто вращается вокруг темы фатальной любви и предательства. Его герой — «одинокий волк», например, частный детектив в духе героев Дэшила Хэммета и Раймонда Чандлера, чьи романы экранизированы как раз в это время. Съемки в основном павильонные, диалоги занимают большую часть экранного времени (сказывается традиция talkies — «разговорного кино» 30-х годов). Во второй период (1946—1949) — назову его «реалистическим» — нуар выходит из павильонов, действие становится более динамичным, в нем усиливаются социальные мотивы: уличная преступность, коррупция, нелегальный бизнес, рутина полицейской службы. Наконец, третий период (1949—1953), который Шредер совершенно справедливо считает вершиной эволюции жанра, — это, по его словам, «период психотического поведения и суицидальных наклонностей».
]]>
В №2, посвященном массовой культуре, ИК задал вопросы российским режиссерам о том, смотрят ли они российское коммерческое кино. Отвечают Павел Бардин, Сергей Лобан, Алексей Мизгирев, Алексей Попогребский, Андрей Прошкин, Кирилл Серебренников, Андрей Смирнов, Сергей Урсуляк, Борис Хлебников, Николай Хомерики и Владимир Хотиненко.
]]>Сегодня в московском Музее Кино открывается уникальная ретроспектива «Неизвестный Нагиса Осима», посвященная 80-летию режиссера. Об Осиме и о представленных в ретроспективе фильмах рассказывает Дмитрий Десятерик.
В прокат выходит последний фильм братьев Дарденн "Мальчик с велосипедом". О фильме рассказывает Зара Абдуллаева.
«Мальчик с велосипедом» кажется самым простеньким фильмом Дарденнов, однако, по-моему, самым смелым. Если смелостью считать наплевизм на банальную сюжетную схему, о которой любимые в Канне режиссеры нисколько наверняка не задумывались. Мальчик после смерти бабушки поселен в интернате, но мечтает об отце, у которого другие планы. Мальчика усыновляет парикмахерша. После турбулентных, но вполне обыденных коллизий, они сливаются в мирную ячейку бельгийского общества. Кто польстился бы на такую фабулу? Только люди, которые задумываются не только о сюжете и фабуле.
]]>В прокат выходит фильм Мадонны «МЫ. Верим в любовь» Рецензия на фильм Стаса Тыркина из №10 ИК.
Картина Мадонны «МЫ. Верим в любовь» могла разочаровать только неисправимых романтиков. Все остальные, включая горячих поклонников поп-дивы, за почти тридцать лет стахановской деятельности необратимо изменившей лицо шоу-бизнеса, не ожидали от нее гениальных свершений в кинорежиссуре. И без фильма было понятно, что в режиссерское кресло поносимая книжными червями богиня дискотек уселась с благородной целью встряски и обновления. Редкая способность Мадонны в пятьдесят три года начать все с нуля и по доброй воле поставить себя в уязвимое положение дебютантки является не только мотивацией ее обращения к режиссерской профессии, но объяснением причин, по которым эта легендарная женщина многие десятилетия держится на плаву и, надо полагать, переживет еще не одну свою подражательницу.
]]>26 января в прокат выходит долгожданное "Шапито-шоу" Сергея Лобана. Предлагаем вашему вниманию рецензию на фильм Антона Долина, опубликованную в №9 "Искусства кино".
«Фильм-загадка, фильм-шутка, фильм-лабиринт» — такие отчасти кичливые, отчасти глумливые подзаголовки дали своей монументальной (3,5 часа чистого времени плюс антракт) комедии «Шапито-шоу» режиссер Сергей Лобан и сценаристка Марина Потапова. Список эпитетов можно легко продолжить. Фильм-манифест, фильм-феномен, фильм-парадокс; фильм-карнавал, фильм-балаган, фильм-карусель; фильм-палиндром, фильм-палимпсест, фильм-тессеракт и т.д. Запланированная сенсация отозвалась сенсацией подлинной. Наконец-то главным событием ММКФ стала не завозная премьера из Канна, а честно отобранная конкурсная картина. Билетов было не купить — публику не отпугивал даже хронометраж. Вовсю работало сарафанное радио, не умолкавшее с момента выхода «Пыли», предыдущего труда тех же авторов, которому удалось стать самым прибыльным русским фильмом со времен перестройки (не из-за гигантских доходов, а из-за мизерных расходов: бюджет уложился чуть ли не в три тысячи долларов).
