Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0
Из мрака в тьму перелетая - Искусство кино
Logo

Из мрака в тьму перелетая

Конечно, если делать сериал по образцу и подобию телевизионных новостей, где на каждом миллиметре не скрывают радости -- вот он и скандал! а вот и катастрофа! а вот и криминал объявился, -- тогда, может, "Досье детектива Дубровского" еще недостаточно страшно. Ясно же сказано: хороших новостей не бывает.

Даже если снимать сериал по образцу и подобию самой нашей жизни -- тоже ничего хорошего. Жизнь наша нынче плохой пример. Опять же запутаешься: где уголовник, а где депутат, где лидер, а где крикун надменный, где олигарх, а где президент, у кого своя машина, а у кого переписанная на бывшего мужа, тещу, племянника, товарища по партии и т.д.

Однако зачем же брать дурные примеры? В искусстве-то хотя бы можно сохранить внятность сюжета, лиц и целей. Особливо в искусстве детектива, который и так сам себе тайна. Тем более триллера, который уж тайна тайн за семью печатями. Нет, все запутать норовят, образованность показать. Как говорил персонаж А.Райкина, швейцар в гостинице: "Стол он и есть стол, нет, говорят: "Лятабля".

Мера остранения "Досье детектива Дубровского" -- куда там Бертольт Брехт. Жанр "Д.Д.Д." можно было бы определить как политический триллер, если бы не постоянное дружески лубочное подмигивание: да не боись ты, заполошный, это же все понарошку. Да, смех сквозь страх -- дело тонкое. Так, чтобы зритель ужасался и смеялся одновременно, не всякому автору дано. А тут не успеешь испугаться, как тебя норовят развлечь. Выходит, это политический комический триллер или политический триллер с элементами комедии. Словом, такая загадка, что и главная ТВ-колдунья Лилиана не поможет.

Дубровский, как я помню, был благородный герой. Помогал бедным. Грабил богатых. Молодец. Любил одну Машу. Но личная жизнь его не задалась. Конечно, сейчас время смутное, трудно нести на себе бремя благородства прошлых веков. И все же за кого мне переживать? Ищу -- не найду.

Дело в том, что у частного детектива Дубровского в сериале уж больно заковыристая цель для благородного героя: выкрасть в издательстве "Меркурий" для Маши матрицы известного английского бестселлера, который у нее в свою очередь украло это издательство. Конечно, если деньги хорошие проплачены, отчего бы не украсть украденное. Но как же с благородством героя? Тем более (и это главное) что и простому зрителю, не говоря уж об искушенном Дубровском, отчетливо видно, что эта Маша -- стерва, каких мало. Как какое мокрое дело (а они в сериале на каждом шагу), так Маша тут как тут. Не Маша, а Мата Хари какая-то. Так до конца и неясно, как это она ухитрилась буквально со всеми злодеями сериала увязаться в тугой узел. Но... полюбила Дубровского страстной любовью. Оттого, где может, пакостит, где может, помогает.

А вот Дубровский в такой единственной привязанности не замечен. Он со всеми дамами общается по мере необходимости. И то сказать, когда привязаться, тут отбиться не успеваешь -- они все к нему липнут, как мухи, привяжешься -- не отвяжешься, делом некогда будет заняться. Все, все женщины сериала поголовно от Дубровского без ума. (Недаром он Роман Романыч Дубровский.) И школьница Лера из одного с ним подъезда, и "ведьма" Ванда, она же Даша Китаева, и, конечно же, Маша, которая на самом деле не Маша, а Тамара, жена убитого друга Дубровского Хромова. Узнав о настоящем лице Тамары-Маши, Дубровский проявляет вдруг неслыханное и неуместное благородство, объявляя, что он больше не может спать с женой своего друга. Ишь он какой! Она может, а он не может! Друг уже убит. Пожалел бы женщину. Тем более если женщина просит.

Надо сказать, что все в сериале слегка не Маши, а немножко Тамары. В общем, графини изменившимся лицом бегут к пруду. У всех героев происходит, как говорится в сериале, "отслоение лица". Это отслоение здесь поставлено на поток. Выкраден суперспециалист, доктор, который заменяет любое лицо на какое надо. Его несколько лет держат в бандитском заведении под маркой издательства "Меркурий", и он конвейерным методом делает, кому надо, замену лица. Он и дочь свою, дурнушку, еще в своей жизни до плена превратил сначала в Анжелику Варум, а потом в Ирэн Хакамаду. И бандитам, кому это требуется по сюжету, меняет лица, как перчатки.

