Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
И там я был… «Лукоморье. Няня», режиссер Сергей Серегин - Искусство кино

И там я был… «Лукоморье. Няня», режиссер Сергей Серегин

«Лукоморье. Няня»

Автор сценария В.Голованов
Режиссер С.Серегин
Операторы З.Киреева, К.Расулов
Художник С.Кравцова
Композитор И.Назарук
«Мастер-фильм»
Россия
2000

Понятно, что такое событие, как 200-летний юбилей со дня рождения А.С.Пушкина, солнца нашей поэзии, национальной гордости и так далее (каждый может продолжить этот ряд, насколько хватит дыхания), не могло оставить равнодушными отечественных аниматоров. В результате на свет произведено семь фильмов, так или иначе связанных с Пушкиным, именно столько их было показано на последнем Тарусском фестивале.

И сразу же, как в карточном фокусе, они разошлись по кучкам: три легли направо, три налево, один в середину («направо» и «налево» здесь определения чисто случайные, и ничего другого кроме необходимости про-тивопоставления за ними не кроется). Три беспредельно пошлых и бездарных фильма по мотивам различных пушкинских произведений. Три более или менее «биографические» картины, на мой взгляд, родившиеся из пушкинской трилогии Андрея Хржановского. Меньше всего это относится к фильму Оксаны Черкасовой «Ваш Пушкин», но и в нем чувствуется присутствие посредника. А хотелось бы, чтобы у каждого из авторов был вот именно что не «наш» и не «ваш», а свой собственный Пушкин. И, наконец, стоящее отдельно и от тех, и от других «Лукоморье. Няня» Сергея Серегина.

Что говорить, едва ли не все анимационные картины, о которых приходилось писать в последнее время, да и вообще все, что мы в последнее время видели, в большей или меньшей степени требуют снисходительности, постоянно возникают оговорки и оглядки на сегодняшнюю ситуацию, трудности, отсутствие денег, мизерное количество лент, неизбежно приводящее к понижению общего уровня. То, что раньше считалось бы рядовым хорошим фильмом, теперь становится событием. И вместе с тем качественных, профессионально сделанных картин — той самой «продукции», только на просмотр которой в Доме кинематографистов во время отчета студий каждый год уходило по три дня (и ведь это все делал один «Союзмультфильм»!) и еще день на знакомство с тем, что производил за год «Экран», — теперь практически нет, нет того плодородного слоя, на котором могли бы вырастать, над которым могли бы подниматься действительно нерядовые работы.

Так вот «Лукоморье. Няня» — просто хороший фильм. Сделанный, как раньше, командой, а не, как это часто происходит сегодня, одним человеком. Причем сценарист в этой команде — профессионал наиболее опытный, Владимир Голованов. Режиссер Сергей Серегин, с одной стороны, конечно, в кино не новичок, но с другой — все-таки дебютант. В отличие от многих, в анимационную режиссуру пришел не из художников и не из аниматоров. Скорее, приближался к ней по некоей спирали. Закончив МГУ по специальности «журналистика», работал на телевидении, на «Союзмультфильме», в Школе-студии «ШАР». Сделал два документальных фильма: «Михаил Цехановский. Драматическая графика» и «Федор Хитрук. Профессия — аниматор». А уже потом взялся за анимационный фильм. Что касается художника, то это совсем новое имя: для Софьи Кравцовой «Лукоморье. Няня» — дипломная работа.

Название необычное, но точное. Оно родилось из знакомых каждому ребенку пушкинских строк и не менее широко известных сведений о том, что няня рассказывала Пушкину сказки, а он потом пересказывал их по-своему. Вот так уже в самом названии соединены вымысел и реальность. Грань между ними стерта и в экранном повествовании, и вполне реальный — в реальности рисованного фильма — Пушкин разгуливает среди собственных персонажей. Сказал же он: «И там я был, и мед я пил». Вот Пушкин, пока один из богатырей любезничает с русалкой на ветвях, пытается было стать в строй на его место, но… не решается шагнуть в воду вслед за остальными. А вот он вполне натурально простужается, и няня лечит его народными средствами. Словно нет никакого перехода от яви к вымыслу, а выбранная техника рисованной анимации позволяет свести воедино то, что существует в реальности, и то, что возникает на бумаге под пером.

Не стану делать вид, будто фильм стал для меня открытием и потрясением. К сожалению, открытий и потрясений в анимации что-то давно не наблюдается, а случаются одни только сенсации, да и то не всегда объяснимые. Как-то так получается, что на одни фильмы все разом набрасываются, как назаровские муравьи, а мимо других пробегают не глядя. Про «Лукоморье» говорят примерно так: «Там все сразу ясно». Фильм действительно ясный и простой, что совсем не равнозначно примитивности. Действительно неброский, и, может быть, его графика кажется немного вялой. Но Пушкин получился. И, мне кажется, ценнее всего то, что у авторов получился «свой Пушкин», такой, какого раньше ни у кого не было. А это и есть самое главное.

Безусловно, в профессии необходим и высоко ценится эксперимент, собственно мастерство, но к чему все это, если персонаж на экране хоть и шевелится, но не оживает, не одушевлен? Мне кажется, чем дальше, тем прочнее многие забывают, зачем двигаются фигурки на экране. Авторы «Лукоморья» это знают и помнят. И их фильм — пусть несколько робкий и не очень размашистый, но важный шаг по тому единственному пути, на котором рождается действительно живое. Остается надеяться, что эта тропа все-таки не зарастет.