]]>В новом №11 ИК большой блок материалов посвящен телевидению. Мы представляем вашему вниманию из него статью Инны Кушнаревой о том, как исторически складывалось понятие «качественного телевидения».
Почему сегодня мы с большим нетерпением ждем премьеру нового сериала, чем очередную кинопремьеру? Почему стало модно смотреть телевизор? Понятие «качественное телевидение» (quality television) — одно из ключевых в медийной теории последних двух десятилетий. Но это явление — не чудо рождения искусства из пустоты, у него есть социокультурные, экономические и технологические предпосылки.
]]>21-22 декабря в Санкт-Петербурге пройдут "Дни журнала "Искусство кино"
Книжный магазин «Порядок слов»
наб. реки Фонтанки, д. 15
Марко Дутра – молодой режиссер из Бразилии, чей полнометражный дебют «Тяжелая работа», получивший приз в категории «История» на фестивале 2-in-1, рассказал о своем пути в режиссере, о панораме современного бразильского кино и своем взгляде на него.
Дина Назарова: Как вашим короткометражным фильмам удалось попасть на Каннский кинофестиваль, а полнометражному дебюту участвовать в престижной программе «Особый взгляд»?
Марко Дутра: Работая вместе с 1999, мы с Жулианой Рохас, моим соавтором, сделали более десяти короткометражных фильмов, и два из них попали в Канны. Таким образом, организаторы Каннского фестиваля нас уже знали, что, впрочем, не означает, что у них существовали какие-то предпочтения. Отборочный процесс очень прост: нужно просто записать диск с фильмом, отправить его в отборочную комиссию и ждать ответа.
ДН: Какова история создания «Тяжелой работы»? Почему возникла такая идея?
МД: У нас с Жулианой было много различных идей относительно сценария. Но перед нами стояла задача – снять полнометражный фильм, и в какой-то момент мы поняли, что именно хотим сделать. Основой стала идея фильма о женщине, которая решила открыть мини-маркет. Мы много размышляли о главной героине – Елене – и нам интересно было разобраться, каков ее путь. Мы изначально решили, что у нее будет много проблем: финансовых, в управлении персоналом. Но при этом нас самих завораживает тема ужасов (именно с ней, например, связаны многие наши короткометражные фильмы), и мы решили объединить лейтмотив фильма с ужасами. Таким образом, перед нами стояла задача: проследив путь Елены, решивший создать собственный бизнес, и привнеся элементы хоррора, показать персонаж, научившийся чему-то в ходе этого пути.
]]>
Андрей Фоменко рассуждает о границе, разделяющей две медиальные сферы - кино и изобразительное искусство. Статья из №6 ИК
Я хотел бы предпослать этому эссе что-то вроде визуального эпиграфа. Это ранняя, конца 70-х годов, работа современного фотографа Хироси Сугимото из серии «Кинотеатры». Как и всякое произведение (пост)концептуального искусства, она требует хотя бы короткого комментария. Для создания этой работы Сугимото установил камеру в кинозале во время демонстрации фильма, так что экран пришелся на середину кадра, и снимал его с очень долгой выдержкой, практически равной продолжительности фильма. Отраженного света оказалось достаточно, чтобы на негативе четко проявились очертания интерьера. Но сам экран, разумеется, оказался засвечен и превратился в ровный белый прямоугольник. Таким образом, попытка «сфотографировать» фильм привела к его исчезновению; перенесение фильма в медиум картины (а фотография выполняет здесь функцию картины — статичного изображения) попросту его стерло. Эту работу можно рассматривать с разных точек зрения, но меня в данном случае интересует лишь то, что в ней тематизируется граница, разделяющая две медиальные сферы — кино и искусство.
]]>
Ольга Шакина о призере Каннского фестиваля фильме Николаса Виндинга Рефна «Драйв», выходящем в российский прокат.
Любимый план Николаса Виндинга Рефна — мужской профиль на фоне облачного неба; любимый герой — мужчина, каким он хочет, но никогда не сможет быть. Рефн — певец идеальной маскулинности, которой нет места в современном мире смещенных полюсов и расплывчатых границ. Маскулинности во всех проявлениях — от тихой зацикленности на неосуществимой идее до физической агрессии, безудержной и бессмысленной. То и другое не знает пределов, то и другое глупо, ужасно и прекрасно одновременно.