У иных же персонажей лица и без операционного вмешательства заметно меняются. Депутаты оказываются не депутатами, а доппелями (потом объясню), глава ФСБ -- заговорщиком, готовящим переворот в стране и смену всех, а насмешливый убийца, бывший разведчик, ныне писатель Китаев, образец профессионализма, оказывается не просто тем самым таинственным Авгуром, которого все ищут, сбившись с ног, весь сериал, но и человеком, решившим смыться за границу и там открыть ресторанчик, -- таков размах честолюбивых мечтаний человека с масштабом. Таково "отслоение лица".

Да, почти все герои имеют своих, как теперь говорится, доппелей. Для тех, кто не знает: это то, что старые русские, Блок и Достоевский, называли двойниками. Даже у самого Дубровского появляется двойник. И хоть он явно дебильный, кокаин нюхает, в чем подлинный Дубровский не был замечен, но влюбленные женщины разности не замечают, и одна из них, Даша Китаева, увозит своего кокаинового болвана за рубеж -- вести совместную богатую жизнь.

Частный детектив, мне кажется, должен заниматься частными делами. Не надо ему думать за всю Россию. Но когда начинают с кривого какого-то дела -- возвращение Маше украденных у нее матриц английского бестселлера, -- сразу же хотят как-то изменить, глобализовать свою задачу. Задачей Дубровского в сериале очень скоро становятся не какие-то там матрицы, а уничтожение Иринархова. Убить Иринархова -- вот цель частного детектива. А Иринархов -- второе главное лицо сериала -- это... нельзя рассказать кто. Может быть, и нечистая сила. Помните, "над Россией простер совиных два крыла"? Так это про Иринархова. Каждая серия начинается с крупного плана совиных крыл на фоне багрового заката над Москвой, потом сова приближает к нам свою совиную морду, а потом ее желтые глаза становятся глазами Иринархова, который цепко и мертвенно смотрит на нас, а рядом возникает логотип его бизнесконторы "Ива" и лозунг "Иринархов -- наш президент!". Короче, это бизнесмен, которому осталось несколько дней до президентских выборов, где он должен победить. Все заверчено в сериале, чтоб ему это не удалось

А еще Иринархов -- человек с чужим лицом. Когда-то ему все тот же доктор "сделал" лицо серийного убийцы из города Чита. А может, наоборот, серийный убийца из Читы с изменившимся лицом стал бизнесменом, политическим деятелем и кандидатом в президенты. Совсем сбили с толку, окаянные. В общем, есть у значительного лица и кандидата в президенты в Чите близнец с тем же лицом и с не менее разбойными помыслами. Он не в президенты баллотируется, а просто режет людишек поштучно в свое удовольствие. И разбойнички эти чувствуют меж собою самую жгучую связь. Как у одного что случится, так и другой плохо себя чувствует.

В конце концов один из Иринарховых убивает другого, а оставшегося убивает-таки Дубровский. Недаром все же он передвигался по сюжету (это писатель Китаев говорит, что герой-детектив должен не бегать, а передвигаться). Спас все же Дубровский Россию от разбойничка, который, если бы не Дубровский, стал бы президентом, и тогда всем хана. А по мне, если бы частный детектив не мотался, как цветок в проруби, рядом со всеми важнейшими госструктурами, сказание о нем было бы куда более структурировано. А то в "Д.Д.Д." тьма все сгущалась, стало уже совсем темно, но она продолжала сгущаться.

Вот ведь и задуман сериал профессионально, как киносериал. Но нарезка эпизодов такая дробная, что авторы только и успевают в отдельно снятой сцене убить кого-нибудь или туману напустить. А поговорить по душам?!

И все равно: хорошо, что цена закупки иностранного барахла сравнялась с ценой производства нашего. Желаю смотреть свою, русскую, дурь! Прощай, Родриго Лопес де Хименес!..

 

Р.S. А Маша уехала к матери своего покойного мужа Хромова. Не верю -- хоть убейте, хоть зарежьте.

© журнал «ИСКУССТВО КИНО» 2012