Главной из собственных лент он считает «Вальгаллу: сагу о викинге» (Valhalla Rising) — там и стоит искать лучшую иллюстрацию к сказанному. Минут за двадцать пять до финала — череда тихих кадров: направлявшиеся в Святую Землю, а вместо того приплывшие то ли в рай, то ли в ад, то ли в дикую Америку норманны сходят с ума от ужаса перед отнявшим надежду на Царство Небесное неизвестным. Мужчина по пояс в воде, растерянно поднявший над головой меч крестообразной рукоятью вверх; мужчина, упрямо складывающий из скользких камней языческую ритуальную пирамидку; мужчина, топящий в луже лучшего друга и бессильно разглядывающий тяжелые окровавленные кулаки. Воины вне пространства подвига, в страхе и грязи, где воевать, кроме самих себя, не с кем, — конечно, после того, как отрубил головы, свернул шеи и выпустил кишки всему живому вокруг.
]]>На недавно завершившемся в Москве фестивале «2-in-1» была показана программа «Болливуд наносит ответный удар». Мы публикуем статью Марии Семендяевой об индийском кино из №5 ИК.
Если спросить любого неискушенного представителя современной западной цивилизации, воспитанного на Голливуде и европейском артхаусе, что такое индийское кино, он наверняка ответит: «А, это там, где братьев разлучили в детстве? И где все много поют и танцуют?» Со стороны индийский фильм примерно так и выглядит, лишь с оговоркой, что в последние двадцать лет танцевать и петь стали в разы лучше, появились изобретательные операторы, режиссеры и продюсеры, а актеры стали стремиться выглядеть по-европейски. В контексте высокобюджетных постановок, римейков западных фильмов и внутренней конкуренции индийских киностудий особенно ярко проявились особенности национального кино. Далее здесь мы будем говорить в основном именно о массовом, мейнстримном кино последних десяти лет, лишь немного касаясь авторского индийского кино. Так что же такое индийский кинематограф, и чем он так отличается от более близкого нам американского и европейского?
]]>На фестивале 2morrow был показан последний фильм иранского режиссера Джафара Панахи «Это не фильм». О картине рассказывает Зара Абдуллаева.
«Это не фильм» снят Панахи вместе с его постоянным оператором Моджтабом Миртахмасбом. Место действия: квартира режиссера, лифт в его доме. Время – один день из многих в ожидании решения суда, то есть приговора о шестилетнем заключении в тюрьму, об отлучении от профессии на двадцать лет, включая невозможность выезда из страны и запрет на интервью. А также предновогодняя ночь, известная как «среда фейерверков», которые не одобряет президент как «нерелигиозные действия», поэтому улицы Тегерана (сообщает Панахи его друг по телефону) кишат полицейскими.
]]>Сегодня в Москве фильмом Амира Надери «Cut» открывается фестиваль «2-in-1». О картине, ставшей хитом Венецианского фестиваля, рассказывает Зара Абдуллаева.
За двадцать лет, которые Амир Надери прожил в Америке, покинув Иран, он снял пять фильмов. Двадцать лет понадобилось этому одержимому, как и все его герои, человеку, чтобы назвать Америку «второй родиной». «Cut» – единственный радикальный фильм 68-го Венецианского фестиваля, открывший наш лучший фестиваль авторского кино «2-in-1», - снимался в Японии.
Самоучка Надери, синефил и неподкупный режиссер независимого кино, даже в пору его полумертвого состояния, предъявил революционный манифест, почти плакатное искусство, которое без всякого сарказма могло бы называться «Не могу молчать». Мотивация не для постмодернистов.
]]>На фестивале 2morrow проходит первая полная ретроспектива Андрея Смирнова. Виктор Матизен побеседовал с режиссером. Интервью опубликовано в №8 ИК.
Виктор Матизен. Андрей Сергеевич, в этом году исполнилось четверть века со времени V съезда кинематографистов CCCР, фактически обозначившего рубеж между советским и постсоветским кинематографом. За двадцать пять лет многое изменилось, и по нынешним позициям многих участников и наблюдателей этого безусловно исторического события видно, как они изменились и как мутировало их отношение к случившемуся. А ваша оценка происшедшего и ваших собственных действий в тот период как-то трансформировалась? Считаете ли вы, что «перестроечным» руководством СК были допущены ошибки, которые повлекли за собой кардинальные последствия?
]]>
В течение всего октября в Москве проходит Фестиваль культуры Польши. Знаменитый фотограф Миколай Гринберг привез в его рамках выставку «Много женщин», материалы для которой собирал по всему миру. После открытия он рассказал Дине Назаровой о своих личных впечатлениях от фотографии, работе с моделями и взгляде на современную визуальную культуру.